A Индекс цветопередачи (CRI ) - это количественная мера способности источник света для точного отображения цветов различных объектов по сравнению с идеальным или естественным источником света. Источники света с высоким индексом цветопередачи желательны в приложениях, критичных к цвету, таких как уход за новорожденными и художественная реставрация. Международная комиссия по освещению (CIE) определяет его следующим образом:
Цветопередача : Влияние источника света на внешний вид объектов сознательного или подсознательного сравнения с их цветовым видом при эталонный источник света.
CRI источника света не указывает видимый цвет источника света; эта информация дается с помощью коррелированной цветовой температуры (CCT). Индекс цветопередачи определяется спектром источника света. лампа накаливания имеет непрерывный спектр, люминесцентная лампа имеет дискретный линейчатый спектр; лампа накаливания имеет более высокий индекс цветопередачи.
Значение, часто обозначаемое как «CRI» на коммерчески доступных осветительных приборах, правильно называется значением CIE R a, «CRI» является общим термином, а CIE R a является стандартом индекса цветопередачи.
В числовом выражении максимально возможное значение CIE R a равно 100 и может быть присвоено только источнику, идентичному стандартизированному дневному свету или черному телу (лампы накаливания эффективны черные тела), снижаясь до отрицательных значений для некоторых источников света. Натриевые лампы низкого давления имеют отрицательный индекс цветопередачи; флуоресцентные лампы представлены от примерно 50 для основных типов до примерно 98 для лучших мультифосфорных типов. Типичные светодиоды имеют индекс цветопередачи 80 или более, в то время как некоторые производители представляют, что их светодиоды достигли CRI до 98.
CIE R Способность предсказывать появление цвета подвергалась критике в предпочтении мер, основанных на моделях внешнего вида, таких как CIECAM02 и для имитаторов дневного света, CIE. CRI не является хорошим индикатором для использования при визуальной оценке, особенно для источников ниже 5000 кельвинов (K). Была установлена более новая версия CRI, R96, но она не заменила более известный R a общий индекс цветопередачи.
Исследователи используют дневной свет как эт для сравнения цветопередачи электрического освещения. В 1948 году дневной свет был описан как идеальный источник освещения для хороших цветопередачи, поскольку «он (дневной свет) отображает (1) большое разнообразие цветов, (2) позволяет легко различать легкие оттенки цвета и (3) цвета окружающих нас предметов, очевидно, выглядят естественными ».
Примерно в середине 20-го века ученые-цветоводы проявили интерес к оценке способности искусственного освещения точно воспроизводить цвета. Европейские исследователи попытались описать источники света путем спектрального распределения мощности (SPD) в «репрезентативных» спектральных диапазонах, как их североамериканские коллеги изучали колориметрическое влияние источников света на эталонные объекты.
CIE собрал комитет для изучения вопроса и принял предложение использовать последний подход, который имеет то достоинство, что не требует спектрофотометрии с набором Манселл образцы. Восем образцов разного оттенка будут поочередно освещены двумя осветительными приборами, и их цвет будет сравниваться. Времена в то время не существовало модели внешнего вида цвета, было решено основывать оценку на цветовых различиях в подходящем цветовом различиях, CIEUVW. В 1931 году CIE принял первую формальную систему колориметрии, которая основана на трехцветной природе зрительной системы человека. CRI основан на этой системе колориметрии.
Чтобы решить проблему сравнения источников света с разными коррелированными цветовыми температурами (CCT), CIE решил использовать эталонное черное тело с той же цветовой температурой для ламп с CCT менее 5000 K или фазой стандартного источника света CIE D (дневной свет) в разрушении. Это предоставило непрерывный диапазон цветовых температур на выбор. Любая разница в цветности между исходным и эталонным осветительными приборами должна быть сокращена с помощью преобразования хроматической адаптации типа Кривая .
Индекс цветопередачи рассчитывается путем сравнения цветопередачи тестового источника с излучением «идеального» источника. который является излучателем черного тела для источников с коррелированными цветовыми температурами ниже 5000 K, и фазой дневного света в случае опасности (например, D65 ). Хроматическая адаптация должна быть одинаковая так, чтобы сравнивались разные количества. Для тестирования метода (также называемого методом тестового образца или методом тестового цвета) требуется только колориметрическая, а не спектрофотометрическая информация.
CIE 1960 UCS. Планковский локус и координаты нескольких источников света показаны на иллюстрации ниже. (u, v) диаграмма цветности с источниками света CIEОбратите внимание, что последние три шага эквивалентны по сопоставлению среднего цветового различия, и используя это для вычислений :
CIE (1995) это уравнение хроматического преобразования фон Криса, чтобы найти (u c, i, v c, i) для каждого образца. Смешанные индексы (t, i) к внутреннему произведению спектральной отражательной способности образца i:
где нижние индексы r и t относятся к эталонным и тестовым источникомм соответственно света..
Имя | Прибл. Манселл | Внешний вид при дневном свете | Образец |
---|---|---|---|
TCS01 | 7,5 R 6/4 | Светло-серо-красный | |
TCS02 | 5 Y 6/4 | Темно-серо-желтый | |
TCS03 | 5 GY 6/8 | Ярко-желто-зеленый | |
TCS04 | 2,5 G 6/6 | Умеренный желтовато-зеленый | |
TCS05 | 10 BG 6/4 | Голубовато-зеленый | |
TCS06 | 5 PB 6/8 | Голубой | |
TCS07 | 2,5 P 6/8 | Светло-фиолетовый | |
TCS08 | 10 P 6/8 | Светло-красновато-фиолетовый | |
TCS09 | 4,5 R 4/13 | Ярко-красный | |
TCS10 | 5 Y 8/10 | Ярко-желтый | |
TCS11 | 4,5 G 5/8 | Ярко-зеленый | |
TCS12 | 3 PB 3/11 | Ярко-синий | |
TCS13 | 5 YR 8/4 | Светло-желтовато-розовый | |
TCS14 | 5 GY 4/4 | Умеренно оливково-зеленый (лист ) |
Как указано в CIE (1995), исходные тестовые образцы цвета (TCS) взяты из раннего издания Munsell Атлас. Первая е Легкие образцы, подмножество восемнадцати, предложенных в Никерсон (1960), имеют низкую насыщенность цветов и относительно равномерно распределены по всему диапазону оттенков. Эти восемь выборок используются для вычислений общего индекса цветопередачи . Последние шесть образцов дополнительной информации о свойствах цветопередачи источника света; первые четыре - для высокой насыщенности, последние два - как представленных объектов. Спектры отражения этих образцов можно найти в CIE (2004), а их приблизительные обозначения Манселла на стороне.
В четырехлетнем исследовании CIE 1991 г. Заседание Технического комитета 1-33 (Цветопередача) было собрано для работы над обновленным методом цветопередачи, в результате чего был разработан метод R96 a. Комитет году был распущен в 1999 году, выпустив CIE (1999), но не получил четких рекомендаций, частично из-за разногласий между исследователями и производителями.
Метод R96 a имеет несколько отличительных признаков:
Принято использовать оригинальный метод; При использовании R96 a следует явно указать.
TCS01 | TCS02 | TCS03 | TCS04 | TCS05 | TCS06 | TCS07 | TCS08 | TCS09 | TCS10 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
L | 40,9 | 61,1 | 81, 6 | 72,0 | 55,7 | 51,7 | 30,0 | 51,0 | 68,7 | 63,9 |
a | 51,0 | 28,8 | -4,2 | -29,4 | -43,4 | -26,4 | 23,2 | 47,3 | 14,2 | 11,7 |
b | 26,3 | 57,9 | 80,3 | 58,9 | 35,6 | −24,6 | −49,6 | −13,8 | 17,4 | 17,3 |
Как обсуждается в Sándor Schanda (2005), CIE (1999) рекомендует использовать диаграмму ColorChecker из устаревших исходных образцов, из которых остались только метамерные совпадения. В дополнение к восьми образцам ColorChart разработано два образца тона кожи (TCS09 и TCS10). Соответственно, обновленный общий CRI усредняется по десяти выборкам, а не восьми, как раньше. Тем не менее, Hung (2002) определил, что пятна в CIE (1995) дают лучшие корреляции для любых цветовых различий, чем диаграмма ColorChecker, образцы которой неравномерно распределены в однородном цвете. Космос.
CRI также может быть теоретически выведен из спектрального распределения мощности (SPD) источника света и образцов, как копии исходных образцов цвета трудно найти. В этом методе следует проявлять осторожность, чтобы использовать разрешение выборки, достаточное для захвата всплесков в СПД. SPD стандартных цветов сведены в таблицу с шагом 5 нм CIE (2004), поэтому рекомендуется использовать интерполяцию до разрешения спектрофотометрии источника света.
после SPD, давайте проверим, что CRI эталонного источника света F равен 51. Первый шаг - определить трехцветные значения с использованием стандартного наблюдателя 1931 года. Вычисление внутреннего продукта SPD с помощью стандартных функций сопоставления цветов (CMF) наблюдателя дает (X, Y, Z) = (109,2, 100,0, 38,9) (после нормализации для Y = 100). Отсюда следуют значения цветности xy:
Точные изотермы от 2935 K до 2945 K. FL4 отмечен крестом.Следующим шагом является преобразование этих цветностей в CIE 1960 UCS, чтобы иметь возможность для определения CCT:
Изучение UCS CIE 1960 показывает, что эта точка находится ближе всего к 2938 K на локусе Планка, координаты которого равны (0,2528, 0,3484). Расстояние от тестовой точки до локуса ниже предела (5,4 × 10), поэтому мы можем быть защищенными в значимом результате:
Мы можем проверить CCT, используя алгоритм аппроксимации McCamy для оценки CCT по цветностям xy:
где .
Подставляя дает n = 0,4979 и CCT оценен. = 2941 Кб, что достаточно близко. (Метод Робертсона можно использовать для большей точности, но мы будем довольны 2940 КБ, чтобы воспроизвести данные результаты.) Продолжение с 2940 < 5000, we select a Planckian radiator of 2940 K as the reference illuminant.
Следующим шагом определением значений тестовых образцов цвета под каждым методом света в цветом является CIEUVW. Это происходит путем источника звука CMF с SPD света и образца, а затем преобразование из CIEXYZ в CIEUVW (с координатами u, v эталонного источника света в качестве белой точки):
Источник света | TCS1 | TCS2 | TCS3 | TCS4 | TCS5 | TCS6 | TCS7 | TCS8 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ссылка | U | 39.22 | 17.06 | −13.94 | −40.83 | −35,55 | −23,37 | 16,43 | 44,64 |
V | 2,65 | 9,00 | 14,97 | 7,88 | -2,86 | -13,94 | -12,17 | -8,01 | |
W | 62,84 | 61,08 | 61,10 | 58,11 | 59,16 | 58,29 | 60,47 | 63,77 | |
CIE FL4 | U | 26,56 | 10,71 | -14,06 | -27,45 | −22,74 | −13,99 | 9,61 | 25,52 |
V | 3,91 | 11,14 | 17,06 | 9,42 | -3,40 | -17,40 | -15,71 | -10,23 | |
W | 63,10 | 61,78 | 62,30 | 57,54 | 58,46 | 56,45 | 59,11 | 61,69 | |
CIE FL4. (CAT) | U | 26,34 | 10,45 | −14,36 | −27,78 | −23,10 | −14,33 | 9, 37 | 25,33 |
V | 4,34 | 11,42 | 17,26 | 9,81 | −2,70 | −16,44 | −14,82 | −9,47 | |
W | 63,10 | 61,78 | 62,30 | 57,54 | 58,46 | 56,45 | 59,11 | 61,69 |
Отсюда мы можем рассчитать разницу в цвете между хроматически адаптированные образцы (обозначенные "CAT") и те, которые освещены ссылками. (Евклидова метрика используется для расчета разницы в цвете в CIEUVW.) Специальный индекс цветопередачи равен .
TCS1 | TCS2 | TCS3 | TCS4 | TCS5 | TCS6 | TCS7 | TCS8 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
12.99 | 7.07 | 2.63 | 13.20 | 12, 47 | 9,56 | 7,66 | 19,48 | |
Ri | 40,2 | 67,5 | 87,9 | 39,3 | 42,6 | 56,0 | 64,8 | 10,4 |
Наконец, общий индекс цветопередачи - это среднее значение специального CRI: 51.
Голубые кружки обозначают ТКС под эталонным источником света. Короткие черные символы обозначают TCS под испытуемым светом до и после хроматической обработки адаптации (CAT). (Векторы короткие, потому что белые точки близки.) Конец вектора после CAT лежит на северо-западе, отражающая вектор цветности между эталонным и тестовым источником света. Особые CRI отражаются в длине пунктирных линий, соединяющих цветности образцов под эталонным и хроматически адаптированным тестовым осветительным оборудованием, соответственно. Короткие расстояния, как в случае TCS3, приводят к высокому специальному CRI (87,9), тогда как большие расстояния, как в случае TCS8, приводят к низкому специальному CRI (10.4). Проще говоря, TCS3 лучше воспроизводит FL4, чем TCS8 (относительно черного тела).Источник света | CCT (K) | CRI |
---|---|---|
Натрий низкого давления (LPS / SOX) | 1800 | -44 |
Прозрачный , пары ртути | 6410 | 17 |
Натрий высокого давления (HPS / SON) | 2100 | 24 |
Покрытие из паров ртути | 3600 | 49 |
Галофосфат теплый-белый флуоресцентный | 2940 | 51 |
Галофосфатный холодно-белый флуоресцентный | 4230 | 64 |
Трифосфорный теплый- белый флуоресцентный | 2940 | 73 |
галофосфатный флуоресцентный холодный дневной свет | 6430 | 76 |
«Белый» SON | 2700 | 82 |
Стандартный LED Лампа | 2700–5000 | 83 |
Кварц галогенид металла | 4200 | 85 |
Трехфосфорный холодный белый флуоресцентный | 4080 | 89 |
Светодиод с высоким индексом цветопередачи Светодиод лампа (синий светодиод) | 2700–5000 | 95 |
Керам ическая разрядная металлогалогенная лампа | 5400 | 96 |
Светодиодная лампа со сверхвысоким индексом цветопередачи (фиолетовый светодиод) | 2700–5000 | 99 |
Лампа накаливания / галогенная лампа | 3200 | 100 |
Эталонный источник, например излучение абсолютно черного тела, определяется как имеющий индекс цветопередачи 100. Вот почему лампы накаливания имеют этот рейтинг, так как они, по сути, практически чернотельные излучатели. Наилучшая степень достоверности ссылки определяется значением CRI = 100, а наиболее низкое - значением CRI ниже нуля. Высокий индекс цветопередачи сам по себе не означает хорошей цветопередачи, потому что эталонный образец может иметь несбалансированный SPD, если он имеет экстремальную цветовую температуру.
Ra- среднее значение R1 – R8, другие значения от R9 до R15 отсутствуют в вычислении R a, включая R9 «насыщенный красный», R13 » цвет кожи (светлый) "и R15" цвет кожи (средний) ", которые сложно воспроизвести точно. R9 является жизненно важным показателем в освещении с высоким индексом цветопередачи, поскольку для многих приложений требуется красный свет, например, для кино- и видеосвещения, медицинского освещения, художественного освещения и т. Д. Однако в целом расчет CRI (R a) R9 не входит.
R9 - одно из чисел R i относится к тестовым цветным образцам (TCS), что составляет один балл в расширенном CRI. Это число, оценивающее способность источника света раскрывать цвет по отношению к TCS 09. Оно описывает особую способность света точно воспроизводить красный цвет объектов. Многие производители или розничные продавцы светильников не указывают оценку R9, в то время как оценка качества цветопередачи для кино- и видеосвещения, а также для любых приложений, требующих высокого значения CRI, имеет жизненно важное значение. Таким образом, обычно он рассматривается как дополнение к индексу цветопередачи при оценке источника света с высоким индексом цветопередачи.
значение R9, TCS 09, или, другими словами, красный цвет является ключевым цветом для многих приложений освещения, таких как освещение пленки и видео, текстильная печать, печать изображений, оттенок кожи, медицинское освещение и т. Д. на. Кроме того, много других объектов, которые не красного цвета, а на самом деле состоят из разных цветов, включая красный цвет. Например, на тон кожи влияет кровь под кожей, что означает, что тон кожи также включает красный цвет, хотя он очень похож на белый или светло-желтый. Итак, если значение R9 недостаточно хорошее, оттенок кожи при таком освещении будет более бледным или даже зеленоватым в ваших глазах или камерах.
Оно и другие критиковали CRI за не всегда хорошо коррелирует с субъективным качеством цветопередачи на практике, особенно для источников света с острым спектром излучения, таких как люминесцентные лампы или белые светодиоды. Другая проблема заключается в том, что CRI не является непрерывным при 5000 К, потому что цветность эталона перемещается от планковского локуса к дневному локусу CIE. Дэвис и Оно (2006) определяют несколько других проблем, которые они решают в своей шкале качества цвета (CQS):
Ри и Фрейссинье разработали другой индекс, индекс площади гаммы (GAI), в попытке улучшить недостатки, обнаруженные в CRI. Они показали, что GAI лучше, чем CRI, при прогнозировании цветовой дискриминации по стандартизированным тестам Farnsworth-Munsell 100 Hue и что GAI позволяет прогнозировать насыщенность цвета. Сторонники использования GAI утверждают, что при использовании в сочетании с CRI этот метод оценки цветопередачи предпочтительнее для испытуемых, чем для источников света, которые имеют высокие значения только одного показателя. Исследователи рекомендуют ГАИ нижний и верхний предел. Использование светодиодной технологии потребовало нового способа оценки цветопередачи из-за уникального спектра света, создаваемого этими технологиями. Предварительные тесты показали, что комбинация GAI и CRI, используемая вместе, является предпочтительным методом для оценки цветопередачи.
Pousset, Obein Razet (2010) разработали психофизический эксперимент для оценки качества света светодиодных светильников. Он основан на цветных образцах, используемых в «Шкале качества цвета». Сравнивались прогнозы CQS и результаты визуальных измерений.
CIE (2007) «рассматривает применимость индекса цветопередачи CIE к источникам белого светодиодного света на основе результатов визуальных экспериментов». Под председательством Дэвиса комитет CIE TC 1-69 (C) в настоящее время исследует «новые методы оценки свойств цветопередачи источников белого света, используемых для освещения, включая твердотельные источники света, с целью рекомендовать новые процедуры оценки [...] до марта 2010 г. ».
Для всестороннего обзора альтернативных индексов цветопередачи см. Guo Houser (2004).
Smet (2011) рассмотрели несколько альтернативных показателей качества и сравнили свои действия на основе визуальных данных, полученных в девяти психофизических экспериментах. Было обнаружено, что среднее геометрическое значение индекса GAI и CIE Ra лучше всего коррелировало с естественностью (r = 0,85), в то время как показатель качества цвета, основанный на цветах памяти (MCRI), лучше всего коррелировал с предпочтением (r = 0,88). Статистически значимыми оказались различия в производительности этих показателей с другими протестированными показателями (CIE Ra; CRI-CAM02UCS; CQS; RCRI; GAI; geomean (GAI, CIE Ra); CSA; Judd Flattery; Thornton CPI; MCRI). с p < 0.0001.
Дангол и др. (2013) провели психофизические эксперименты и пришли к выводу, что суждения людей о естественности и общем предпочтении нельзя предсказать с помощью одной меры, но требуется совместное использование меры, основанной на верности (например, Qp) и показатель на основе гаммы (например, Qg или GAI.). Они провели дальнейшие эксперименты в реальных офисах, оценивая различные спектры, созданные для комбинации существующих и предлагаемых показателей цветопередачи (см. Dangol et al. 2013, Islam et al. 2013, Baniya et al.2013 для получения подробной информации).
Возникли проблемы при попытке использовать светодиодное освещение для кино- и видеосистем. Цветовые спектры основных цветов светодиодного освещения не соответствуют ожидаемым полосам пропускания цветовой длины волны пленочных эмульсий и цифровых датчиков. В результате цветопередача может быть совершенно непредсказуемой при оптических отпечатках, передачах на цифровые носители с пленки (DI) и записях видеокамер. Это явление применительно к кинофильмам было задокументировано в серии тестов по оценке светодиодного освещения, проведенных научным персоналом Академии кинематографических искусств и наук.
С этой целью были проведены различные другие исследования. такие показатели, как TLCI (индекс согласованности телевизионного освещения), были разработаны для замены человека-наблюдателя наблюдателем с камеры. Подобно CRI, этот показатель измеряет качество источника света в том виде, в котором он отображается на камере, по шкале от 0 до 100. Некоторые производители говорят, что их продукты имеют значение TLCI до 99.