Эльфриде Лозе-Вехтлер | |
---|---|
Автопортрет (ок. 1930), картон, масло 43,0 x 45,0 см (16,9 x 17,7 дюйма) | |
Родился | (1899-12-04) 4 декабря 1899 года. Дрезден, Германская империя |
Умер | 31 июля 1940 (1940-07-31) (40 лет). Пирна, нацистская Германия |
Национальность | Немец |
Известен | Живописью |
Движение | Экспрессионист |
Эльфриде Лозе-Вехтлер (урожденная Анна Фрида Вехтлер; 4 декабря 1899 г. - 31 июля 1940 г.) была немецкой авангардисткой, чьи работы были запрещены как «дегенеративное искусство ", а в некоторых случаях и уничтожены Третьим рейхом. Она была убита в бывшем психиатрическом учреждении в замке Зонненштайн в Пирне в рамках Действия T4, программы принудительной эвтаназии нацистской Германии. С 2000 года мемориальный центр программы Т4 в доме посвящен ее жизни и работе в постоянной экспозиции.
Эльфриде Лозе-Вехтлер выросла в семье среднего достатка, но в 16 лет уехала учиться в Королевскую школу искусств Дрездена с 1915 по 1918 год (мода, затем прикладная графика). С 1916 по 1919 она также посещала курсы рисунка и живописи в Дрезденской художественной академии. Она вошла в контакт с Дрезденской Сецессией Группой 1919 и стала частью круга друзей вокруг Отто Дикса, Отто Грибеля и Конрада Феликсмюллера. Снимая часть мастерской последнего недалеко от центра Дрездена, она зарабатывала на жизнь батиком, открытками и иллюстрациями.
В июне 1921 года она вышла замуж за художника и оперного певца [de ], последовав за ним до Герлица в 1922 году и в 1925 году до Гамбурга. Брак оказался непростым, и в последующие годы пара несколько раз разводилась. В 1926 году Эльфриде Лозе-Вехтлер присоединилась к Федерации гамбургских художников и ценителей искусства; в 1928 г. она смогла участвовать в нескольких выставках Новой объективности.
. В 1929 г. она перенесла нервный срыв из-за финансовых и партнерских проблем и была помещена в психиатрическое учреждение в Гамбурге-Фридрихсберге. За два месяца пребывания в больнице она нарисовала головы Фридрихсберга, произведение, состоящее из примерно 60 рисунков и пастелей, в основном портретов других пациентов. После выздоровления и окончательной разлуки с Куртом Лозе (в 1926 году) у нее была очень творческая фаза. Она написала множество картин гавани Гамбурга, сцен из жизни рабочих и проституток, безжалостных автопортретов. Но, несмотря на некоторые выставки, распродажи и небольшие гранты, она жила в ужасающей бедности.
Из-за финансовых проблем и растущей социальной изоляции она вернулась в дом своих родителей в Дрездене к середине 1931 года. Когда ее психическое состояние ухудшилось, отец поместил ее в государственный психиатрический дом в Арнсдорф в 1932 году. Там ей поставили диагноз шизофрения. С 1932 по 1935 год она по-прежнему вела творческую деятельность, рисовала портреты и занималась декоративно-прикладным искусством. После того, как Курт Лозе развелся с ней в мае 1935 года, она стала недееспособной из-за «неизлечимого безумия».
После отказа дать согласие на стерилизацию, ей было отказано в разрешении на выход из больницы. В декабре 1935 года она прошла принудительную хирургическую стерилизацию в женской больнице Дрезден-Фридрихштадт на основании нацистской евгенической политики. После этого травмирующего события она больше никогда не рисовала. В 1940 году она была депортирована в бывшее психиатрическое учреждение в Пирна-Зонненштайн (расположенный в замке Зонненштайн в Пирна ), где 31 июля она была убита вместе с большинством другие жители в рамках нацистской программы «эвтаназии», Действие T4. Официальной причиной смерти стала «пневмония с миокардиальной недостаточностью». В 1940 и 1941 годах в этом учреждении, ранее известном своими гуманистическими традициями, нацисты отравили газом 13 720 человек, в основном психически больных или инвалидов.
Наиболее творческий период приходится на время пребывания в Гамбурге. С 1927 по 1931 год она написала несколько своих крупных работ. Большой интерес вызвали портреты психически больных людей, нарисованные ею в Гамбурге-Фридрихсберге (1929) и Арнсдорфе (1932–1935). В рамках кампании нацистов «дегенеративное искусство » девять ее работ из художественного музея Hamburger Kunsthalle и Altonaer Museum были конфискованы и предположительно уничтожены в 1937 г., а также большая часть ее картин из Арнсдорфа.
Возобновление интереса к Лозе-Вехтлер началось с презентации некоторых ее картин в Райнбеке недалеко от Гамбурга. В 1994 году была основана ассоциация по продвижению произведений Эльфриде Лозе-Вехтлер (Förderkreis Elfriede Lohse-Wächtler). В 1996 году вышла первая монография о ее работах, написанная Георгом Рейнхардтом. Это, а также выставки в Дрездене, Гамбурге-Альтоне и Ашаффенбурге положили начало более широкому восприятию творчества и судьбы художника.
В 1999 г. в память о ней в саксонской больнице в Арнсдорфе установили стелу и палату, названную в ее честь. В 2005 году ей была посвящена улица в Пирна-Зонненштайн, а с 2008 года улица в Арнсдорфе также носит ее имя. На территории бывшей больницы в Фридрихсберге (Гамбург-Бармбек-Зюд) в 2004 году для нее был спроектирован розарий с памятной доской. В районе застройки рядом с ней была названа еще одна улица.
Это были одни из самых важных выставок работ Эльфриде Лозе-Вехтлер:
Это одни из самых важных работ об Эльфриде Лозе-Вехтлер (все они на немецком языке). Более полный список можно найти в статье немецкой Википедии о художнике de: Elfriede Lohse-Wächtler.
На Викискладе есть материалы, связанные с Эльфриде Лозе-Вехтлер. |