Африканская литература - это литература или из Африки, включая устная литература (или «оратура », в термине, введенном угандийским ученым Пио Зириму ).
, как отмечает Джордж Джозеф в своей главе об африканской литературе в Понимание современной Африки, в то время как европейские взгляды на литературу часто подчеркивают разделение искусства и содержания, африканское осознание является всеобъемлющим:
Устная литература (или orature ) может быть в прозе или стихах. Проза часто бывает мифологической или исторической и может включать рассказы о персонаже трикстера. Рассказчики в Африке иногда используют методы звонка и ответа, чтобы рассказать свои истории. Поэзия, которую часто поют, включает: повествовательный эпос, профессиональный стих, ритуальный стих, хвалебные стихи правителей и других выдающихся людей. Певцы прославления, барды, иногда известные как «гриоты », рассказывают свои истории с помощью музыки. Также часто поют: песни о любви, рабочие песни, детские песни, а также эпиграммы, пословицы и загадки. Эти устные традиции существуют на многих языках, включая фула, суахили, хауса и волоф.
ин Алжир, устные поэзия была важной частью берберских традиций, когда большинство населения было неграмотным. Эти стихи, названные Исефра, использовались для аспектов как религиозной, так и светской жизни. Религиозные стихи включали молитвы, пророческие рассказы и стихи в честь святых. Светская поэзия могла быть о таких празднованиях, как рождение и свадьба, или рассказах о героических воинах. В качестве другого примера, в Мали устная литература или народные сказки продолжают транслироваться по радио на родном языке Бома.
Примеры до -колониальная Африканская литература многочисленна. В Эфиопии существует значительная литература, написанная в геэз, восходящая, по крайней мере, к четвертому веку нашей эры; Самая известная работа в этой традиции - Кебра Негаст, или «Книга царей». Одна из популярных форм традиционной африканской сказки - это история о «обманщике», в которой маленькое животное использует свой ум, чтобы выжить при столкновении с более крупными существами. Примеры обманщиков-животных включают Ананси, паука в фольклоре ашанти людей Ганы ;, черепаха в фольклоре йоруба из Нигерии ; и Сунгура, заяц, встречающийся в фольклоре Центральной и Восточной Африки. Существует множество других письменных работ, а именно в Северной Африке, Сахель регионах Западной Африки и на побережье суахили. Только по Тимбукту в различных библиотеках и частных коллекциях спрятано около 300000 или более рукописей, в основном написанных на арабском, но некоторые на местных языках (а именно фула и Сонгай ). Многие были написаны в знаменитом Университете Тимбукту. Материал охватывает широкий спектр тем, включая астрономию, поэзию, право, историю, веру, политику и философию. Литература суахили аналогичным образом черпает вдохновение в исламских учениях, но развивается в местных условиях. Одним из самых известных и ранних произведений суахили является Утэнди ва Тамбука или «История Тамбуки».
Что касается Магриба, североафриканцы, такие как Ибн Халдун, достигли значительных успехов в арабской литературе. Средневековая Северная Африка могла похвастаться такими университетами, как Фес и Каир, а также обилием дополнительной литературы.
Африканские произведения, наиболее известные на Западе из периодов колонизации и работорговли, - это прежде всего рассказы о рабах, такие как Olaudah Equiano 's Интересный рассказ о жизни Олауда Эквиано (1789 ).
В колониальный период африканцы, знакомые с западными языками, начали писать на этих языках. В 1911 Джозеф Эфраим Кейсли Хейфорд (также известный как Экра-Агиман) из Золотого Берега (ныне Гана) опубликовал, вероятно, первый африканский роман, написанный на английском языке, Освобожденная Эфиопия: Исследования по расовому освобождению. Хотя произведение перемещается между художественной литературой и политической пропагандой, его публикация и положительные отзывы в западной прессе знаменуют переломный момент в африканской литературе.
В этот период начали появляться африканские пьесы, написанные на английском языке. Герберт Исаак Эрнест Дломо из Южной Африки опубликовал первую африканскую пьесу на английском языке в 1935. В 1962, Нгёга ва Тионго из Кении написал первую восточноафриканскую драму Черный отшельник, поучительную историю о " трайбализм "(дискриминация между африканскими племенами).
Среди первых произведений африканской литературы, получивших значительное признание критиков во всем мире, был Вещи разваливаются, автор Чинуа Ачебе. Опубликованный в 1958 году, в конце колониальной эпохи, издание Things Fall Apart проанализировало влияние колониализма на традиционное африканское общество.
Африканская литература в поздний колониальный период (между концом Первой мировой войны и независимость) все чаще демонстрировали темы освобождения, независимости и (среди африканцев на территориях, контролируемых Францией) негритюд. Один из лидеров движения негритюд, поэт и будущий президент Сенегала, Леопольд Седар Сенгор, опубликовал в 1948 первую антологию французской поэзии. написанная африканцами, Anthologie de la nouvelle poésie nègre et malgache de langue française (Антология новой черной и малагасийской поэзии на французском языке) с предисловием французского экзистенциалиста писателя Жана-Поля Сартр.
Для многих писателей этот акцент не ограничивался их публикацией. Многие действительно страдали глубоко и напрямую: осужденный за то, что отказался от своих художественных обязанностей ради активного участия в войне, Кристофер Окигбо был убит в битве за Биафру против нигерийского движения гражданская война 1960-х ; Монган Уолли Сероте содержался под стражей в соответствии с Законом о терроризме № 83 от 1967 года Южной Африки в период с 1969 по 1970 год, а затем освобожден, не предстал перед судом; в Лондоне в 1970 году его соотечественник Артур Норье покончил жизнь самоубийством; Джек Мапандже из Малави был заключен в тюрьму без предъявления обвинений и суда из-за неосторожного замечания в университетском пабе; а в 1995 году Кен Саро-Вива был повешен нигерийской хунтой.
С освобождением и повышением грамотности, так как большинство африканских стран обрели независимость в 1950-х и 1960-х годах, африканская литература резко выросла в количестве и узнаваемости, благодаря многочисленным африканским произведениям, появляющимся в Западные академические программы и списки «лучших», составленные в конце 20 века. Африканские писатели того периода писали как на западных языках (особенно на английском, французском и португальском ), так и на традиционных африканских языках, таких как хауса.
Али А. Мазруи и другие упоминают семь конфликтов в качестве тем: столкновение между прошлым и настоящим Африки, между традициями и современностью, между местным населением и иностранцами, между индивидуализмом и сообществом, между социализмом и капитализмом, между развитием и самообеспечением. и между африканностью и человечностью. Другие темы этого периода включают социальные проблемы, такие как коррупция, экономическое неравенство в новых независимых странах, а также права и роль женщин. Писательницы-женщины сегодня гораздо лучше представлены в опубликованной африканской литературе, чем до обретения независимости.
В 1986 Воле Сойинка стал первым африканским писателем после обретения независимости, получившим Нобелевскую премию по литературе. Ранее уроженец Алжира Альбер Камю был удостоен награды в 1957 году.
В Африка с начала текущего десятилетия (2010 г.), хотя читатели не всегда следят за ним в большом количестве. Также можно заметить появление некоторых произведений, которые выходят за рамки академического стиля. Кроме того, сегодня на континенте можно исследовать нехватку литературных критиков. Литературные мероприятия кажутся очень модными, в том числе литературные премии, некоторые из которых можно отличить по оригинальной концепции. Случай с Гран-при литературных ассоциаций весьма показателен. Brittle Paper, основанный Айнехи Эдоро, был назван «ведущим литературным журналом Африки».
Открытая в 1980 году и действующая до 2009 года, Премия Noma for Publishing в Африке была присуждена за выдающуюся работу года, изданную в Африке.