Критика монотеизма имела место на протяжении всей истории. Марк С. Смит, американский библеист и древний историк, в настоящее время преподающий в Принстонской теологической семинарии, писал, что монотеизм был «тотализирующий дискурс», часто объединяющий все аспекты социальной системы убеждений, что приводит к исключению «других». Обвинители изображали монотеизм как причину невежества, угнетения и насилия.
С помощью определения, среди основных монотеистических религий традиционно принято считать, что один Бог является среди прочего, всемогущим, всеведущим и всемогущим. Однако один ученый утверждает, что «это определение Бога [] противоречит тому, что мы воспринимаем в эмпирическом мире».
Некоторые мыслители-феминистки критиковали монотеистическую концепцию как модель высшей формы патриархальная власть. Они утверждают, что один бог считается мужчиной и противостоит всему, что связано с изменениями, чувственностью, природой, чувствами и женственностью.
Дэвид Хьюм (1711-1776) утверждает, что монотеизм менее плюралистичен и, следовательно, менее терпим, чем политеизм, потому что монотеизм предполагает, что люди объединяют свои убеждения в один принцип. В том же духе Огюст Конт утверждает: «Монотеизм несовместим с существованием в нашей природе инстинктов доброжелательности», потому что он вынуждает последователей посвятить себя единому Создателю. Якоб Нойснер предполагает, что «логика монотеизма... дает мало оснований для терпимости к другим религиям».
Джеймс Лавлок критиковал монотеизм за его идею трансцендентного всемогущего отца; он говорит о монотеизме, что «кажется, что он обезболивает чувство удивления, как если бы человек был привязан к единой линии мысли в соответствии с космическим юридическим договором».
В наше время древний монотеизм обвиняется как подстрекатель насилия в первые дни своего существования, поскольку он вдохновлял израильтян вести войну с хананеями, которые верили в нескольких богов.
Сарвепалли Радхакришнан считал монотеизм одной из причин насилия; он сказал:
Нетерпимость узкого единобожия написана кровавыми буквами на протяжении всей истории человечества с того времени, когда впервые племена Израиля вторглись в землю Ханаанскую. Поклонники единого ревнивого Бога подстрекают к агрессивным войнам против людей чужих [верований и культур]. Они взывают к божественной санкции за жестокость, причиненную побежденным. Дух старого Израиля унаследован христианством и исламом, и было бы разумно предположить, что для западной цивилизации было бы лучше, если бы Греция формировала его в этом вопросе, а не Палестину.