Ева Цейсель | |
---|---|
Родилась | (1906-11-13) 13 ноября 1906 г.. Будапешт, Венгрия |
Умер | 30 декабря 2011 г. (2011-12-30) (105 лет). Нью-Сити, Нью-Йорк, США |
Род занятий | Промышленный дизайнер |
Ева Страйкер Цейсель (род. Ива Амалия Страйкер, 13 ноября 1906 - 30 декабря 2011), американка венгерского происхождения, промышленный дизайнер, известная своим именем. работа с керамикой, в основном с периода после иммиграции в США. Ее формы часто являются абстракциями от мира природы и человеческих отношений. Работы, сделанные на протяжении всей ее потрясающей карьеры, включены в важные музейные коллекции по всему миру. Цейсель объявила себя «создателем полезных вещей».
Она родилась в Будапеште, Венгрия, в 1906 году в богатой, высокообразованной ассимилированной еврейской семье. Ее мать, Лаура Полани Страйкер, историк, была первой женщиной, получившей докторскую степень в Будапештском университете. Работа Лауры о приключениях капитана Джона Смита в Венгрии существенно расширила наше понимание и признание его надежности как рассказчика. Братья Лауры, Карл Полани, социолог и экономист, и Майкл Полани, физико-химик и философ науки, также очень хорошо известны.
Несмотря на интеллектуальную выдающуюся позицию ее семьи в области науки, Страйкер всегда испытывала глубокое влечение к искусству. В 17 лет Зейзель поступил в Будапештскую Magyar Képzőművészeti Akadémia (Венгерская королевская академия изящных искусств) в качестве художника. Чтобы поддержать свою живопись, она решила заняться более практичной профессией и поступила в ученики к Якобу Карапанчику, последнему мастеру гончарного дела в системе средневековых гильдий. У него она научилась керамике. Она была первой женщиной, получившей квалификацию подмастерья в венгерской гильдии трубочистов, печников, кровельщиков, копателей колодцев и гончаров. После получения диплома подмастерьем она нашла работу в Hansa-Kust-Keramik, керамической мастерской в Гамбурге, Германия.
В 1928 году Страйкер стал дизайнером для Шрамбергера Майоликафабрик в Шварцвальде в Германии, где она работала около двух лет, создавая множество игривых геометрических дизайнов для посуды, чайных сервизов, ваз, чернильниц и другие керамические изделия. На ее проекты в Шрамберге во многом повлияла современная архитектура. Кроме того, она только что научилась рисовать с помощью компаса и линейки и с гордостью применила их. В 1930 году Ева переехала в Берлин, занимаясь проектированием для фабрик Карстенса. В этот период Страйкер познакомился с физиком Александром Вайсбергом, который позже работал в Харькове. В 1932 году они обручились.
После почти двух лет гламурной жизни среди интеллектуалов и художников в декадентском Берлине Страйкер решил посетить Советский Союз в возрасте 26 лет (1932). Она оставалась на 5 лет.
В возрасте 29 лет, проработав несколько раз в керамической промышленности России - инспектировал фабрики в Украине, а также проектировал для Ломоносов и Дулево фабрик - Страйкер был назначен художественным руководителем Российского фонда Китая и стекла. 26 мая 1936 года, живя в Москве, Страйкер был арестован. Ее ложно обвинили в участии в заговоре против Иосифа Сталина. Она провела в тюрьме 16 месяцев, 12 из которых - в одиночной камере. В сентябре 1937 года она была депортирована в Вену, Австрия. Некоторые из ее тюремных переживаний легли в основу Тьма в полдень, антисталинского романа, написанного ее другом детства Артуром Кестлером. Именно в Вене она восстановила контакт со своим будущим мужем Гансом Цайзелем, впоследствии ученым-юристом, статистиком и профессором Чикагского университета. Через несколько месяцев после ее прибытия в Вену нацисты вторглись в город, и Страйкер уехал последним поездом. Она и Ханс встретились в Англии, где они поженились и отплыли в США с 67 долларами на двоих.
Когда Ева Зейзель приехала в США, ей пришлось восстановить свою репутацию дизайнера. С 1937 года она преподавала в Институте Пратта в Нью-Йорке. Она и ее ученики создали дизайн для специализированной компании Bay Ridge, в том числе Stratoware (редкая, недолговечная линия для Sears), разработанный студенткой Фрэнсис Блод под руководством Евы.
Некоторые керамические изделия Zeisel, разработанные для Обеденный сервиз "Город и деревня" от Red Wing Pottery (1947). В этот набор входят солонка и перец «мама и дитя» и детское масло для наливания, которые демонстрируют ее органические, изогнутые формы.В 1942 году Zeisel был заказан Музеем современного искусства и Каслтоном. Китай должен разработать набор современного фарфора без украшений, который был бы достоин выставки в MoMA, который будет произведен для продажи Кастлтоном. Получившаяся в результате выставка «Новые формы в современном Китае, созданные Евой Цейсель» проходила с 17 апреля по 9 июня 1946 года и стала первой персональной выставкой в МоМА. Она была встречена с широкой похвалой, но из-за ограничений военного времени фарфоровая посуда не пошла в производство до 1949 года. Посуда Цейзеля, известная как «Музейная» и «Каслтон Уайт», производилась и продавалась в течение следующих нескольких десятилетий, первоначально в целом -белые по дизайну Zeisel, а затем с большим разнообразием декора. Цейсель приписала эту комиссию установлению ее репутации в США, отметив, что «это сделало меня признанным первоклассным дизайнером, а не обычным дизайнером».
Успех «Музея» принес Цейсель вниманию Red Wing Potteries, для которой она разработала неизменно популярный «Город и деревню» в ответ на их просьбу о блюдах, максимально приближенных к «Гринвич-Виллидж» (см. фото).
Примерно в 1949–1950 годах Зейзель получила заказ от компании Hall China Company для создания своей самой популярной линии «Hallcraft, Tomorrow's Classic». Производство началось в 1952 году и представляло собой полную линейку посуды и аксессуаров для столовых приборов, включая тарелки, миски, чашки и блюдца, сервировочные тарелки и миски, масленки, сахарницы и сливки, подсвечники, солонки и перцовые шейкеры и т. предлагаться в белом цвете. Некоторые из ее учеников-помощников Пратта были вовлечены в разработку начальных рисунков декалей, которые просил Холл. Остальные узоры были разработаны художником Чарльзом Селигером.
В 1955 году Цейсель создала вторую линию для Hall под названием «Century», производство которой началось в 1956 году. В конце 1950-х годов она разработала дизайн для нескольких международных компаний, включая Rosenthal AG и Mancioli Pottery.
Цейсель прекратил проектирование в 1960-х и 1970-х годах, чтобы работать над проектами по написанию американской истории. Ее основное исследование было сосредоточено на Нью-Йоркском заговоре, предполагаемом восстании рабов в Нью-Йорке 1741 года, в результате которого многие невинные рабы были казнены или отправлены на плантации в Карибском бассейне. Зейсель нашла параллели между их процессами и советскими показательными процессами, жертвой которых она была.
Вернулась к проектированию в 1980-х. Многие из ее более поздних дизайнов нашли такой же успех, как и ее более ранние разработки. К ним относятся изделия из стекла, керамики, мебель и лампы для The Orange Chicken, фарфор, хрусталь и принты ограниченным тиражом для KleinReid, стаканы и подарочная посуда для Nambé, чайник для Chantal, мебель и подарочная посуда для The Rug Company ». Classic-Century, один из самых продаваемых обеденных сервизов Crate and Barrel, произведенный компанией Royal Stafford, Великобритания. В этом наборе сочетаются предметы из линий Tomorrow's Classic и Century ("Classic-Century теперь продается на EvaZeiselOriginals.com") Большинство деталей этого набора было изготовлено по оригинальным формам (можно мыть в посудомоечной машине). Она также создала линию столовых приборов, производимых Ямазаки для Crate And Barrel, и журнальный столик и набор посуды из керамики и посуды (названный Granit) для Design Within Reach.
Чайный сервиз из костяного фарфора, разработанный в 2000 году, изготовлен на Ломоносовском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге, Россия. В 2010 году на сайте EvaZeiselOriginals.com Zeisel выпустила два дизайна: кресло Eva Zeisel Lounge Chair и шейкер Eva Zeisel для соли и перца. Кресло для отдыха было упомянуто в выпуске журнала O Magazine за февраль 2010 г., а шейкеры SP - в выпуске журнала O Magazine за апрель 2010 г. Ее новый дизайн для линии стеклянных ламп (подвесные, настенные и настольные лампы) был представлен в 2012 году компанией Leucos USA.
В 2017 году Spinneybeck / FilzFelt представили коллекцию акустической настенной плитки из войлока, основанную на дизайне плитки Zeisel и разделителях пространства. Они бывают 63 цветов и нестандартных размеров.
Репродукции более ранних дизайнов продавались в МоМа, Бруклинском музее и Новой галерее, а также в других сувенирных магазинах музеев.
Дизайн Евы Цейсель создан для использования. Ее чувственные формы часто вдохновляют изгибы человеческого тела. Ее чувство формы и цвета, а также использование темы птиц демонстрируют влияние венгерского народного искусства, в котором она выросла. Большинство дизайнов Zeisel, будь то дерево, металл, стекло, пластик или керамика, разрабатываются семейными группами. Многие из ее проектов объединяются, создавая модульные конструкции, которые также экономят пространство.
Цейзель описывает свой дизайн в статье New York Sun: «Я не создаю угловатые вещи. Я более округлый человек - это больше мой характер… даже воздух между моими руками круглый ».
Среди ее наиболее собранных форм - эксцентричные, биоморфные блюда« Город и деревня », произведенные Red Wing Pottery, 1947 год. В этот набор входят культовые солонки и перцовые солонки «мать и дитя».
Ева Цейсель вырастила двоих детей от Ганса : дочь Джин Ричардс, родившуюся в 1940 году, и сына Джона Цейселя, родившегося в 1944. В документальном фильме Кривые метания: Ева Цейсель Джон и Джин комментируют бурные отношения своих родителей в 1940-х и 1950-х годах, когда дети были маленькими. В фильме Джон утверждает, что и у Ханса, и у Евы были доминирующие личности, и что это часто приводило к «столкновению силовых полей».
Работы Цайзеля находятся в постоянных коллекциях Метрополитен-музея; Бруклинский музей; Историческое общество Нью-Йорка, Музей дизайна Купер-Хьюитта и Музей современного искусства, Нью-Йорк; Британский музей ; Музей Виктории и Альберта, Лондон; Музей Брёхана, Германия; а также музеи Далласа, Чикаго, Атланты и Милуоки и другие музеи в США и за рубежом.
В 1980-х годах 50-летняя ретроспективная выставка ее работ, организованная Musée des Arts Décoratifs и Смитсоновским институтом, проехала по США, Европе и России. В 2004 году значительная ретроспективная выставка «Ева Цейзель: игривые поиски красоты» была организована Художественным музеем Ноксвилля, который впоследствии переехал в Художественный музей Милуоки, Музей Хай. искусства, Атланта, и Музей и сады Хиллвуда, Вашингтон, округ Колумбия
С 2005 по 2007 год в Художественном музее Эри, Эри, Пенсильвания, проходила долгосрочная выставка «Ева Зейзель: Форма жизни ".
10 декабря 2006 года в Международном музее Мингеи в парке Бальбоа, Сан-Диего, открылась крупная ретроспективная выставка, посвященная столетию «Ева Цейзель: выдающийся дизайнер в 100 лет», демонстрирующая свои работы из Шрамберга. (1928) через более свежие дизайны для Nambe, Chantal, Eva Zeisel Originals, The Orange Chicken и других (2006). Выставка проходила 12 августа 2007 года. В том же году Галерея института Пратта также организовала выставку, посвященную ее столетию.
В 2005 году компания Zeisel получила награду «За заслуги перед жизнью» от Национального музея дизайна Купер-Хьюетт. Она также получила две высшие гражданские награды от правительства Венгрии, а также награду Pratt Legends и награды Общества промышленных дизайнеров Америки и Университета Альфреда. Она является почетным членом Королевского общества промышленных дизайнеров и имеет почетные степени от Парсонса (Новая школа), Школы дизайна Род-Айленда, Королевского колледжа искусств и Венгерского университета искусств.
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Евой Зейзель. |