Фарида Бенлазид (род. 18 марта 1948 г., Танжер, Марокко ) - марокканский сценарист, продюсер, продюсер менеджер, писатель и режиссер. Она начала работать в сфере кино и кинопроизводства в семидесятых годах. По словам Сандры Гейл Картер, автора книги What Moroccan Cinema? : Историческое и критическое исследование, Бенлазид продолжает оставаться одной из немногих марокканских женщин в этой области. С начала своей карьеры до 2003 года она была единственной женщиной-режиссером в Марокко. Фильмы Бенлазида, адаптации романов, документальные фильмы и сценарии получили международное признание. Она стала известна тем, что представляла борьбу и препятствия, с которыми сталкиваются марокканские женщины, и включала свой личный опыт в свои сценарии и фильмы.
Картер далее заявляет, что отношения между полом, обществом и религией сформулированы в работе Бенлазида., который представляет женщин как многогранных и индивидуалистичных, каждая из которых определяется своим возрастом, классом, личным и культурным воспитанием.
Интерес Фариды Бенлазид к миру кино возник в молодом возрасте, вдохновленный интригой матери. Ее детство сыграло роль в формировании ее будущих фильмов. Например, Бенлязид выросла в Марокко, разговаривая со своей матерью по-испански и с отцом по-арабски, что привело к формированию мультикультурной идентичности. Это сформировало ее взгляд на жизнь и повлияло на большинство ее фильмов. Бенлазид, известная своими сложными построениями марокканской женщины в своих фильмах, включает несколько автобиографических компонентов в свои сценарии.
Тоска по образованию и возможность путешествовать, Бенлазид была ограничена ее тогдашним мужем, который из-за Марокканская интерпретация исламского права до девяностых годов была единственным, кто мог подать на развод. После долгой судебной тяжбы она развелась в 1971 году, оставив двоих детей, которых нужно было содержать. В том же году она покинула Марокко и переехала во Францию. Сначала она поступила в Парижский университет VIII, где изучала французскую литературу, а затем в Высшую школу кинематографических исследований (ESEC), чтобы изучать кино в 1974-1976 гг.
Бенлазид получила степень бакалавра кино и литературы от Парижский университет в 1976 году. Позже она получила степень магистра в Высшей школе кинематографических исследований в Париже. Сразу после окончания учебы она начала писать фильмы.
В 1979 году кинокарьера Бенлязид началась во Франции, где она сняла «Identités de femmes», короткометражку о женщинах-иммигрантах во Франции. Два года спустя, когда она вернулась в Марокко во время репрессивных лет руководства, в стране была слабая киноиндустрия. Она присоединилась к группе мотивированных режиссеров и в конечном итоге начала свою карьеру в качестве сценариста, продюсера, режиссера-документалиста, помощника режиссера и руководителя производства.
К 1989 году Бенлязид сняла свой первый полнометражный фильм «Дверь в небо»., хотя это была не первая ее кинематографическая работа. В 1981 году она продюсировала фильм и написала сценарий для «Куклы из тростника» (Poupees de Roseau) со своим вторым, а теперь уже бывшим мужем Джилхали Ферхаити и написала сценарий для «Бадиса» Мохаммеда А. Тази (1986). Через три года после своего первого художественного фильма она написала еще один сценарий для фильма «В поисках мужа моей жены» в 1992 году. С тех пор Бенлазид продолжает продюсировать, направлять и писать как фильмы, так и документальные фильмы. Она сняла в общей сложности шесть фильмов, написала в общей сложности пять фильмов, сняла в общей сложности два фильма и создала два документальных фильма. В 1991 году она создала свою собственную продюсерскую компанию под названием «Tingitania Films», происходящая от древнего названия Танжера, Тингис.
Как журналист, Бенлазид написал два коротких рассказа и писал политические статьи в качестве журналиста и критика в журналах. и журналы, включая Kantara, Le Libéral, El Mundo и Autrement.
Среди ее самых популярных фильмов - мафтуха Баб аль-сама (1989), Кейда Энса (1999) и Ниа Тэглед ( 2000).
Бенлазид остается одной из немногих женщин в Марокко, которые направляют, продюсируют и пишут сценарии для фильмов, поскольку семья и социальная поддержка остаются проблемой для многих, надеющихся продолжить карьеру в кино. В начале ее карьеры в Марокко не существовало национального кинофонда из-за истории французской колонизации, которая задержала национализацию марокканской киноиндустрии, создав явный барьер для производства фильмов. По словам Флоренс Мартини, Бенлазид считается на всем Ближнем Востоке и в Северной Африке бросившим вызов традиционным институтам и верованиям в Марокко, пренебрегая какими-либо формами самоцензуры при изображении монархии или религии. Другие препятствия для марокканских женщин, желающих заниматься такими фильмами, как Бенлязид, могут включать в себя оплату, по словам самой Бенлазид, которая утверждает: «У нас здесь нет рынка и трудно получить финансирование. Каждый раз, когда я подаю заявку на проект, я получаю меньше денег, чем мужчины. делать. "
Общие темы в фильмах Бенлазида включают многомерные и сложные изображения марокканских женщин. Такие ученые, как Сандра Гейл Картер, утверждают, что это представление происходит от того, что Бенлазид включил в свои сценарии и фильмы ее собственные философские взгляды на гендерные аспекты, гуманность и религию. Картер утверждает, что, хотя Бенлазид получил западное образование, феминистский подход режиссера к изображению борьбы марокканских женщин совсем не евроцентричный. Персонажи-бенлазиды, сталкиваясь с проблемами в марокканском обществе, решают их с помощью формы женского освобождения, уходящей корнями в марокканскую культуру и верования.
В ее фильмах основное внимание уделяется роли марокканских женщин со времен обретения Марокко независимости в 1956 году до сегодняшний день. В большинстве ее фильмов существует тесная связь между исламом и феминизмом. Большинство ее женских персонажей используют ислам как способ руководствоваться собственной феминистской идентичностью и философией. В ее фильмах ислам всегда изображается как мягкий образ и религия, которая гордится равенством мужчин и женщин. В своих фильмах она использует общие приемы исламских феминисток, в том числе переписывает старые мифы и истории, давая женщинам их собственный голос. В ее фильмах подчеркивается важная роль женщин и их вклад в марокканское общество. Помимо гендерного неравенства и гендерных ролей, ее фильмы также анализируют марокканское общество и уделяют внимание вопросам социальной и политической власти, а также колониализма. Ее фильмы более популярны в западных культурах, чем в Марокко, поэтому ее фильмы тонко критикуют марокканскую культуру, общество и колониализм, но никогда не являются прямо негативными.
Ее первый полнометражный фильм, «Дверь в небо», был очень интересен. Фильм, вызывающий споры и споры как на Западе, так и в арабском мире, изображает противоречие между традициями и современностью и французской и марокканской идентичностью. По словам Мустафы Хамиля, в путешествии персонажей к самопознанию и пониманию в этом фильме показано, что ислам совместим с современностью, поскольку исламская культура сливается с феминистским сознанием. Таким образом, как традиционные аспекты ислама, так и современные учения западного феминизма помогают сформировать и осознать идентичность главных героев, поскольку Бенлазид не адаптирует ни полностью восточный, ни западный подход, а скорее объединяет их. В обзоре фильма Виолы Шафик в журнале Arab Cinema, History and Cultural Identity, Шафик отмечает, что A Door in the Sky ценит традиционные аспекты ислама и западные подходы к феминизму, которые на самом деле имеют давние традиции в исламской культуре и культуре. может использоваться в женской самореализации.
Баб ас-сама' мафтух (по-английски «Дверь в небо») - один из самых популярных драмы, снятые в 1989 году. Он был выпущен во Франции, Марокко и Тунисе.
Главная героиня мафтуха Баб ас-сама, Надя, уезжает из Парижа в свой родной дом в Фесе, Марокко, чтобы увидеть своего умирающего отца. На его похоронах она встречает женщину по имени Кирана, которая читает стихи из Корана. Надю тронули ее чтения, и две женщины стали близкими друзьями. Через Кирану Надя начинает принимать свое марокканское наследие, а также свою мусульманскую культуру и идентичность, поскольку ее новые западные привычки начинают отступать. Поворотный момент в реформировании Нади - это ее разрыв со своим парижским парнем. Позже Надя хочет превратить дом своего отца в завию (приют и духовный центр для женщин), но ее братья и сестры хотят продать дом. Однако Надя в конечном итоге покупает собственность умершего отца у своих братьев и сестер и превращает дом в завию. Мафтух Баб аль-сама - один из первых постколониальных феминистских фильмов.
Мафтух Баб аль-сама использует ислам как форму духовного откровения. В фильме нет радикального подхода к религии, что позволяет фильму беспрепятственно распространяться в западной культуре. Однако марокканский кинокритик Хамид Тбату утверждает, что некоторые части фильма ориентированы на ориентацию, и особо указывает на тип архитектуры. Поскольку фильм играет на западных представлениях и стереотипах, это потенциально может быть причиной того, что он более популярен в западной культуре, чем в Марокко.
Кейд Энса (по-английски «Уловки женщин») был снят в 1999 году и является одним из самых известных фильмов Бенлазида.
Кейд Энса основан на традиционном андалузском мифе. Главная героиня Лалла Айча - женщина, которая научилась читать и писать от своего отца. Сын султана быстро влюбляется в Лаллу, но он не верит, что женщины и должны быть такими же умными, как мужчины. Чтобы бороться с этим, Лалла пробирается в его дом и сбривает ему бороду, чтобы доказать, что она способна быть умной и хитрой. Они женятся, и сын султана все еще убежден в неполноценности женщины, поэтому он запирает ее в подвале на три года, чтобы наказать за то, что она сбрила бороду. Остальную часть фильма Лалла пытается найти способы перехитрить его.
Бенлазид черпает вдохновение в традиционном мифе как источник вдохновения для этого фильма. Она сосредотачивается на пересказе старого мифа и работает над тем, чтобы дать женщинам право голоса в культуре, которая считает, что женщины уступают мужчинам. Поскольку Лалла всегда находит способ превзойти своего мужа, она становится более высокой и умной, доказывая, что женщины так же способны, как и мужчины. Во многих отношениях Бенлазид использует метод Шахерезады для создания истории, в которой женщина перехитрила мужчину в их отношениях.