Система образования Монголии претерпела колоссальные изменения в 20 веке. Реформы образования в коммунистические времена были резким разрывом с традиционным образованием, которое часто было религиозным и эзотерическим. Эти реформы были основаны на советской системе образования и значительно расширили доступ к образованию для граждан Монголии. Среди изменений был переход от традиционного монгольского письма с 1941 по 1946 год к кириллице алфавиту. Грамотность значительно выросла, поскольку большинство населения ходило в бесплатную начальную школу. Однако переход к демократии и свободным рынкам в 1990-х годах оказал некоторое негативное влияние на образование в Монголии, хотя эти неудачи были частично компенсированы улучшением экономики и реформами политики. Многие взрослые получают пользу от программ неформального дистанционного образования, спонсируемых государством совместно с иностранными НПО. Сегодня образование в Монголии контролируется Министерством образования, культуры и науки.
В 2020 году Министерство образования объявило о своем сотрудничестве с Cambridge Assessment International Education с целью реформирования среднего образования наравне. с международными стандартами.
В июне 2011 года был опубликован отчет о секторе образования, в котором анализировался прогресс, проблемы и будущие приоритеты с учетом текущих социально-экономических изменений в Монголии. Отчет, который был выпущен в ознаменование IYV + 10 (10-й годовщины Международного года добровольцев), показал, что высокий уровень экономического роста привел к привлечению дополнительных ресурсов в сектор. Однако он показал, что по мере выхода Монголии на мировую арену неравенство между богатыми и бедными может оставить многих в маргинальном положении, когда дело доходит до получения пользы от образования. В отчете утверждается, что правительство Монголии приложило огромные усилия для развития сектора образования на всех уровнях с момента перехода к демократии, проявляя восхитительную открытость и готовность продвигаться к его дальнейшему развитию. Это было особенно отмечено при учете уникальных особенностей страны Монголии, таких как кочевой образ жизни, низкая плотность населения в отдаленных районах и стремление соответствовать международным стандартам.
В отчете также показано, что монголы всегда ценили образование выше других качеств и всегда считали своим приоритетом образование своих детей. Благодаря этим усилиям, результаты показали, что в целом родители удовлетворены успеваемостью своих детей в школе. Однако остается еще много проблем, которые предстоит решить. Результаты также показали, что среди всех заинтересованных сторон подавляющее большинство дало отрицательный ответ на вопрос о показателях деятельности сектора в настоящее время; это касалось качества образования (68%), доступа к образованию (83%) и инклюзивности системы для уязвимых групп (76%).
Подводя итог тому, чего VSO Mongolia достигла в своей образовательной программе за последние 20 лет, отчет показал, что международные волонтеры оказывали и продолжают оказывать значительное влияние на развитие сектора образования. Заинтересованные стороны, принявшие участие в этом исследовании, в целом положительно оценивали роль и влияние международных волонтеров, при этом 67% респондентов считали их играющими решающую роль в образовании. В то время как чуть более половины респондентов имели опыт работы с международными волонтерами, 94% респондентов были готовы работать с ними в будущем. На данном этапе развития Монголии актуальность и влияние международного добровольчества были подчеркнуты при рассмотрении этих проблем и будущих приоритетов в продвижении сектора образования к достижению его конечной цели - «Образование для всех».
Монголия имеет обширную систему дошкольного образования, финансируемую государством. Имеется более 700 государственных и частных детских садов (название дневного ухода). В социалистические времена на каждую суму приходилось хотя бы один детский сад и детский сад. В настоящее время есть только детские сады, в которые обучаются дети старше 3 лет. В Улан-Баторе есть несколько частных детских садов и детских садов; многие предлагают языковую подготовку, например, русский.
Система начального образования в Монголии была похожа на ту, что использовалась в коммунистические времена, хотя правительство начало реформы для ее расширения. Первоначальная система включала четыре года обязательного школьного образования с последующими четырьмя годами обязательного неполного среднего образования. Затем было два года неполного среднего образования, которое имело либо профессионально-техническое, либо общее образование. Расширение началось в 2004 году, когда официальный возраст поступления в школу снизился с 8 до 7 лет. Дальнейшее расширение должно было произойти в 2008 году, когда начальный возраст снизился еще на один год до 6 лет. 6-4-2 года система начального и среднего образования.
По состоянию на 2003 год насчитывалось 688 начальных и средних школ, в которых обучалось около 528 000 учеников и 20 725 учителей. Было 32 центра профессионально-технической подготовки, в которых обучались 20 000 студентов и более 800 учителей.
Как и во многих постсоциалистических странах, школьная система Монголии, ранее основанная в десятилетней школе происходит переход к двенадцатилетнему обучению. С 2008 года официальный возраст поступления в школу был снижен до шести лет. Обязательное образование составляет девять лет. Учебный год начинается 1 сентября.
В школах сум-центров обычно есть школы-интернаты для школьников из сельской местности. Многие из этих средних школ учатся только в девятом классе. Учащиеся, желающие закончить среднюю школу, должны посещать школы при центрах аймака.
В Улан-Баторе и таких городах, как Эрдэнэт, есть частные школы, хотя и разного качества. В Улан-Баторе также есть несколько государственных школ с тематикой иностранных языков, например, для русского, китайского, турецкого, английского и немецкого.
. В сотрудничестве с Cambridge Assessment International Education, Министерство образования претерпело серьезную образовательную реформу, чтобы соответствовать международным стандартам. В результате были открыты многочисленные государственные и частные школы, предлагающие Cambridge Pathway (Primary, Checkpoint, IGCSE, AS и A уровни ). В настоящее время существует три государственных школы с программой Кембриджа, которые предоставляют учащимся по всей стране возможность доступа к международному образованию, экспериментируя и внедряя реформу.
Согласно рейтингу средних школ Монголии, основанному на результатах вступительных экзаменов в университеты, девять из десяти школ были частными (платными), а три - турецкими. В Улан-Баторе есть несколько частных средних школ с преподаванием на английском и монгольском языках, и лишь некоторые из них имеют преподавание только на английском языке.
Высшее образование в Монголии появилось во время коммунистической революции в начале 20 века и было основано на советской модели. С момента своего создания в системе высшего образования наблюдается значительный рост и по сей день. По состоянию на 2003 год насчитывалось 178 колледжей и университетов, из которых только 48 были государственными. Однако в государственных университетах обучается 98 031 студент по сравнению с 31 197 частными студентами, что указывает на сохраняющуюся важность государственного высшего образования в Монголии. При коммунистическом правлении все высшее образование предоставлялось бесплатно. С начала 1990-х годов вводятся сборы, хотя правительство предлагает гранты и стипендии. Качество образования в частных учебных заведениях обычно считается низким.
В Монголии много университетов. Самый известный из них - Национальный университет Монголии в Улан-Баторе, который был основан в 1942 году (как университет Чойбалсан) с тремя отделениями: образование, медицина и ветеринария. Факультет был русский, как и язык обучения. В 1983 году инженерный институт университета и институт подготовки учителей русского языка стали отдельными учреждениями, получившими название Политехнический институт и Институт русского языка соответственно. Политехнический институт, в котором обучается 5000 студентов, специализируется на инженерии и горном деле. Монгольский государственный университет, в котором обучается около 4000 студентов, преподавал чистые науки и математику, социальные науки, экономику и филологию. Более 90 процентов преподавателей составляли монголы; учителя также прибыли из Советского Союза, Восточной Европы, Франции и Великобритании. Большая часть обучения велась на русском языке, что отражает отсутствие текстов на монгольском языке в продвинутых и специализированных областях.
Помимо Монгольского государственного университета существовало еще семь высших учебных заведений: Медицинский институт, Сельскохозяйственный институт, Экономический институт, Государственный педагогический институт, Политехнический институт, Институт русского языка и Институт физической культуры. Летом у всех студентов был рабочий семестр, в котором они помогали собирать урожай, создавали «ударные» бригады для строительных проектов или уезжали работать в Советский Союз или другую экономическую страну. В начале 1989 года органы образования объявили, что студентам третьего и четвертого курсов инженерных специальностей будет указано, на какое предприятие они будут направлены после окончания учебы, чтобы их обучение могло быть сосредоточено на практических целях.
Ученые страдают от изоляции Монголии от мирового сообщества знаний. Монгольские ученые, как правило, недовольны своим доступом к информации в целом, а некоторым по-прежнему не нравятся онлайн-базы данных. Во многих случаях ресурсы университетской библиотеки недостаточно развиты и неудовлетворительны для ученых. Кроме того, для ученых может быть невозможно подписаться на профессиональные журналы из-за финансовых и языковых барьеров. Наиболее популярные способы поиска информации для ученых - это брать статьи у коллег, использовать библиотечный экземпляр или получить копию у коллег за границей. Около 83% ученых используют Интернет для исследований, что составляет примерно такой же процент англоговорящих. Растущее значение Интернета в исследованиях и глобальных академических обменах подтолкнуло все больше ученых отдавать предпочтение английскому языку, а не русскому языку, который преобладал в академических кругах Монголии.
138>правительство через свое Министерство образования, культуры и науки и часто совместно с НПО и внешними государственными организациями внедрило неформальное дистанционное образование. программы, способствующие развитию базовых навыков. Около 100 000 из 1 200 000 взрослых Монголии проходят дистанционное обучение в той или иной форме. Программа часто использует радиосвязь для преодоления проблемы расстояния. Это особенно удобно для кочевников, поскольку их мобильный образ жизни не способствует стационарной связи. Основное внимание в этих программах дистанционного обучения уделяется сельскому населению, которому требуется больше навыков, чем его городским аналогам. Радиоуроки проводятся с использованием буклетов, отправляемых участникам, и видеоинструкций в учебных центрах. Они созданы, чтобы помочь взрослым узнать о вещах, которые могут оказаться полезными в повседневной жизни. Преподавание таких предметов, как питание, первая помощь и гигиена, помогает улучшить здоровье. Уроки от кулинарии до преподаются как способ помочь сельским жителям улучшить навыки и, возможно, получить доход. Таким же образом проводятся базовые бизнес-классы по производству, бухгалтерскому учету и маркетингу для улучшения финансового положения сельских жителей. Существуют курсы с использованием классических сказок для обучения грамоте, а также классы по математике и текущим событиям. Неформальное образование - один из единственных способов для учащихся, бросивших школу, получить образование, эквивалентное начальной школе. С 2000 по 2004 год 28 356 студентов получили этот эквивалент в рамках неформальной программы.
В каждом из 21 аймака Монголии есть свой собственный департамент образования и культуры, который осуществляет программы формального и неформального образования. в пределах его границ. Каждый аймак несет ответственность за разработку содержания своих программ и их реализацию. Для неформального дистанционного образования существуют две общенациональные программы: «Национальная программа развития неформального образования» и «Национальная программа дистанционного образования». Педагогической подготовкой преподавателей занимается Центр неформального образования, входящий в состав Министерства образования, культуры и науки (Монголия). Существует Национальная инспекционная служба образования, которая контролирует программы, поэтому неясно, насколько контроль национального уровня Министерства образования по сравнению с уровнем аймака.
Программа неформального дистанционного образования использует «центры просвещения», часто в школах или государственных учреждениях, для распространения учебных материалов.
Проект кочевых женщин Гоби
Образование в Монголии традиционно контролировалось буддийские монастыри и ограничивались монахами. Тибетский был языком обучения, каноническим и литургическим языком, и он использовался на более низких уровнях образования. Высшее образование было доступно в крупных монастырях, и часто требовалось много лет для получения формальных степеней, которые включали обучение логике и дебатам. За исключением медицины, которая включала обширную фармакопею и обучение лечению травами, высшее образование было эзотерическим и неземным. Основные монастыри поддерживали четыре колледжа: философию, доктрину и протокол; лекарство; математика, астрология и гадание; и демонология и подавление демонов. В начале 20 века чиновники и богатые семьи нанимали репетиторов для своих детей. В правительственных учреждениях проводились неформальные стажировки, которые обучали тонкостям письменных отчетов, стандартных форм и бухгалтерского учета. Официальные монгольские источники, которые склонны изображать дореволюционный период как период тотальной отсталости, вероятно, недооценивали уровень грамотности, но он, несомненно, был низким.
Самым ранним примером государственного образования в Монголии является светская школа, основанная буддийским монахом и поэтом в монастыре Хамар в 1820-х гг.
Светское образование началось вскоре после падения власти маньчжурского Цин в 1911 году. В 1912 году в Ихэ Хурээ открылась монгольская школа под эгидой России; Большую часть обучения 47 учеников проводили бурятские монголы из Сибири. В том же году открылось военное училище с русскими инструкторами. К 1914 году в столице действовала школа русского языка для монгольских детей. Его выпускники, как это стало обычным явлением, отправились в города России для получения дальнейшего образования. Возможно, в ответ на вызов нескольких светских школ в монастырях в 1920-х годах были школы для мальчиков, которым не нужно было принимать монашеский постриг. В таких школах использовался монгольский язык, а учебные программы были сильно религиозными.
Образование медленно расширялось на протяжении 1920-х годов. Еще в 1934 году, когда 55 процентов всех членов партии были неграмотными, в светских государственных школах училось только 2,7 процента всех детей в возрасте от восьми до семнадцати лет, в то время как 13 процентов этой возрастной группы учились в монастырских школах. После подавления монастырей в 1938 и 1939 годах монастырские школы были закрыты, а государственные школы неуклонно расширялись на протяжении 1940-х и 1950-х годов. В 1941 году традиционная монгольская письменность, основанная на уйгурской письменности, была заменена на кириллицу. Потребовался период с 1941 по 1946 год (источники расходятся по датам), чтобы полностью реализовать изменение. Власти Монголии объявили, что к 1968 году была достигнута всеобщая грамотность среди взрослого населения. Принадлежащая русским типография, открытая в Ихэ Хурээ в начале двадцатого века, выпускала монгольские переводы русских романов и политических трактатов; в 1915 г. она напечатала первую газету Монголии «Нийслелийн хурэний сонон бичиг» («Новости столичного хурээ»).
В Монголии высокий уровень грамотности, стабильно составляющий около 98%. Для сравнения: Всемирный банк, который подтверждает вышеприведенную цифру, оценивает уровень грамотности более благополучного соседа Монголии, Китая, на уровне 91%. Монголия получила обязательное начальное образование при коммунистическом режиме в 20-м веке, и сегодня оно продолжается в аналогичной форме. Тот факт, что 90% населения говорит халка монгольский в качестве основного языка, может способствовать грамотности в том, что ресурсы могут быть в значительной степени сосредоточены на одном языке. Программы неформального дистанционного обучения правительства Монголии также предоставляют гражданам возможность научиться читать и писать.
Монгольская грамотность зародилась в начале Монгольской империи в 1204 году, когда Чингисхан поручил уйгурскому писцу создать то, что стало традиционным монгольским письмом, или «монгольским бичигом».
Исторически большая часть населения Монголии могла не читать. Еще в 1934 году 55% членов коммунистической партии были неграмотными.
Начальное образование испытало некоторую нестабильность в связи с появлением свободных рынков и ростом урбанизации. По мере того, как все больше семей переезжает в города, городские школы страдают от переполненности, а сельские школы - от низкой посещаемости. После того, как коммунистический режим ушел в отставку и были введены свободные рынки, система образования Монголии была реформирована путем децентрализации и передачи контроля местным провинциальным властям. До этого государство сильно субсидировало образование, при этом расходы на образование составляли 27% бюджета в 1985 г. (к 1999 г. это число упало ниже 15% от общего бюджета). Каждый ребенок, независимо от того, насколько он сельский, мог посещать хорошо оборудованные школы, в которых соотношение учеников и учителей было одним из самых низких в мире.
Эта ситуация изменилась с приватизацией стада и экономическим спадом в стране. 1990-е годы оказали давление на финансовую стабильность семей и ограничили школьный бюджет. Это привело к тому, что все больше детей забирали из школ и заставляли работать, помогая своим семьям. Внедрение капитализма привело к тому, что к 1995 году 36,3% населения Монголии оказалось за чертой бедности. В какой-то момент более 15% сельских детей ежегодно отправлялись на скотоводство, а более 8% городских детей работали в городах, а не в городах. посещение школы. Некоторые пастухи сомневались в необходимости образования, если их дети собирались только пасти стада. Явление отсева усугубляется тем фактом, что многим детям необходимо посещать удаленные школы-интернаты. В какой-то момент эти школы внедрили «Требования к мясу», чтобы покрыть расходы на питание учащихся. Семья должна была платить 70 кг мяса на ребенка в год. «Потребность в мясе» была, по сути, платой за школу, которую некоторые семьи не могли себе позволить; с тех пор он был отменен.
Мальчики больше всего страдали от отсева, потому что они, скорее всего, были нужны для ухода за стадами и часто рассматривались как проблемные ученики. К счастью, начальное образование в Монголии в значительной степени восстановилось, а показатели отсева из школ сокращаются. Однако быстрый рост числа детей, бросающих учебу в течение экономически нестабильных 1990-х годов, показывает, насколько хрупким может быть доступ к образованию в Монголии. И хотя правовые гарантии гарантируют восемь лет начального образования, невозможно обеспечить соблюдение этих законов.
В этой статье используются материалы, являющиеся общественным достоянием из Библиотеки Конгресса. Веб-сайт страноведческих исследований http://lcweb2.loc.gov/frd/cs/.