Декларация о признании права на флаг государств, не имеющих морского побережья (французский : Déclaration portant reconnaissance du droit au pavillon des Etats dépourvus de ltoral) - это многосторонний договор 1921 года , который юридически признал, что государство, не имеющее выхода к морю, может быть морским государством флага ; то есть государство, не имеющее выхода к морю, могло регистрировать суда и управлять ими в море под своим собственным флагом.
По состоянию на 2013 год Декларацию ратифицировали более 50 штатов, и международное право признает право любого государства управлять судами в море под своим флагом. Сегодня в число государств, не имеющих выхода к морю, имеющих флот торговых судов, входят Австрия, Азербайджан, Боливия, Эфиопия, Венгрия, Лаос, Люксембург, Монголия, Молдова, Парагвай, Словакия и Швейцария, хотя из них только Эфиопия, Лаос и Монголия не имеют речных / морских портов, из которых можно было бы попасть в открытое море.
В первые два десятилетия 20 века существовала неопределенность относительно того, может ли государство, не имеющее выхода к морю, регистрировать морские суда и разрешать им плавать под своим флагом: Франция, Соединенное Королевство и Германия утверждала, что такое право не может существовать, потому что оно поставит государство, не имеющее выхода к морю, в положение, неспособное контролировать поведение судов под его флагом из-за неспособности государства безоговорочно получить доступ к портам и море. Перед Первой мировой войной Швейцария отклонила несколько запросов торговых судов под швейцарским флагом.
После Первой мировой войны возникло несколько новых государств, не имеющих выхода к морю, таких как Чехословакия, Австрия и Венгрия заставили великие державы пересмотреть этот вопрос. Версальский договор включал положения, согласно которым Германия соглашалась разрешить этим государствам, не имеющим выхода к морю, беспрепятственно переправлять товары и персонал через территорию Германии в морские порты, что предполагало, что такие государства также могут иметь свои собственные торговые суда в таких портах.
Декларация была создана, чтобы отразить новый консенсус, и была заключена и подписана 20 апреля 1921 года 25 штатами Барселона, Испания на Лиге Конференция Наций по сообщениям и транзиту, как дополнение к более длинной Барселонской конвенции и Статуту о режиме судоходных водных путей международного значения, которые были завершены в тот же день. Декларация вступила в силу 8 октября 1921 года.
В тексте Декларации говорится:
Нижеподписавшиеся, должным образом уполномоченные для этой цели, заявляют, что государства, которые они представляют, признают под флагом судов любого государства, не имеющего морского побережья, которые зарегистрированы в каком-либо определенном месте, расположенном на его территории; такое место должно служить портом регистрации таких судов.. Барселона, 20 апреля 1921 г., сделано в единственном экземпляре, тексты которого на английском и французском языках являются аутентичными.