Преступления и кощунства Набу-Шума-Ишкуна - это древняя месопотамская летопись, сохранившаяся в единственной поздней- Вавилонская копия из эллинистической Урука библиотеки экзорциста, или āšipu, A ну-ikṣụr. Купорос, примененный вавилонским царем середины VIII века, Набу-шума-ишкуном, за его кощунственные действия против культов в Вавилоне, Борсиппе, Кута и Урук, вместе с очевидной династической сменой после его режима, привели к мнению, что изначально это было литературным построением правления Набу-надира, его непосредственного преемника.
Единственная доступная копия этой работы поздний, эпоха Селевкидов, обнаружен в парфянском кургане к юго-востоку от храмового комплекса Эанна в Варке и имеет проходы, отмеченные термином ḫe-pí, «сломанный », Предполагая, что это дубликат поврежденной ранее работы, где части планшета были нечитаемы. Фрагментарная табличка разбита на четыре столбца.
Первый и четвертый столбцы особенно деградированы, с Marduk-apla-uṣur и LÚ kal-di, «Халдейский », появившийся в первых двух строках, предполагая, что произведение могло иметь преамбулу, относящуюся к правлению Мардука-апла-угура и Эриба-Мардука, непосредственных предшественников Набу-шумы. -iškun, которые, как и он, были лидерами халдейских племен из Южной Месопотамии, или, возможно, подробно описывали его более раннюю позорную репутацию во время их правления. В повествовании подчеркивается напряженность между арамейцами и халдеями, и в двух центральных столбцах перечисляются его все более нечестивые и безрассудные действия, начиная с его очевидного нежелания противостоять арамейскому врагу: «Он больше не выходил на сражайся или отправляйся в поход на нем (его земле) ».
Основная тема произведения - инверсия традиционной роли вавилонского царя, когда человек, обвиненный в защите культов, стремится заменить ее, нарушение ритуалов, таких как ритуалы и календарь акиту, осквернение священников их чистоты запрещенной пищей (лук-порей) и калечение пальцев учеников. Отменив привилегии граждан Вавилона, Борсиппы и Куты, он меняет общепринятую позицию царя и вместо того, чтобы предоставлять дары храмам, он экспроприирует дары для иностранцев из их пожертвований. Его неспособность поддерживать гражданский и культовый порядок привела к повсеместному разрушению людей и земли, критика, которая повторяется в литературе другого периода, такой как и Эпос о боге чумы Эрра.