Дирбал, также называемый Джиррбал, - коренной австралийский народ, живущий в Квинсленде, оба являются одним племенем ( Dyirbalŋan или «Черные реки Талли») и группа смежных смежных народов, включенных под этим названием как племена Dyirbal. Они жили в верхнем течении реки Мюррей Атертонского плато. Их имя используется как общий термин для обозначения одной из 8 групп, другие - идинджи, Нгадян, Маму, Гиррамай, Wargamay, Waruŋu и Mbabaɽam.
Дюрбал принадлежит к дирбалистской ветви пама-ньюнганской языковой семьи. Это один из нескольких диалектов Гирамай, Маму, Дьиру, Гулхай и Нгаджан. Это эргативный язык, позволяющий использовать слова в предложении в любом порядке. Он имеет четыре пола, классифицируя вещи как «мужской» (байи), «женский» (балан), «съедобный» (не мясные продукты) (балам) или «средний род» (бала). В дополнение к этому, к любому существительному можно добавить дюжину разных маркеров, указывающих точное местоположение, расстояние или направление того, о чем идет речь. Раньше у него также был особый язык свекрови, называемый Dyaluy (Jalnguy), переходящий на него с повседневного языка (guwal), когда свекровь присутствовала, или, в случае женщины, свекра.
Они жили в тропических лесах, большая часть которых, за исключением прибрежных районов, была затем расчищена для облегчения выращивания банановых плантаций. Норман Тиндейл подсчитал, что территория их племен занимала около 1100 квадратных миль, включая области Гербертона к югу до верховий реки Герберт к северу от Кашемир. Их восточная граница лежала около Талли Фоллс. Равеншу, Миллаа Милла и Вудли также были развиты на земле Дирбала.
До сих пор существует миф, объясняющий разницу между флорой нагорья и прибрежной Зона: Высокие деревья в сельской местности, деревья, такие как дуб бычий, водяной камедь и черный орех, хотели продвинуться на восток, чтобы пустить корни вдоль побережья, но их усилиям помешали мангровые заросли, которые вылепили бумеранги из своих корней и отбили древесных захватчиков, так что равнины были свободны от таких видов. В 1996 году большая часть страны Гиррамей, включая священные места, была снесена бульдозером, взорвана и огорожена американской пастырской компанией King Ranch после того, как она получила аренду от правительства Квинсленда, заплатив 2 доллара за акр за лес и 5 долларов за акр. для кустарников. Священные места, такие как Юнгигали, который в легенде времен снов был местом превращения собаки в скалу, были опустошены.
Дирбал состоял из нескольких орд, таких как как Нджирма, которые находились в Равеншу.
Каждый из кланов, составляющих Дирбал, имел четыре секции с соответствующим тотемом:
Брачные правила, касающиеся четырех разделов, были следующими:
Первый контакт с белыми восходит к 1848 году, когда было подсчитано, что каждая диалектная группа в родовых общинах джирбалов насчитывала около 500 членов. Диксон оценивает общее число в 5000, что за 5 десятилетий белых поселений, беспорядочных стрельб и болезней привело к их уничтожению примерно до 10% от их первоначальной численности к концу 19 века. Они вместе с родственными гиррамайганами в конце концов собрались к югу от Талли в Верхнем Мюррее, терпимое поселенцами, один из которых, как сообщается, в 1920-х годах сказал, что: «Есть здесь не осталось плохих аборигенов: их всех расстреляли ». Один пионер получил прозвище чесотка (gubarrngubarr), потому что он принял привычку стрелять в аборигенов, если он встречал их танцующими при посвящении корроборицами. Одной женщине-аборигену, которая вела домашнее хозяйство с «скрабовым зудом», однажды было приказано принести яйца из куриного гнезда, а затем он застрелил ее, когда она копалась в одном из их курганов. Ему надоело ее внимание. У белых племен Верхнего Мюррея была привычка брать наложниц аборигенов и, когда они забеременели, убивать собственных детей.
Либо коллективная память Дирбала, либо изобретательность одного из последних ораторов, Хлои Грант, рассказывает об инциденте, сохранившемся от племени Гиррамайган. Если бы это было правдой, это означало бы, что они сохранили в течение 200 лет ясную память о том дне Джеймс Кук, плывя по Региону Казуарского побережья, ступив на берег этой территории. на том, что сейчас Кардвелл, Квинсленд. Этот анекдот был собран специалистом по австралийским аборигенным языкам, Робертом М. В. Диксоном от своего информатора Хлои Грант в 1963-4 гг. Хлоя Грант родилась от отца-ирландца и матери Гиррамайган в 1903 году и умерла в 1974 году. По ее словам, Кук, которого туземцы приняли за духа из-за его белой кожи, выбрался на берег своей лодки (варрджан, буквально бревно судно или плот). Встреча состояла из четырех отдельных моментов: сначала Кук и члены его команды вынимали трубки, зажигали их и предлагали табак племени. Это зрелище оставило их в недоумении, пока они обдумывали значение горящего предмета и дыма во рту европейцев. Затем Кук сварил кусок чая и предложил им выпить, но они отвергли это как просто грязную воду. В этот момент Кук выложил блинчик на углях разожженного им костра, переворачивал его, пока он не был приготовлен, отламывал куски и предлагал разделить его с хозяевами. Приготовленная таким образом пища напоминала ореховые лепешки (wila), но имела несвежий запах и от нее также отказались. На этом этапе приготовьте им отварное мясо, говядину, и они, попробовав их, сочли их съедобными.
Наконец Кук подготовил свою лодку к отплытию, и племя пришло в замешательство: для них встреча была одной с их предками из потустороннего мира, которые могли дать им совет. Они умоляли его остаться переночевать: «Отец, отец, иди сюда, возвращайся к нам (Нгума, нгума, гаву бани, банага), но безрезультатно.
Племена дирбал занимались каннибализмом не для того, чтобы просто есть людей. У него была карательная функция возмездия, особенно в отношении людей, признанных нарушившими местные законы. Последний случай произошел в 1940 году, когда Мик Бульбу (имя в племени Бурбурра) был убит Джумбулу за многочисленные нарушения закона племени, а часть его тела была разрезана и съедена.
Песни Дырбала делятся на танцевальные и любовные. Стиль танца назывался гама. Одна, записанная Робертом Диксоном у Вилле Келли на окраине Равеншу, берет в качестве темы трясогузку Вилли (Дирбал: джигиррджигирр, или в реестре свекрови языка, бурулабарра "тот, кто принадлежит поле боя "). Эта птица, в отличие от большинства, классифицируется как самец, поскольку считается, что они являются призраками (guwuy) мифических людей, а ее метод взмахивания хвостом сравнивался с танцем в стиле «встряхивание ногой» (ноги зафиксированы в положение, когда колени дрожат) инициированного мужчины в корробори. Это также передавало манеру духа, движущегося в потустороннем мире. Для антрополога в его переплетении преданий о птицах, обычаев и кустарников казалось, что это захватывающе олицетворяет суть традиционного мира Северного Квинсленда. Первые строки, повторяющиеся на протяжении всей песни, звучат так:
jígirrjigírr ngarrú banggány. jígirrjigírr ngarrú banggány.
Источник: Тиндейл 1974, pp. 167–168