Эдуардо де Вальфьерно, выдававший себя за маркиза (маркиз ), предположительно был аргентинцем аферист, который предположительно организовал кражу Моны Лизы в 1911 году. Существуют серьезные сомнения относительно того, существовал ли он или нет.
В 1932 году журналист Карл Декер опубликовал в Saturday Evening Post статью, в которой утверждалось, что Вальфьерно заплатил несколько мужчин, которые украли произведение искусства из Лувра, в том числе музейный служащий Винченцо Перуджа. 21 августа 1911 года Перуджа спрятал Мону Лизу под пальто и просто вышел за дверь. Перед тем, как произошло ограбление, Вальфьерно якобы поручил французскому реставратору и фальсификатору Иву Шодрону изготовить шесть копий Моны Лизы. Затем подделки были отправлены по всему миру, готовя их для покупателей, которых он выстроил в очередь. Вальфьерно знал, что после кражи «Моны Лизы» будет труднее пронести копии через таможню. После ограбления копии были доставлены покупателям, каждый из которых считал, что у них есть оригинал, который был украден для них. Поскольку Вальфьерно хотел продавать подделки, ему нужна была только оригинальная Мона Лиза, чтобы исчезнуть, и он больше никогда не связывался с Перуджей после преступления. В конце концов Перуджа была поймана при попытке продать картину. Он был возвращен в Лувр в 1913 году.
Перуджа отрицал, что когда-либо знал Вальфьерно, кроме случайной встречи в Лувре.
Статья Декера - единственный источник этой истории или даже существования Вальфьерно и Чаудрона. Он был известен тем, что позволял себе вольность в своих статьях, и многие факты и детали, которые он приводит в статье, неверны, включая размер и вес Моны Лизы и тип дерева, на котором она была нарисована. Это и тот факт, что столетие спустя ни одна из предполагаемых копий не была найдена, заставляет серьезно сомневаться в достоверности рассказа и в существовании Эдуардо де Вальфьерно.
Идея кражи Моны Лизы и изготовления шести копий для продажи частным коллекционерам аналогична сюжетному элементу в Докторе Кто истории "Город смерти »: путешествием во времени Леонардо да Винчи вынужден делать копии своих собственных работ, которые затем будут проданы в 1979 году.
На телевидении 1985 года серия Приключения Шерлока Холмса с Джереми Бреттом в главной роли, эпизод «Последняя проблема » начинается с кражи Моны Лизы, организованной Мориарти для продажи готовых подделок коллекционерам. Холмс находит оригинальную картину незадолго до того, как Мориарти продает «мистеру Моргану». Вмешательство Холмса в его планы убеждает Мориарти в том, что детектив должен быть устранен.
Этот обман был упомянут в эпизоде Leverage «Работа двух живых бригад», где конкурирующая команда крадет картину, которую искала команда Leverage. Паркер утверждает, что этот «вариант Моны Лизы» был первым мошенничеством, которое она узнала, и объясняет это зрителям.
В фильме Святой Триниан (2007) девушки используют аналогичную схему с картиной Девушка с жемчужной сережкой : Они делают копию, «одолжить» оригинал, продать копию за 500 000 фунтов стерлингов, вернуть оригинал (заявив, что нашел его в раздевалке Харви Николса ) и потребовать вознаграждение в размере 50 000 фунтов стерлингов . В удаленной сцене они упоминают оригинальную «аферистику Моны Лизы».
В психологическом фильме об ограблении Начало, в отеле Valferno персонажи встречаются и сражаются.
В шоу USA Network Белый воротничок, эпизод «Подражатель Кэффри» был в основном о той же основной афере, которую выдвинул Вальфьерно.
Одно из разоблачений сюжета романа 1978 года «Идеальный вор» Рональда Басса состоит в том, что персонаж Волёр использовал эту афёру, украв картину Гойи, чтобы продать 32 подделки различным покупателям. Роман не упоминает оригинального афериста по имени.
Аргентинский писатель Мартин Капаррос опубликовал в 2004 году роман Вальфьерно, в котором он реконструирует в художественной форме биографию афериста, а также его сообщников и историческую среду.
Вальфьерно - главный герой романа 2011 года «Кража Моны Лизы», вымышленного рассказа о краже Карсона Мортона.
В фильме об ограблении Искусство воровства история де Вальфьерно является важным сюжетным моментом этой истории.
Аарон Элкинс ’Тайна мира искусства 2018« Долгое время »начинается со значительного пересказа истории Вальфьерно.