Крис Окигбо | |
---|---|
Кристофер Окигбо | |
Родился | Кристофер Ифеканду Окигбо. (1932-08 -16) 16 августа 1932 г.., штат Анамбра, Британская Нигерия |
Умер | 1967 (34–35 лет). Нсукка, Биафра |
Профессия | |
Жанр | Драма, поэзия |
Предмет | Сравнительная литература |
Кристофер Ифеканду Окигбо (16 августа 1932 - 1967) был Нигерийский поэт, учитель и библиотекарь, погибший в борьбе за независимость Биафры. Сегодня он широко известен как выдающийся постколониальный англоязычный африканский поэт и один из крупнейших модернистских писателей ХХ века.
Окигбо родился 16 августа 1932 года в городе 10 миль (16 км) от города Онитша в штате Анамбра. Его отец был учителем в католических миссионерских школах во время расцвета британского колониального правления в Нигерии, и Окигбо провел свои ранние годы, переходя от станции к станции. Несмотря на набожное христианство своего отца, Окигбо был близок и позже в своей жизни пришел к убеждению, что в нем перевоплотилась душа его деда по материнской линии, священника игбо божество. Идото олицетворяется в одноименной реке, протекающей через деревню Окигбо, и «богиня воды» занимает видное место в его работах. Heavensgate (1962) открывается строками:
в «Дистанциях» (1964) он празднует свое окончательное эстетическое и психическое возвращение к себе. местные религиозные корни:
Другой влиятельной фигурой в ранние годы Окигбо был его старший брат Пиус Окигбо, который позже стал известным экономистом и первым послом Нигерии в Европейскую экономическую комиссию (ЕС).
Окигбо окончил Государственный колледж Умуахии (в нынешнем штате Абиа, Нигерия) через два года после Чинуа Ачебе, другой известный нигерийский писатель, заработавший себе репутацию как ненасытного читателя, так и разностороннего спортсмена. В следующем году он был принят в Университетский колледж в Ибадане. Изначально намереваясь изучать медицину, он перешел на классику на втором курсе. В колледже он также заработал репутацию одаренного пианиста, аккомпанируя Воле Сойинка в его первом публичном выступлении в качестве певца. Считается, что Окигбо в то время также писал оригинальную музыку, хотя ничего из этого не сохранилось.
После окончания учебы в 1956 году он работал в разных местах. страны, совершая свои первые набеги на поэзию. Он работал в Nigerian Tobacco Company, United Africa Company, в гимназии Фидити (где он преподавал латынь) и, наконец, в качестве помощника библиотекаря в Университете Нигерии в Нсукка, где он помог основать.
В те годы он начал публиковать свои работы в различных журналах, в частности в Black Orpheus, литературном журнале, предназначенном для собрать воедино лучшие произведения африканских и афроамериканских писателей. Хотя его поэзия отчасти может быть прочитана как мощное выражение постколониального африканского национализма, он категорически против негритюда, которую он осуждает как романтическое стремление к «мистике чернота "ради самой себя; он также отверг концепцию общности опыта африканцев и чернокожих американцев, что являлось резким философским контрастом редакционной политике «Черного Орфея». Именно на этом основании он отклонил первую премию в области африканской поэзии, присужденную ему на Всемирном фестивале негритянских искусств 1966 года в Дакаре, заявив, что не существует такой вещи, как негр или черный поэт.
В 1963 году он покинул Нсукку, чтобы занять должность западноафриканского представителя Cambridge University Press в Ибадане, что дало возможность часто ездить в Соединенное Королевство, где он привлек дополнительное внимание. В Ибадане он стал активным членом литературного клуба Мбари и завершил, сочинил или опубликовал произведения своих зрелых лет, включая «Пределы» (1964), «Молчание» (1962–65), «Плач масок». (в ознаменование столетия со дня рождения У. Б. Йейтса в форме хвалебного стихотворения Йоруба, 1964) (в память о рождении в 1964 году его дочери Обиагели или Ибрагимата, которую он считал как реинкарнация его матери) и его последний весьма пророческий эпизод «Путь грома» (1965–67), который был опубликован посмертно в 1971 году вместе с его великим опусом «Лабиринты», в который вошли стихи из более ранних сборников.
В 1966 г. нигерийский кризис достиг апогея. Окигбо, который в то время жил в Ибадане, переехал в восточную Нигерию, чтобы дождаться исхода поворота событий, который завершился отделением восточных провинций как независимых Биафра 30 мая 1967 года.. Живя в Энугу, он работал вместе с Ачебе над созданием нового издательства, Citadel Press.
. С отделением Биафры, Окигбо. сразу же поступил на службу в армию нового штата в качестве добровольца-майора полевого назначения. Опытный солдат, он был убит в бою во время крупного натиска нигерийских войск на Нсукку, университетский городок, где он обрел свой голос как поэт и который поклялся защищать своей жизнью. Ранее, в июле, его дом на вершине холма в Энугу, где находились некоторые из его неопубликованных произведений (возможно, включая начало романа), был разрушен во время бомбардировки нигерийских ВВС. Также была уничтожена автобиография «Остроконечные арки» в стихах, которую он описывает в письме своему другу и биографу как отчет о жизненных переживаниях и письмах, которые сговорились обострить его творческое воображение.
Некоторые из его неопубликованных документы, однако, как известно, пережили войну. Унаследованные его дочерью Обиагели, который в 2005 году основал Фонд Кристофера Окигбо, чтобы увековечить свое наследие, в январе 2006 года эти документы были каталогизированы профессором африканской литературы в Амхерстский университет штата Массачусетс, Бостон, который помогал фонду номинировать их в Регистр памяти мира Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Предварительные исследования документов Азуонье показывают, что помимо новых стихов на английском языке, включая проекты Гимна Биафры, неопубликованные статьи Окигбо включают стихи, написанные на языке игбо. Стихи игбо увлекательны тем, что открывают новые горизонты в изучении поэзии Окигбо, опровергая взгляды некоторых критиков, особенно тройки (Чинвейзу, Онвучеква Джеми и Ихечукву Мадубуике) в их 1980 г. На пути к деколонизации. африканской литературы, что он пожертвовал своей исконной африканской чувствительностью в погоне за обскурантизмом евромодернизм.
«Элегия для альта», последнее стихотворение в «Пути грома», сегодня широко читается как «последнее завещание» поэта, воплощающее пророчество о его собственной смерти как жертвенного агнца за человеческую свободу:
брат Окигбо, Пий, был выдающимся экономистом.