Идеология Коммунистической партии Советского Союза

редактировать

Идеология Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) была Марксизм-ленинизм, идеология централизованной командной экономики с авангардистским однопартийным государством для реализации диктатура пролетариата. Идеологическая приверженность Советского Союза к достижению коммунизма включала развитие социализма в одной стране и мирное сосуществование с капиталистическими странами при одновременном взаимодействии в антиимпериализме для защиты международного пролетариата, борьбы капитализма и продвижения целей коммунизма. Государственная идеология Советского Союза - и, следовательно, марксизм-ленинизм - возникла и развивалась на основе теорий, политики и политической практики Ленина и Сталина.

Содержание
  • 1 Марксизм-ленинизм
    • 1.1 Ленинизм
    • 1.2 Сталинизм
    • 1.3 Десталинизация
  • 2 Концепции
    • 2.1 Диктатура пролетариата
    • 2.2 Антиимпериализм
    • 2.3 Мирное сосуществование
    • 2.4 Социализм в одной стране
  • 3 См. Также
  • 4 Ссылки
    • 4.1 Сноски
    • 4.2 Библиография
      • 4.2.1 Статьи и журнальные записи
      • 4.2.2 Книги
Марксизм-ленинизм

Марксизм-ленинизм был идеологической основой Советского Союза. Он объяснил и узаконил право КПСС на власть, объяснив при этом ее роль как авангардной партии. Например, идеология объясняла, что политика КПСС, даже если она была непопулярной, была правильной, потому что партия была просвещенной. В советском обществе это было представлено как единственная истина, и вместе с тем отвергалось понятие множественности истин. Короче говоря, его использовали для оправдания ленинизма КПСС как средства достижения цели. Отношения между идеологией и процессом принятия решений были в лучшем случае амбивалентными, при этом большинство политических решений принималось в свете продолжающегося, постоянного развития марксизма-ленинизма. Марксизм-ленинизм, как единственная истина, не мог по самой своей природе устареть.

Несмотря на то, что марксизм-ленинизм эволюционировал с годами, он имел несколько основных постулатов. Основным постулатом был статус партии как единственной правящей партии. Конституция 1977 года называет партию «руководящей и руководящей силой советского общества, а ядром его политической системы, всех государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза». Государственный социализм был необходим, и с Иосифа Сталина до Михаила Горбачева в официальном дискурсе частная социальная и экономическая деятельность рассматривалась как замедление развития коллективного сознания и экономики. Горбачев в определенной степени поддерживал приватизацию, но основывал свою политику на взглядах Владимира Ленина и Николая Бухарина на Новую экономическую политику 1920-х годов и поддерживал полную государственную собственность на командные высоты экономики. В отличие от либерализма, марксизм-ленинизм подчеркивал не важность индивида, а скорее роль индивида как члена коллектива. Согласно такому определению, отдельные лица имели право на свободу выражения только в том случае, если это защищало интересы коллектива. Например, в конституции марксизма-ленинизма 1977 г. было сказано, что каждый человек имеет право выражать свое мнение, но это мнение может быть выражено только в том случае, если оно соответствует «общим интересам советского общества». Короче говоря, количество прав, предоставленных физическому лицу, определялось государством, и государство могло их отобрать по своему усмотрению. Советский марксизм-ленинизм оправдал национализм, а средства массовой информации изображали каждую победу Советского Союза как победу коммунистического движения в целом. В значительной степени советский национализм был основан на этническом русском национализме. Марксизм-ленинизм подчеркивал важность всемирного конфликта между капитализмом и социализмом, а советская пресса говорила о прогрессивных и реакционных силах, утверждая, что социализм находится на грани победы; что «соотношение сил» было в пользу Советского Союза. Идеология исповедовала государственный атеизм, и членам партии не разрешалось быть религиозными. Государство исповедовало веру в осуществимость коммунистического способа производства, и вся политика была оправдана, если она способствовала достижению Советским Союзом этой стадии.

Ленинизм

В марксистская философия, ленинизм - это основа политической теории демократической организации революционной авангардной партии и достижения диктатуры пролетариата как политической прелюдия к установлению социалистического способа производства, разработанного Лениным. Поскольку Карл Маркс почти никогда не писал о том, как социалистический способ производства будет выглядеть или функционировать, эти задачи были оставлены для решения более поздним ученым, таким как Ленин. Его главный вклад в марксистскую мысль - концепция авангардной партии рабочего класса. Партия авангарда задумывалась как сплоченная централизованная организация, которую возглавляли интеллектуалы, а не сам рабочий класс. Партия была открыта только для небольшого числа рабочих по той причине, что рабочие в России еще не развили классовое сознание и, следовательно, нуждались в образовании, чтобы достичь такого состояния. Ленин считал, что авангардная партия может проводить политику от имени рабочего класса, даже если рабочий класс не поддерживает их, поскольку авангардная партия будет знать, что лучше для рабочих, поскольку партийные функционеры достигли сознания.

Ленин в свете теории государства Маркса (которая рассматривает государство как деспотический орган правящего класса) не стеснялся навязывать стране перемены. Он рассматривал диктатуру пролетариата, в отличие от диктатуры буржуазии, как диктатуру большинства. Репрессивные силы государства должны были быть использованы для преобразования страны и лишить бывший правящий класс их богатства. Ленин считал, что переход от капиталистического способа производства к социалистическому способу производства продлится длительный период. По мнению некоторых авторов, ленинизм по определению был авторитарным. В отличие от Карла Маркса, который считал, что социалистическая революция будет состоять только из рабочего класса и возглавляться им, Ленин утверждал, что социалистической революцией не обязательно должен руководить рабочий класс. или состоящий только из рабочего класса, вместо этого утверждая, что революцией должны руководить угнетенные классы общества, которым в случае России был класс крестьян.

Сталинизм

Хотя это и не идеология, согласно Таким образом, сталинизм относится к мыслям и политике Сталина

Сталинизм, а не идеология как таковая, относится к мыслям и политике Сталина. Введение Сталиным концепции «социализм в одной стране » в 1924 году стало поворотным моментом в советском идеологическом дискурсе. Советский Союз не нуждался в социалистической мировой революции, чтобы построить социалистическое общество, утверждал Сталин. Четыре года спустя Сталин инициировал свою «вторую революцию», введя государственный социализм и централизованное планирование. В начале 1930-х годов он инициировал коллективизацию советского сельского хозяйства, деприватизируя сельское хозяйство, но не передавая его под ответственность государства как такового, а создавая крестьянские кооперативы. С инициированием своей «Второй революции» Сталин запустил «культ личности» и , сосредоточенный на самом себе. Например, название города Петроград было изменено на Ленинград, город рождения Ленина был переименован в Ульянов (имя при рождении Ленина), Орден Ленина стал высшим государственным титулом. повсюду висели награды и портреты Ленина; на площадях, на фабриках, в офисах и т. д. Рост бюрократии, последовавший за введением государственной социалистической экономики, полностью расходился с марксистским представлением об «отмирании государства». Сталин пытался объяснить причину этого на 16-м съезде (состоявшемся в 1930 году);

Мы выступаем за усиление диктатуры пролетариата, который представляет собой самую могущественную и могущественную власть из всех форм. государства, которые когда-либо существовали. Высшее развитие государственной власти для отмирания государственной власти - это марксистская формула. Это «противоречиво»? Да, это «противоречиво». Но это противоречие проистекает из самой жизни и полностью отражает марксистскую диалектику.

Мысль об отмирании государства была позже отвергнута Сталиным на 18-м съезде (состоявшемся в 1939 году), которому он выразил уверенность. что государство будет существовать, даже если Советский Союз достигнет коммунизма, пока он будет окружен капитализмом. Во второй половине его правления были созданы две ключевые концепции; теория «двух лагерей» и теория «капиталистического окружения». Угроза капитализма использовалась для усиления личной власти Сталина, и советская пропаганда начала устанавливать прямую связь со Сталиным и стабильностью в обществе, утверждая, что без лидера страна рухнет. Сталин сильно отклонился от классического марксизма, когда дело касалось «субъективных факторов», утверждая, что члены партии любого ранга должны исповедовать фанатичную приверженность линии и идеологии партии, и что в противном случае эта политика потерпит неудачу.

Десталинизация

После смерти Сталина и после того, как последовавшая за этим борьба за власть утихла, наступил период десталинизации, поскольку Советы обсуждали, что марксизм - Ленинизм был бы в отсутствие его де-факто принудительной эквивалентности сталинизму. Во время хрущевской оттепели возник ответ, что оно будет и дальше включать централизованное планирование при почти полном исключении рыночных механизмов, а также тоталитарная версия коллективизма и продолжающейся ксенофобии, но что она больше не будет включать в себя крайнюю степень государственного террора, наблюдаемую в эпоху Великой чистки. Эта идеологическая точка зрения поддерживала светский апофеоз Ленина, рассматривая террористический аспект сталинизма как извращение, которое было поздно исправлено, вместо того, чтобы признавать, что Ленин сам создал наследие государственного террора. Эта сюжетная линия сохранилась до эпохи Горбачева и даже в основном пережила гласность, будучи окончательно опровергнута только после роспуска союза и до сих пор не отвергнута многими людьми. Как описал советский военный офицер и биограф Ленина Дмитрий Волкогонов, «Ленин был последним бастионом, который пал. "

Концепции

Диктатура пролетариата

Либо диктатура помещиков и капиталистов или диктатуры пролетариата [...] Среднего курса нет [...] Среднего курса нет нигде в мире и быть не может.

- Ленин, утверждая, что у людей было только два выбора: выбор между двумя разными, но разными классовыми диктатурами.

Ленин, согласно его интерпретации теории государства Маркса, считал демократию недостижимой где-либо в мире до захвата власти пролетариатом. Согласно марксистской теории, государство является орудием угнетения и возглавляется правящим классом, «органом классового правления». Он считал, что к своему времени, единственным жизнеспособным решением была диктатура, поскольку война приближалась к окончательному конфликту между «прогрессивными силами социализма и d вырожденные силы капитализма ". Русская революция 1917 г. уже потерпела поражение в соответствии со своей первоначальной целью, которая заключалась в том, чтобы вдохновить мировую революцию. В результате первоначальная антигосударственная позиция и активная кампания за прямую демократию были заменены диктатурой. С точки зрения большевиков, причиной этой перемены была неразвитость России, ее статус единственного социалистического государства в мире, окружение империалистическими державами и внутреннее окружение крестьянством.

Маркс, подобно Ленину, считал принципиально неважным, будет ли буржуазное государство управляться в соответствии с республиканской, парламентской или конституционно-монархической политической системой, поскольку это не меняет способ производства сам. Эти системы, независимо от того, управляются ли они олигархией или массовым участием, в конечном итоге все были диктатурой буржуазии по определению, потому что буржуазия, в силу самого состояния своего класса и его интересов, будет продвигать и проводить политику в своих классовых интересах и, таким образом, в защиту капитализма. Однако была разница; Ленин после неудач мировых революций утверждал, что это не обязательно должно измениться при диктатуре пролетариата. Аргументация исходила исключительно из практических соображений: большинство жителей страны не были коммунистами, и партия не могла ввести парламентскую демократию, поскольку это противоречило их идеологии и могло привести к потере власти партией. Поэтому он пришел к выводу, что «форма правления не имеет абсолютно ничего общего с» природой диктатуры пролетариата. Бухарин и Троцкий согласились с Лениным, утверждая, что революция только разрушила старое, но совершенно не смогла создать ничего нового. Ленин пришел к выводу, что диктатура пролетариата не изменит отношения власти между людьми, а, скорее, «изменит их производственные отношения так, чтобы в долгосрочной перспективе можно было преодолеть царство необходимости и тем самым обеспечить подлинную социальную свободу. реализовано ».

Именно в период 1920–1921 годов советские лидеры и идеологи начали различать социализм и коммунизм; до сих пор эти два термина использовались для описания схожих условий. С тех пор эти два термина приобрели разные значения. Согласно советской идеологии, Россия находилась в процессе перехода от капитализма к социализму (который при Ленине взаимозаменяемо именовался диктатурой пролетариата), социализм был промежуточной стадией коммунизма, а последний - последней стадией, следующей за социализмом. К настоящему времени партийные лидеры считали, что всеобщее массовое участие и настоящая демократия могут сформироваться только на последнем этапе, хотя бы из-за нынешних условий в России в то время.

[Потому что] пролетариат все еще так разделен, настолько деградирован, настолько коррумпированы [...] по частям, что организация, охватывающая весь пролетариат, не может напрямую осуществлять диктатуру пролетариата. Это может быть осуществлено только авангардом, который поглотил революционную энергию класса.

- Ленин, объясняя все более диктаторский характер режима.

В раннем большевистском дискурсе термин «диктатура пролетариата» был малозначительный; несколько раз его сравнивали с формой правления, существовавшей в Парижской Коммуне. Однако с последовавшей Гражданской войной в России и последовавшими за ней социальными и материальными разрушениями смысл ее изменился от общинной демократии к дисциплинированному тоталитарному правлению. К настоящему времени Ленин пришел к выводу, что только такой деспотичный пролетарский режим, как и его противники, может выжить в этом мире. Полномочия, которыми ранее были наделены советы, теперь были переданы Совету Народных Комиссаров ; центральное правительство, в свою очередь, должно было управляться «армией закаленных революционных коммунистов [коммунистами, которых он называл партией]». В письме Гаврилу Мясникову Ленин в конце 1920 г. объяснил свою новую интерпретацию термина «диктатура пролетариата»;

Диктатура означает не что иное, как власть, не ограниченная никакими законами, абсолютно неограниченная любые правила какие бы то ни было, и основанные непосредственно на силе. Термин «диктатура» не имеет другого значения, кроме этого.

Ленин оправдывал эту политику, утверждая, что все государства были классовыми государствами по своей природе и что эти государства поддерживались посредством классовой борьбы. Это означало, что диктатуру пролетариата в Советском Союзе можно было «завоевать и сохранить с помощью насилия против буржуазии». Основная проблема с этим анализом состоит в том, что партия стала рассматривать любого, кто противостоит или придерживается альтернативных взглядов на партию, как буржуазии. Однако худшим врагом оставались умеренные, которых «объективно» считали «настоящими агентами буржуазии в рабочем движении, лейтенантами класса капиталистов».

Следовательно, «буржуазия». стал синонимом «оппонента» и людей, не согласных с партией в целом. Эти репрессивные меры привели к новому переосмыслению диктатуры пролетариата и социализма в целом; теперь она была определена как чисто экономическая система. Лозунги и теоретические работы о демократическом массовом участии и коллективном принятии решений теперь были заменены текстами, поддерживающими авторитарное управление. Учитывая ситуацию, партия считала, что она должна использовать те же полномочия, что и буржуазия, для преобразования России, поскольку другой альтернативы не было. Ленин начал утверждать, что у пролетариата, как и у буржуазии, нет единого предпочтения какой-либо формы правления, и поэтому диктатура приемлема как для партии, так и для пролетариата. На встрече с партийными чиновниками Ленин заявил - в соответствии со своим экономистским взглядом на социализм, - что «промышленность необходима, а демократия - нет», и далее утверждал, что «мы не обещаем никакой демократии или свободы».

Антиимпериализм

Империализм - это капитализм на стадии развития, на которой устанавливается господство монополий и финансового капитала; в котором вывоз капитала приобрел особое значение; в котором начался раздел мира между международными трестами; в котором завершился раздел всех территорий земного шара между крупнейшими капиталистическими державами.

- Ленин, указывая основные черты капитализма в эпоху империализма в империализме: высшая стадия капитализма.

Марксист Теория империализма была задумана Лениным в его книге Империализм: высшая стадия капитализма (опубликована в 1917 году). Он был написан в ответ на теоретический кризис марксистской мысли, который произошел из-за восстановления капитализма в 19 веке. Согласно Ленину, империализм был специфической стадией развития капитализма; этап, который он назвал государственно-монополистическим капитализмом. Марксистское движение раскололось по вопросу о том, как решить проблему возрождения и возрождения капитализма после великой депрессии конца 19 века. Эдуард Бернштейн, член Социал-демократической партии Германии (СДП), рассматривал возрождение капитализма как доказательство того, что капитализм превращается в более гуманную систему, добавляя далее, что основные цели социалистов заключались не в свержении государства, а в захвате власти путем выборов. С другой стороны, Карл Каутский из СДП придерживался весьма догматической точки зрения, утверждая, что в марксистской теории не было кризиса. Оба они, однако, отрицали или преуменьшали роль классовых противоречий в обществе после кризиса. Напротив, Ленин полагал, что возрождение капитализма было началом новой фазы капитализма; эта стадия создается из-за усиления классового противоречия, а не из-за его уменьшения.

Ленин не знал, когда началась империалистическая стадия капитализма, и утверждал, что было бы глупо искать конкретный год, однако он действительно утверждал, что это началось в начале 20 века (по крайней мере, в Европе). Ленин считал, что экономический кризис 1900 года ускорил и усилил концентрацию промышленности и банковского дела, что привело к преобразованию связи финансового капитала с промышленностью в монополию крупных банков. «В книге« Империализм: высшая стадия капитализма », - писал Ленин; «ХХ век знаменует собой поворотный момент от старого капитализма к новому, от господства капитала в целом к ​​господству финансового капитала». Ленин определяет империализм как монополистическую стадию капитализма.

Несмотря на радикальность Антиимпериализм, являющийся изначальной основной ценностью большевизма, Советский Союз с 1940 года и далее широко рассматривался как де-факто имперская держава, идеология которой не могла позволить ему признать свой собственный империализм. С советской идеологической точки зрения, просоветские фракции в каждой стране были единственным законным голосом «народа», независимо от того, были ли они фракциями меньшинства. Все остальные фракции были просто классовыми врагами «народа», по своей сути незаконные правители, независимо от того, были ли они фракциями большинства. Таким образом, с этой точки зрения, любая страна, ставшая советской или советской союзницей, естественным образом делала это по законному добровольному желанию, даже если запрашивающим требовалась советская помощь для достижения этой цели. Основными примерами были советское вторжение в Финляндию, приведшее к аннексии финских частей Карелии, советское вторжение в Польшу, советская оккупация Балтийские государства и послевоенное фактическое господство над государствами-сателлитами Восточного блока под предлогом полной независимости. В постсоветскую эпоху даже многие украинцы, грузины и армяне чувствовали, что их страны были насильственно аннексированы большевиками, но это было проблематичным взглядом, потому что просоветские фракции в этих обществах когда-то были значительными. также. Каждая фракция считала, что другая не представляет истинных национальных интересов. Этот парадокс гражданской войны был замечен в аннексии Крыма Российской Федерацией, поскольку проукраинские крымчане считали пророссийских крымчан нелегитимными, и наоборот..

Мирное сосуществование

Утрата империализмом своей доминирующей роли в мировых делах и предельное расширение сферы действия законов социалистической внешней политики - отличительная черта современного этапа общественного развития. Основное направление этого развития - еще большие изменения в соотношении сил на мировой арене в пользу социализма ».

Николай Иноземцев, советский внешнеполитический аналитик, ссылаясь на серию событий (которые, по его мнению,) приведет к окончательной победе социализма.

«Мирное сосуществование» было идеологической концепцией, введенной во время правления Хрущева. Хотя эта концепция интерпретировалась товарищами-коммунистами как предлагающая положить конец конфликту между системами капитализма и социализма, Хрущев видел в этом продолжение конфликта во всех сферах, за исключением военной. В концепции утверждалось, что обе системы были разработаны «посредством диаметрально противоположных законов», что привело к «противоположным принципам во внешней политике».

Эта концепция была пропитана ленинской и сталинистской мыслью. Ленин считал, что в международной политике доминирует классовая борьба, а Сталин в 1940-х годах подчеркивал рост g поляризация, которая имела место в капиталистической и социалистической системах. Мирное сосуществование Хрущева было основано на произошедших практических изменениях; он обвинил старую теорию «двух лагерей» в пренебрежении движением неприсоединения и национальным освободительным движением. Хрущев считал эти «серые зоны», в которых будет вестись конфликт между капитализмом и социализмом. Он по-прежнему подчеркивал, что главными противоречиями в международных отношениях являются противоречия капитализма и социализма. Советское правительство при Хрущеве подчеркивало важность мирного сосуществования, утверждая, что оно должно составлять основу советской внешней политики. Они считали, что невыполнение этого требования приведет к ядерному конфликту. Несмотря на это, советские теоретики по-прежнему считали мирное сосуществование продолжением классовой борьбы между капиталистическим и социалистическим мирами, а не борьбой, основанной на вооруженных конфликтах. Хрущев считал, что конфликт на его нынешнем этапе был в основном экономическим.

Акцент на мирном сосуществовании не означал, что Советский Союз принял статичный мир с четкими линиями. Они продолжали отстаивать убеждение, что социализм неизбежен, и искренне верили, что мир достиг стадии, на которой «соотношение сил» движется в сторону социализма. Кроме того, с установлением социалистических режимов в Восточной Европе и Азии советские специалисты по планированию внешней политики считали, что капитализм утратил свое господство как экономическая система.

Социализм в одной стране

Концепция «социализм в одной стране» был задуман Сталиным в его борьбе против Льва Троцкого и его концепции перманентной революции. В 1924 году Троцкий опубликовал свою брошюру Уроки октября, в которой заявил, что социализм в Советском Союзе потерпит неудачу из-за отсталости экономического развития, если не начнется мировая революция. Сталин ответил на брошюру Троцкого своей статьей "". В нем Сталин заявил, что не верит в неизбежный конфликт между рабочим классом и крестьянами, и добавил, что «социализм в одной стране вполне возможен и вероятен». Сталин придерживался точки зрения, распространенной среди большинства большевиков того времени; Несмотря на отсталость страны и международную изоляцию, социализм в Советском Союзе мог добиться реального успеха. Хотя Григорий Зиновьев, Лев Каменев и Николай Бухарин вместе со Сталиным выступали против теории перманентной революции Троцкого, они расходились в том, как можно построить социализм. По словам Бухарина, Зиновьев и Каменев поддержали резолюцию (от 1925 г.), в которой говорилось, что «мы не можем завершить строительство социализма из-за нашей технологической отсталости». Несмотря на довольно циничное отношение, Зиновьев и Каменев действительно считали, что ущербная форма социализма может быть построена. На 14-й конференции Сталин подтвердил свою позицию, заявив, что социализм в одной стране возможен, несмотря на капиталистическую блокаду страны. После конференции Сталин написал "", в котором он заявил, что крестьянство не восстанет против социалистической системы, потому что, по его мнению, они заинтересованы в ее сохранении. Сталин предполагал, что противоречия, которые возникнут с крестьянством во время социалистического перехода, можно «преодолеть нашими собственными усилиями». Он пришел к выводу, что единственной реальной угрозой социализму в Советском Союзе была военная интервенция.

В конце 1925 года Сталин получил письмо от партийного чиновника, в котором говорилось, что его позиция «Социализм в одной стране» была противоречие с собственными работами Фридриха Энгельса на эту тему. Сталин возразил, заявив, что в трудах Энгельса «отражена» «эпоха домонополистического капитализма, доимпериалистическая эпоха, когда еще не было условий неравномерного, резкого развития капиталистических стран». С 1925 года Бухарин начал активно писать на эту тему, а в 1926 году написал Сталин, в котором вошли его самые известные произведения по этой теме. Троцкий, опубликовав книгу, начал противодействовать аргументам Бухарина и Сталина, утверждая, что социализм в одной стране возможен, но только в краткосрочной перспективе, и утверждал, что без мировой революции невозможно защитить Советский Союз от «восстановления буржуазных отношений». Зиновьев, с другой стороны, не соглашался и с Троцким, и с Бухариным, и со Сталиным, вместо этого твердо придерживаясь собственной позиции Ленина с 1917 по 1922 год, и продолжал утверждать, что только порочная форма социализма может быть построена в Советском Союзе без мировой революции. Бухарин к этому времени начал отстаивать идею создания автаркической экономической модели, в то время как Троцкий, напротив, утверждал, что Советский Союз должен был участвовать в международном разделении труда, чтобы развиваться.. В отличие от Троцкого и Бухарина, Сталин не верил в возможность мировой революции, заявляя в 1938 году, что мировая революция фактически невозможна, и утверждал, что Энгельс ошибался в этом вопросе. На 18-м съезде Сталин довел эту теорию до неизбежного заключения, заявив, что коммунистический способ производства может быть создан в одной стране. Он рационализировал это, утверждая, что государство может существовать в коммунистическом обществе, пока Советский Союз находится в окружении капитализма. Однако, что удивительно, с установлением социалистических режимов в Восточной Европе Сталин утверждал, что социализм в одной стране возможен только в такой большой стране, как Советский Союз, и что другие государства, чтобы выжить, должен был следовать советской линии.

См. также
Ссылки

Сноски

Библиография

Статьи и журнальные записи

Книги

Последняя правка сделана 2021-05-23 10:31:49
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте