Дунаш ибн Тамим

редактировать
Североафриканский еврейский ученый X века

Дунаш ибн Тамим (Иврит : דונש אבן תמים ) был еврейским ученым 10 века и пионером научных исследований среди арабоязычных евреев. Его арабское имя было بو سهل Abu Sahl; его фамилия, согласно изолированному высказыванию Моисея ибн Эзры, была «Аль-Шафальги», возможно, в честь его (неизвестного) места рождения. Другое имя, относящееся к нему, - Адоним.

Его имя, похоже, произошло из северной Африки, оно было распространено среди средневековых берберов. Младший современник Ибн Тамима, Дунаш бен Лабрат, например, родился в Фесе.

. Подробности о жизни и деятельности Ибн Тамима были собраны в основном из его Сефер Йецира комментарий.

В этом комментарии, который был написан в 955–956 гг. Н. Э., Саадия Гаон упоминается как уже не живущий. Автор, однако, ссылается на переписку, которая велась, когда ему было около двадцати лет, между его учителем Исааком Исраэлем бен Соломон и Саадией до прибытия последнего в Вавилонию, следовательно, до 928 года; отсюда Тамим родился примерно в начале десятого века.

Как и его учитель, он был обычным врачом при дворе фатимидских халифов Кайруана, и одному из них, Исмаилу ибн аль-Са Им аль-Мандур Тамим посвятил астрономический труд, во второй части которого он раскрыл слабые места в принципах астрологии.

Другой его астрономический труд, подготовленный для Хасдая бен Исаака ибн Шапрута, еврейского государственного деятеля Кордовы, состоял из трех частей: (1) природа сфер; (2) астрономические расчеты; (3) ходы звезд. Арабский автор Ибн Байтар в своей книге о простых лекарствах цитирует следующее интересное замечание о розе, сделанное Ибн Тамимом в одном из своих медицинских сочинений: «Есть желтые розы, и в Ираке, как Мне сообщили, что тоже черные. Лучшая роза - персидская, которая, как говорят, никогда не раскрывается ».

Арабского оригинала комментария Ибн Тамима к Сефер Йецира больше не существует. В переводах на иврит рукописи сильно различаются и содержат разные утверждения об авторе. В некоторых из этих рукописей Ибн Тамим прямо упоминается как автор; в одном случае его зовут снова, но вместе со своим учителем, а в другом - Якоба бен Ниссима, который жил в Кайруане в конце X века.

Похоже, что Исаак Исраэль, который упоминается в другом месте как комментатор Сефер Йецира, действительно принимал участие в авторстве произведения. Но большинство утверждений, содержащихся в самом комментарии, оправдывают предположение, что Ибн Тамим был автором. Поэтому он должен был выбрать за основу комментарий своего учителя, а последний штрих, должно быть, был дан Иаковом b. Ниссим. Краткая редакция комментария (Bodleian MS. No. 2250) была опубликована Манассией Гроссбергом, Лондон, 1902 г.

Ибн Тамим как грамматист

В истории еврейской филологии Ибн Тамим занимает первое место в истории еврейской филологии. один из первых представителей систематического сравнения иврита и арабского языка. В своем «Мознаим» (Предисловие) Авраам ибн Эзра упоминает его между Саадией Гаоном и Иудой ибн Шураиш, и говорит о нем как об авторе книги, «составленной из иврита и арабского языка».

Моисей ибн Эзра говорит, что Ибн Тамим сравнивает два языка в соответствии с их лексикографическими, а не грамматическими отношениями, и в этом отношении он менее успешен, чем Абу Ибрагим ибн Барун в более поздний период. Последний также подверг критике некоторые детали книги Ибн Тамима. В комментарии Йецира Ибн Тамим говорит: «Если Бог поможет мне и продлит мою жизнь, я завершу работу, в которой я заявил, что иврит является изначальным языком человечества и старше арабского; кроме того, книга покажет взаимосвязь двух языков и что каждое чистое слово арабского языка можно найти в иврите; что иврит - это очищенный арабский язык; и что названия некоторых вещей идентичны на обоих языках ".

Добавляя: «Мы получили этот принцип от данитов, пришедших к нам из земли Израиля», он, конечно же, ссылается на хорошо известного Эльдад ха-Дани. Авраам ибн Эзра (комментарий к Еккл. Xii. 6) упоминает интересную деталь, которую, по мнению Ибн Тамима, он мог распознать уменьшительную форму арабских имен в нескольких формах существительных библейского иврита (например,: II Сам. Xiii. 20). Заявление, процитированное Саадиа б. Данан (конец пятнадцатого века), согласно которому мусульмане верят, что Ибн Тамим принял ислам, ошибочен, и, вероятно, потому, что Ибн Тамим часто цитируется мусульманскими писателями.

Ссылки
Внешние ссылки
  • Лангерманн, Я. Цви (2007). «Дунаш ибн Тамим». В Томасе Хоккее; и другие. (ред.). Биографическая энциклопедия астрономов. Нью-Йорк: Спрингер. п. 315. ISBN 978-0-387-31022-0.(версия PDF )
Последняя правка сделана 2021-05-18 06:11:05
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте