Трансграничная несостоятельность (иногда называемая международная несостоятельность ) регулирует порядок обращения с неблагополучными должниками, если у таких должников есть активы или кредиторы в более чем одной стране. Как правило, трансграничная несостоятельность больше связана с несостоятельностью компаний, которые работают в нескольких странах, а не с банкротством физических лиц. Как и традиционные правила коллизионного права, трансграничная несостоятельность фокусируется на трех областях: выбор правовых норм, правила юрисдикции и исполнение правил судебных решений. Однако в отношении несостоятельности основное внимание, как правило, уделяется признанию иностранных должностных лиц по делам о несостоятельности и их полномочий.
В целом, существует три подхода к администрированию трансграничной несостоятельности:
Универсалистский подход остается в основном целостным идеалом, и по большей части страны делятся на страны с чисто территориальный подход и те, которые применяют некоторую форму гибридного подхода.
Исторически сложилось так, что большинство правовых систем развивались на территориальной основе, и это так же верно в отношении законов о банкротстве, как и в других областях. Однако с самого начала предпринимались разрозненные попытки наладить трансграничное сотрудничество по вопросам несостоятельности.
Но на сравнительно ранней стадии общее право юрисдикции признали желательность обеспечения того, чтобы управляющие по делам о несостоятельности из разных юрисдикций получали необходимую поддержку для обеспечения эффективного управления имуществом. Согласно английскому законодательству одним из самых ранних зарегистрированных случаев было дело Solomons v Ross (1764) 1 H Bl 131n. В этом случае фирма в Нидерландах была объявлена банкротом и назначены правопреемники. Английский кредитор возбудил судебное разбирательство в Англии о взыскании определенных сумм, причитающихся голландской фирме, но Батерст Дж. Постановил, что банкротство передало все активы фирмы (включая долги английских должников) голландским цессионариям, а английский кредитор был вынужден отказаться от результатов судебного разбирательства и доказать свое банкротство. В деле Re African Farms 1906 TS 373 английская компания с активами в колонии Трансвааля находилась в ликвидации в Англии, и главный судья Трансвааля подтвердил, что английская ликвидатор будет признан, и это «признание, которое предполагает активное содействие суда», и эта активная помощь может включать: «Фактически, заявление о том, что ликвидатор имеет право распоряжаться активами Трансвааля в так же, как если бы они находились под юрисдикцией английских судов, при соблюдении только тех условий, которые суд может установить для защиты местных кредиторов или с учетом требований наших местных законов ". В деле Galbraith v Grimshaw [1910] AC 508 лорд Данидин заявил, что должен быть только один универсальный процесс распределения собственности банкрота и что, если такой процесс ожидает решения в другом месте, английские суды не должны допускать действия в его юрисдикции вмешиваются в этот процесс.
Однако первыми значительными изменениями в отношении режимов трансграничной несостоятельности, которые получили широкое распространение, были (1) Типовой закон ЮНСИТРАЛ и (2) Регламент ЕС о Производство по делу о несостоятельности 2000.
Два действующих режима для международной несостоятельности были внедрены на более широкой основе, чем региональная: Типовой закон ЮНСИТРАЛ о трансграничной несостоятельности и Регламент ЕС о Производство по делу о несостоятельности 2000. Оба режима определяют местонахождение центра основных интересов (или «COMI») должника.
30 июня 1997 года Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли приняла типовой закон, касающийся трансграничной несостоятельности. В настоящее время 46 юрисдикций имеют существенно внедрили Типовой закон в свое внутреннее законодательство, в том числе в ряде государств со значительной экономикой и большими объемами трансграничной торговли, таких как США, Япония, Великобритания, Австралия и Канада, а также в ведущих странах с развивающейся экономикой, таких как как Мексика и Южная Африка.
Основная концепция Типового закона состоит в том, чтобы установить, что такое «основное производство» в отношении любого международного банкротства. Все остальные процедуры называются «неосновными». Основное производство начинается там, где у должника есть центр основных интересов, или «КОМИ». Неосновное производство может быть начато в любом месте, где у должника есть коммерческое предприятие. Типовой закон не требует взаимности между государствами, но фокусируется на (i) обеспечении того, чтобы государства оказывали помощь должностным лицам по делам о несостоятельности из других стран в отношении основного производства и неосновного производства, и (ii) устранении преференций для местных кредиторов по сравнению с международными..
Следующие страны существенно внедрили Типовой закон в свое внутреннее законодательство.
Штат | Дата ратификации | Штат | Дата ратификации |
---|---|---|---|
Австралия | 2008 | Бенин | 2015 |
Британские Виргинские острова | 2003 | Буркина-Фасо | 2015 |
Камерун | 2015 | Канада | 2005 |
Центральноафриканская Республика | 2015 | Чад | 2015 |
Чили | 2013 | Колумбия | 2006 |
Коморские Острова | 2015 | Конго | 2015 |
Кот-д'Ивуар | 2015 | Демократическая Республика Конго | 2015 |
Экваториальная Гвинея | 2015 | Габон | 2015 |
Гибралтар | 2014 | Греция | 2010 |
Гвинея | 2015 | Гвинея-Бисау | 2015 |
Израиль | 2018 | Япония | 2000 |
Кения | 2015 | Малави | 2015 |
Мали | 2015 | Маврикий | 2009 |
Мексика | 2000 | Черногория | 2002 |
Новая Зеландия | 2006 | Нигер | 2015 |
Филиппины | 2010 | Польша | 2003 |
Южная Корея | 2006 | Румыния | 2002 |
Сенегал | 2015 | Сербия | 2004 |
Сейшельские острова | 2013 | Сингапур | 2017 |
Словения | 2007 | Южная Африка | 2000 |
Того | 2015 | Уганда | 2011 |
Соединенное Королевство | 2006 | США | 2005 |
Вануату | 2013 |
Регламент ЕС о производстве по делу о несостоятельности 2000 был принят 29 мая 2000 года и вступил в силу 31 мая 2002 года. в соответствии с его названием, действует между государствами-членами Европейского Союза и фокусируется на создании основы для начала производства, а также для автоматического признания и сотрудничества между различными государствами-членами. В отличие от европейского регулирования, Регламент ЕС о несостоятельности не стремится гармонизировать законы о несостоятельности между различными государствами-членами.
Подобно Типовому закону ЮНСИТРАЛ, Регламент ЕС также использует концепцию центра основных интересов (или «ЦОИ»). Определение COMI оставлено на усмотрение государств-членов при выполнении ими Регламента, но пункт (13) преамбулы гласит: «« Центр основных интересов »должен соответствовать месту, где должник осуществляет управление своими интересами на на регулярной основе и, следовательно, может быть проверена третьими сторонами ». Если ЦОИ юридического лица находится за пределами Европейского Союза, производство по делу о несостоятельности не регулируется Регламентом. В отношении компаний существует презумпция, что зарегистрированный офис является ЦОИ компании, но эта презумпция может быть (и часто опровергается) .
ЕС Регламент не определяет несостоятельность, но он определяет производство по делу о несостоятельности как «… коллективное производство по делу о несостоятельности, которое влечет за собой частичное или полное отчуждение активов должника и назначение ликвидатора». В статье 3 производство делится на основное и территориальное. Основное производство имеет экстерриториальный эффект на всей территории Европейского Союза. Одна из проблем, выраженных в связи с Регламентом ЕС, заключается в том, что (кроме ссылки на Европейский суд ) он не предоставляет механизма для определения того, какой набор разбирательств является основным, если две или более юрисдикции заявляют, что их производство является основным судебным разбирательством.
При любых попытках гармонизировать или облегчить трансграничное администрирование неплатежеспособных компаний национальные режимы несостоятельности могут использовать широко расходящиеся подходы по определенным ключевым моментам :