Дагни Джуэль-Пшибышевска (8 июня 1867 - 5 июня 1901) была Норвежская писательница, известная своими связями с различными выдающимися художниками и драматическими обстоятельствами своей смерти. Она была моделью на некоторых картинах Эдварда Мунка. У нее были отношения с Мунком и кратко с шведским драматургом и художником Августом Стриндбергом. В 1893 году она вышла замуж за польского писателя Станислава Пшибышевского. Вместе у них было двое детей. Ее застрелили в номере гостиницы в Тбилиси, Грузия, в 1901 году, за три дня до своего тридцать четвертого дня рождения.
Дагни родился в Конгсвингере, Норвегия, вторая из четырех дочерей доктора Ганса Леммиха Джуэля и его жены Минди (урожденная Блер). Будучи молодой женщиной, Дагни изменила написание своего имени с «Джуэлл» на «Джуэль». Старшая сестра, Гудрун, была красивой и уверенной в себе; Дагни родился вторым; третьим ребенком был сын Ханс Леммих, проживший всего один год; потом пришла Астрид, которая была чем-то вроде инвалида, осталась незамужней и осталась с матерью; и, наконец, была Рагнхильд, которая была ближе всех к Дагни и со временем стала известной оперной певицей.
Раннее образование Дагни взяла в свои руки Анна Станг, которая основала частную школу для девочек в Конгсвингере и была одним из первых защитников прав женщин в Норвегии и была активной силой в раннем феминизме. Дагни начал учиться в 1875 году, а через шесть лет сдал экзамены для поступления в среднюю школу. В течение нескольких лет она изучала такие предметы, как природа, история, география, математика, английский, немецкий и норвежский языки. Ее результаты показывают, что она была прилежной ученицей.
3 ноября 1882 года, через два дня после конфирмации, она уехала в Европу, чтобы изучать музыку в Эрфурте. В январе 1890 года Дагни и ее сестра Рагнхильд переехали в Осло (тогда называвшаяся Кристиана), чтобы продолжить учебу. Там Дагни включился в богемную жизнь города. У нее были краткие отношения с Ялмаром Кристенсеном в феврале и марте. Вероятно, именно в Кристиане у нее начались близкие отношения с художником Эдвард Мунк.
Дагни решила продолжить учебу в Берлине, возможно, по той причине, что она могла быть с Мунком, который побывал там осенью 1892 года, после того как Союз берлинских художников пригласил его устроить ноябрьскую выставку своих работ. Скандал, возникший в результате выставки, сделал Мунк заметной фигурой в Берлине, и он решил остаться там.
Дагни впервые посетила берлинский бар Zum schwarzen Ferkel 8 марта 1893 года. Именно там она встретила Августа Стриндберга. Стриндберг и его друзья дали ей прозвище «Аспазия ». У нее были непродолжительные отношения (около 3 недель) со Стриндбергом. Адольф Поль тоже был очарован ее красотой. Она моделировала для различных скандинавских художников и какое-то время была импресарио Мунка. Она почти наверняка является образцом для картины Мунка «Ревность».
Пшибышевский оставил свою гражданскую жену Марту Фердер и их двоих детей (родившихся в феврале и ноябре 1892 г.) и женился на Дагни 18 августа 1893 г. Пшибышевский и Дагни были двое детей, и, будучи женатым на Дагни, он стал отцом еще одного ребенка от Марты (этот третий ребенок родился 6 февраля 1895 года). Марта была найдена мертвой в своем доме 9 июня 1896 года, и Пшибышевский был арестован по подозрению в ее убийстве, но, проведя две недели в тюрьме, он был освобожден, когда было установлено, что она умерла от отравления угарным газом и почти наверняка было самоубийством. Некоторые сохранившиеся фрагменты сочинений Дагни показывают, что она возвращается к теме двух любовников, вызывающих смерть третьего.
Дагни Джуэл со своим сыном ЗенономДагни отказалась растить троих детей Марты, оставшихся без матери. Фактически, Дагни, хотя и была любящей матерью, имела обыкновение оставлять своих двоих детей (Зенон, родившийся 28 сентября 1895 г., и Иви (Ива), родившийся 2 или 5 октября 1897 г., вероятно, от кесарева сечения ) с родителями в Конгсвингере на какое-то время. Упадочная и финансово неустойчивая жизнь с все более алкогольной зависимостью Пшибышевского в Берлине была далеко не подходящей средой для воспитания детей.
Дагний сопровождал Пшибышевского в Краков, где он стал ключевой фигурой в Молодой Польше движение и редактор журнала Życie. Путешествуя по Галиции, Пшибышевский связался с женой своего друга Яном Каспровичем и бросил Дагни ради этой женщины.
Станислав Пшибышевский, возможно, поощрял отношения Дагни с Генриком Сенкевичем (который организовал грант в размере 3200 австрийских крон от Польской академии талантов для Пшибышевского) и с Владиславом Эмериком, сыном шахты -владелец.
Есть некоторые свидетельства того, что Пшибышевский и Эмерик могли спланировать ее убийство. На момент смерти Дагни Пшибышевский был связан с двумя другими женщинами в Польше - Ядвигой Каспровичовой и Аниелой Пайонковной, одна из двух дочерей которой принадлежала Пшибышевскому, а у Дагни были романтические отношения как минимум с тремя мужчинами в Париже. в том числе Эмерик. Эмерик пригласил Пшибышевского и Дагни в поездку к его семье на Кавказ; в последнюю минуту Пшибышевский отказался, сказав, что присоединится к ним позже.
5 июня 1901 г. в комнате небольшого «Гранд-отеля» в столице Грузии Тифлисе (ныне Тбилиси) Эмерик выстрелил Джуэлю в голову; на следующий день он попытался застрелиться. 5-летний сын Джуэля, Зенон, стал свидетелем убийства своей матери. Ее похоронили в римско-католической церкви в Тифлисе, а в 1999 году перезахоронили на кладбище на Кукийском кладбище.
В 1977 году вышел польско-норвежский фильм, основанный на жизни Дагни Джуэля, под названием Dagny.
Зенон появляется вместе со своей дочерью Анной в норвежском документальном фильме Ингеранны Крон-Нидал 2005 года - Мадонна Дёд (Мертвая Мадонна: Дагни Джуэль Пшибышевска). Ее смерть стала темой короткометражного романа выдающегося русского писателя Я. Нагибина «Трое мужчин, женщина и еще один мужчина» и российского фильма «Модель», снятого по мотивам романа. В 2011 году была опубликована книга грузинского писателя Зураба Карумидзе «Дагни или праздник любви».