В бывшей Югославии употребление кофе является важной культурной практикой. Кофейная культура имеет долгую историю, восходящую к Османскому периоду. Отличительным типом кофеен в бывшей Югославии является кафана, а традиционной формой является «турецкий кофе » (нефильтрованный).
Сербы испытали влияние османской культуры после османского завоевания, и уже в 16 веке, кофейня работала в Дорчоле, торговом центре в Белграде в то время. В этот период кофе подавали в караван-сараях и мейхане. Предприятия в Белграде стали называться кафане (s. Kafana) после 1739 года, когда османы вернули Сербию у Австрии. В то время самой известной кафаной была Crni orao («Черный орел») в Дорчоле, упомянутая путешественником Кеппером, который отмечал, что кафаны были разделены по религии. Апогей количества кафанов в Белграде пришелся на XIX и XX века.
Кафана была обычным местом встреч для обсуждения деревенских или задруга дел. В начале 20 века сербские крестьянские лидеры часто встречались в кафанах, в то время как хорватские крестьяне этого не делали, считая это городской практикой, и вместо черного кофе пили вино. В то время женщины не могли ходить в кафаны из-за строгого общественного запрета.
Кафана Три Шешира («Три шляпы»).В 1900-х годах молодые сербские националисты в Белграде встретились в городских кафанах, где открыто обсуждали ненависть к ним. Австро-Венгрия и стремление к югославизму. Гаврило Принцип, убийца эрцгерцога Франца Фердинанда, посетил эти кафаны в 1912 году. Crni konj («Черный конь» ") кафе в квартале Варош-капия было местом встречи османских сербских беженцев и печалбаров (сезонных рабочих).
В конце 1970-х годов появился новый вид выпивки заведение впервые появилось в Югославии: кафе-бар или в просторечии кафич. В этих барах обычно подают эспрессо вместо турецкого кофе, чая и безалкогольных напитков, а также широкий выбор алкогольных напитков, но без еды. Кафе-бары есть во всех городах, большинстве торговых центров и на крупных заправочных станциях. Они стали неотъемлемой частью общественной жизни как место встречи людей всех возрастов, включая семьи с детьми. Студенты университетов - одни из самых частых посетителей кафе-баров. Многие люди приходят в кафе-бары, чтобы выкурить сигареты, что, как правило, разрешено даже в помещении.
В больших городах, приморских поселках и других местах, посещаемых туристами, кафе-бары имеют большие открытые зоны отдыха, а также телевизионные экраны, в основном для просмотра спортивных передач. Более крупные кафе-бары иногда также ночные клубы, где выступают популярные местные музыканты, часто в жанре турбо-фолк.
Kafanas продолжают работать, особенно в Сербии, как тип ресторана, специализирующегося на традиционной кухне, а также подающего алкоголь и кофе. Традиционные кафаны и современные кафе-бары - это отдельные заведения.
В довоенной Боснии и Герцеговине употребление кофе было одной из традиционных форм межэтнических связей. После боснийской войны межэтническое употребление кофе стало редкостью, «поэтому кофе с кем-то с другой стороны будет сигнализировать о готовности бросить вызов постконфликтным разногласиям».