Cyclogyro или cyclocopter - это конфигурация летательного аппарата, в которой используется горизонтально-осевой циклотор в качестве крыла несущего винта для обеспечения подъемной силы, а иногда также движения и управления. В принципе, циклогир может выполнять вертикальный взлет и посадку и зависать, как вертолет, при этом потенциально пользуясь некоторыми преимуществами самолета с неподвижным крылом.
Циклогир отличается от самолета Флеттнера, в котором используется винт с цилиндрическим крылом для использования эффекта Магнуса.
Крыло циклогира напоминает гребное колесо, с лопастями аэродинамического профиля, заменяющими весла. Как и в вертолете , шаг лопастей (угол атаки) можно регулировать либо все вместе, либо циклически по мере их движения вокруг оси винта. В нормальном прямом полете лопасти имеют небольшой положительный шаг в верхней и передней частях дуги, создавая подъемную силу, а при включении - также прямую тягу. У них плоский или отрицательный шаг внизу, и они являются «плоскими» по остальной части круга, чтобы не создавать подъемной силы в других направлениях. Шаг лопастей можно регулировать для изменения профиля тяги, что позволяет циклогиру двигаться в любом направлении без необходимости использования отдельных поверхностей управления. Дифференциальная тяга между двумя крыльями (по одному с каждой стороны фюзеляжа) может использоваться для поворота самолета вокруг его вертикальной оси, хотя можно использовать и обычные хвостовые поверхности.
Анимация циклогирной механики крыла.Джонатан Эдвард Колдуэлл получил патент на циклогир, который был выдан в 1927 году, но так и не воспользовался им.
1930 год был полноразмерным прототипом, который использовал циклогир для переднего хода. только тяга. Адольф Рорбах из Германии в 1933 году разработал полную версию вертикального взлета и посадки, которая позже была разработана в США и отличалась высоким обтекаемым фюзеляжем, чтобы крылья не касались земли. Другой экземпляр был построен Rahn Aircraft в 1935 году, в котором использовались два поворотных крыла с большой хордой вместо многолопастного колеса, приводимого в движение турбонаддувом мощностью 240 л.с. Wright Whirlwind
Циклогир был пересмотрен в двадцать первом веке., как возможная конфигурация для беспилотных летательных аппаратов .