Коллективное руководство в Советском Союзе

редактировать

Коллективное руководство (Русский : коллективное руководство, коллективное руководство), или Коллективность руководства (русский : коллективность руководства, коллективность руководства) считалась идеальной формой управления в Союзе Советских Социалистических Республик (СССР) и других социалистических странах. государства, исповедующие коммунизм. Его основной задачей было распределение полномочий и функций между Политбюро и Центральным комитетом Коммунистической партии Советского Союза, а также Совет министров, чтобы воспрепятствовать любым попыткам создать единоличное господство над советской политической системой со стороны советского лидера, как это было при правлении Иосифа Сталина.. На национальном уровне сердцем коллективного руководства официально был Центральный Комитет Коммунистической партии. Коллективное руководство характеризовалось ограничением полномочий генерального секретаря и председателя Совета министров по отношению к другим должностям за счет усиления полномочий коллективных органов, таких как Политбюро.

Коллективное руководство было введено после смерти Сталина в 1953 году, и последующие партийные лидеры правили как часть коллектива. Первый секретарь Никита Хрущев раскритиковал диктаторское правление Сталина на 20-м съезде партии, но его все более беспорядочные решения привели к его отставке в 1964 году. Его заменил на своих постах Леонид Брежнев первым секретарем и Алексеем Косыгиным премьер-министром. Хотя Брежнев приобретал все большую известность над своими коллегами, он сохранил поддержку Политбюро, консультируясь с его членами по всем вопросам политики. Коллективное руководство сохранялось при Юрии Андропове и Константине Черненко. Реформы Михаила Горбачева вызвали открытую дискуссию, в результате чего члены руководства открыто не соглашались с тем, насколько мало или сколько реформ было необходимо для обновления советской системы.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Коллективность руководства
    • 1.3 Поздние годы
  • 2 Анализ
    • 2.1 Советские оценки
    • 2.2 Внешние наблюдатели
  • 3 Примечания
  • 4 Источники
История

Ранние годы

Георгий Маленков, премьер Советского Союза, стал одним из главных претендентов на советское руководство в 1953 году, но проиграл Хрущеву в 1955 году.

Советские идеологи считали, что Ленин, первый советский лидер, считал, что только коллективное руководство может защитить партию от серьезных ошибок. Иосиф Сталин, укрепивший свою власть после смерти Ленина в 1924 году, продвигал эти ценности; однако вместо того, чтобы создать новое коллективное руководство, он построил авторитарное руководство, сосредоточенное вокруг себя. После смерти Сталина (5 марта 1953 г.) его преемники, борясь за контроль над советским руководством, продвигали ценности коллективного руководства. Георгий Маленков, Лаврентий Берия и Вячеслав Молотов сформировали коллективное руководство сразу после смерти Сталина, но оно распалось, когда Маленков и Молотов выступили против Берии. После ареста Берии (26 июня 1953 г.) Никита Хрущев провозгласил коллективное руководство «высшим принципом нашей партии». Далее он заявил, что только решения, одобренные Центральным Комитетом (ЦК), могут обеспечить хорошее руководство для партии и страны. Хрущев использовал эти идеи для того, чтобы заручиться достаточной поддержкой, чтобы отстранить своих противников от власти, в первую очередь премьер-министра Маленкова, который ушел в отставку в феврале 1955 года.

Во время 20-го съезда Коммунистическая партия Советского Союза Хрущев критиковал правление Сталина и его «культ личности». Он обвинил Сталина в ограничении деятельности партии и прекращении партийной демократии среди прочего. В течение трех лет после смерти Сталина Центральный Комитет и Президиум (Политбюро) последовательно работали, чтобы поддержать коллективное руководство, утраченное при Сталине. Правление Хрущева на посту первого секретаря оставалось весьма спорным на протяжении всего его правления в партийном руководстве. Первая попытка свергнуть Хрущева была предпринята в 1957 году, когда так называемая Антипартийная группа обвинила его в индивидуалистическом руководстве. Переворот провалился, но позиции Хрущева резко ослабли. Однако Хрущев продолжал изображать свой режим как «коллективное правление» даже после того, как стал председателем Совета министров (премьер-министром), заменив Николая Булганина.

Официальным порядком старшинства (согласно с поправкой от 5 марта 1953 г.)
ПортретИнформацияПозиция (я) партииДолжность (я) в штате
Георгий Маленков Ранг1-е местоНеформально первый среди равных по партии, буквально первый секретарьПредседатель Совета Министров
ИмяГеоргий Маленков
Дата рождения8 января 1902 г.
Место рожденияОренбург, Оренбургская область
Дата смерти14 января 1988 г.
Лаврентий Берия Звание2-йПервый заместитель председателя Совета Министров. министр внутренних дел
ИмяЛаврентий Берия
Дата рождения29 марта 1899 г.
Место рожденияМеркхеули, Сухуми
Дата смерти23 декабря 1953 г.
Вячеслав Молотов Ранг3-йПервый заместитель председателя Совет Министров. министр иностранных дел
ИмяВячеслав Молотов
Дата рождения9 марта 1890 г.
Место рожденияКукарка, Кировская область
Дата смерти8 ноября 1986 г.
Климент Ворошилов Звание4-йПредседатель Президиума Верховного Совета
ИмяКлимент Ворошилов
Дата рождения4 февраля 1881 г.
Место рожденияЛисичанск, Луганская область
Дата смерти2 декабря 1969 г.
Никита Хрущев Ранг5-еНеофициально Второй секретарь партии
ИмяНикита Хрущев
Дата рождения15 апреля 1894 г.
Место рожденияКалиновка, Курская область
Дата смерти11 сентября 1971 г.
Николай Булганин Звание6-йМинистр обороны
ИмяНиколай Булганин
Дата рождения30 марта 1895 г.
Место рожденияНижний Новгород, Нижегородская область
Дата смерти24 февраля 1975 г.
Лазарь Каганович Звание7-йПервый заместитель председателя Совета Мини стерс
ИмяЛазарь Каганович
Дата рождения22 ноября 1893 г.
Место рожденияКабаны, под Киевом
Дата смерти25 июля 1991 г.
Анастас Микоян Ранг8-йМинистр внешней торговли
ИмяМикоян Анастас
Дата рождения25 ноября 1895 г.
Место рожденияСанаин
Дата смерти21 октября 1978 г.
Звание9. Председатель Госкомплана
ИмяМаксим Сабуров
Дата рождения2 февраля 1900 г.
Место рожденияДружковка
Дата смерти24 марта 1977 г.
Звание10-е
ИмяМихаил Первухин
Дата рождения14 октября 1904 г.
Место рожденияЮрюзанский Завод
Дата смерти22 июля 1978 г.

Коллектив руководства

Брежнев (в центре с Николаем Подгорным ) среди членов Президиума Верховного Совета СССР

Большинство западных обозревателей считали, что к началу 1960-х годов Хрущев стал верховным лидером Советского Союза., даже если это было далеко от истины. Президиум, который возмущался стилем руководства Хрущева и опасался единоначалия Мао Цзэдуна и растущего культа личности в Китайской Народной Республике, начал агрессивную кампанию против Хрущева в 1963 году. Эта кампания завершилась в 1964 году заменой Хрущева на посту первого секретаря Леонидом Брежневым и председателем Совета министров Алексеем Косыгиным.. Брежнев и Косыгин вместе с Михаилом Сусловым, Андреем Кириленко и Анастасом Микояном (замененный в 1965 году Николаем Подгорным ) были избраны в состав их соответствующие офисы, чтобы сформировать и возглавить функционирующее коллективное руководство. Одной из причин смещения Хрущева, как сказал ему Суслов, было нарушение им коллективного руководства. После смещения Хрущева советские СМИ снова восхваляли коллективное руководство как возвращение к «ленинским нормам партийной жизни ». На пленуме, свергнувшем Хрущева, ЦК запретил любому лицу одновременно занимать должности генерального секретаря и премьер-министра.

Это руководство обычно именовалось «Брежнев-Косыгин». лидерство вместо коллективного руководства Первого мира СМИ. Сначала не было четкого лидера коллективного руководства, и Косыгин был главным хозяйственным администратором, а Брежнев в первую очередь отвечал за повседневное руководство партией и внутренними делами. Позже позиция Косыгина была ослаблена, когда он ввел в 1965 г. реформу, направленную на децентрализацию советской экономики. Реформа вызвала обратную реакцию: Косыгин потерял сторонников, потому что многие высокопоставленные чиновники заняли все более антиреформистскую позицию из-за Пражской весны 1968 года. С годами Брежнев становился все более заметным, и к 1970-м годам он даже создал «секретариат генерального секретаря», чтобы укрепить свои позиции в партии. На 25-м съезде партии Брежнева, по словам анонимного историка, хвалили так, как хвалили Хрущева до его смещения. Брежнев смог сохранить поддержку Политбюро, не приняв тех же радикальных реформ, которые наблюдались во время правления Хрущева. Как отмечали иностранные официальные лица, Брежнев чувствовал себя обязанным обсудить непредвиденные предложения с Политбюро, прежде чем отвечать на них.

Более поздние годы

По мере того, как здоровье Брежнева ухудшалось в конце 1970-х, коллективное руководство стало еще сильнее. коллектив. Смерть Брежнева не изменила расклад сил каким-либо радикальным образом, и Юрий Андропов и Константин Черненко были обязаны по протоколу править страна в том же стиле, что и Брежнев. Когда в марте 1985 г. Михаил Горбачев был избран на должность генерального секретаря, некоторые наблюдатели задавались вопросом, может ли он стать лидером, преодолевшим ограничения коллективного руководства. Программа реформ Горбачева преуспела в том, чтобы навсегда изменить советскую политическую систему ; однако это изменение нажило ему врагов. Многие из ближайших соратников Горбачева не соглашались с ним в том, какие реформы необходимы или насколько радикальными они должны быть.

Анализ

Советские оценки

Согласно советской литературе, Центральный Комитет, а не Политбюро был сердцем коллективного руководства на национальном уровне. На субнациональном уровне все партийные и правительственные органы должны были работать вместе, чтобы обеспечить коллективное руководство, а не только Центральный комитет. Однако, как и многие другие идеологические тезисы, определение коллективного лидерства применялось «гибко к множеству ситуаций». Превращение Ленина в пример правителя, правящего в пользу коллектива, можно рассматривать как доказательство этой «гибкости». В некоторых советских идеологических проектах коллективное лидерство можно сравнить с коллегиальным лидерством вместо руководства коллективом. В соответствии с советским учебником коллективным руководством были:

Регулярные созыв партийных съездов и пленумов ЦК, регулярные собрания всех избирательных органов партии, общественное обсуждение важнейших вопросов государственной, экономической и политической жизни. партийное развитие, широкие консультации с людьми, занятыми в различных отраслях экономики и культурной жизни.... "

В отличие от фашизма, который проповедует единоличное господство, Ленинизм выступает за внутрипартийное демократическое коллективное руководство. Следовательно, идеологическое оправдание коллективного руководства в Советском Союзе было легко оправдать. Физическая незащищенность политического руководства при Сталине и политического Отсутствие безопасности, существовавшее во время правления Хрущева, усиливало волю политического руководства к обеспечению правления коллектива, а не отдельного человека. Коллективное руководство было ценностью, которая высоко ценилась во времена Сталина и Хруса.

Сторонние наблюдатели

Советские идеологи постсталинской эпохи считали правление Сталина нарушением коллективного принятия решений и поощрением культа личности.

253>Ричард Левенталь, немецкий профессор, считал, что Советский Союз превратился из тоталитарного государства под властью Иосифа Сталина в систему, которую он назвал «пост - тоталитарный авторитаризм », или« авторитарная бюрократическая олигархия », при которой советское государство оставалось всемогущим в теории и весьма авторитарным на практике. Тем не менее, это значительно снизило масштабы репрессий и позволило добиться гораздо большего плюрализма в общественной жизни. В статье 1960 года Левенталь писал, что единоличное руководство было «нормальным правилом линии в однопартийном государстве». Большинство наблюдателей Первого мира было склонно соглашаться с Левенталем на том основании, что коллективное руководство в авторитарном государстве было «по своей сути неработоспособным» на практике, утверждая, что коллективное руководство рано или поздно всегда уступает одному -человеческое правило. В другой интерпретации Советский Союз переживал периоды «олигархии» и «ограниченного личного правления». Олигархия в том смысле, что ни один человек не может «предотвратить принятие политики, против которой он может выступать», рассматривалась как нестабильная форма правления. «Ограниченно-личное правление», в отличие от «личного правления» Иосифа Сталина, было типом правления, при котором важные политические решения не могли приниматься без согласия лидера , в то время как лидер должен был терпеть некоторую оппозицию его политике и своему руководству в целом.

Историк Т.Х. Ригби утверждал, что советское руководство устанавливало систему сдержек и противовесов внутри Партия для обеспечения стабильности коллективного руководства. Один анонимный историк дошел до того, что заявил, что коллективное руководство обязательно восторжествует в любой будущей советской политической системе. Профессор Джером Гилисон утверждал, что коллективное руководство стало «нормальным» образцом правления Советского Союза. Он утверждал, что партия успешно установила систему сдержек и противовесов, чтобы обеспечить преемственность советского руководства. По словам Гилисона, правление Хрущева было доказательством того, что единоличное господство в советской политике закончилось. Как он отметил, Хрущев «был вынужден бесцеремонно отступить с ранее заявленных позиций». «Серые люди» партийной бюрократии, как полагал Гилисон, должны были стать будущими советскими лидерами. Деннис Росс, американский дипломат, считал, что руководство поздней брежневской эпохи превратилось в «власть комитетов»., указывая на несколько коллективных решений Политбюро в качестве доказательства., другой аналитик, полагал, что «более свободное общение» и «доступ к соответствующей официальной информации» в брежневскую эпоху способствовали укреплению коллективного руководства Политбюро.

По словам Томаса. А. Бейлис, автор книги «Управление комитетом: коллегиальное лидерство в передовых обществах», существование коллективного лидерства было связано с тем, что отдельные члены Политбюро усиливали свои собственные позиции за счет укрепления коллектива. Эллен Джонс, педагог, отметила, как каждый член Политбюро специализировался в своей области и выступал в качестве представителя этой области в Политбюро. Таким образом, коллективное руководство было разделено на партийное и государственное институциональное и организационное. Джонс считал, что доминирующая фракция действует как «коалиционное» правительство нескольких социальных сил. Такое развитие событий привело некоторых к мысли, что Советский Союз превратился в неокорпоратизм. Некоторые считали советский фракционностью «феодальным характером». Личные отношения были созданы для обеспечения обслуживания и поддержки. «Личная фракционность», как ее называет Бейлис, может либо усилить, либо ослабить большинство коллективного руководства.

Роберт Осборн писал в 1974 году, что коллективное руководство не обязательно означает, что Центральный комитет, Политбюро и Совет министров были политически равными без явной ведущей фигуры. Бейлис считал, что должность генерального секретаря можно сравнить с должностью премьер-министра в Вестминстерской системе. Генеральный секретарь в советской политической системе выступал в качестве ведущего посредника на заседаниях Политбюро и мог считаться «лидером партии» из-за его навыков ведения переговоров и успешной тактики, которая сохранила поддержку Политбюро. Другими словами, генеральному секретарю необходимо было сохранить консенсус Политбюро, если он хотел остаться на своем посту.

Примечания
Источники

Последняя правка сделана 2021-05-15 14:50:24
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте