Христоцентрический - это доктринальный термин в рамках христианства, описывающий богословские позиции, сосредоточенные на Иисусе Христе, втором лице христианина Троица, по отношению к Божеству / Богу-Отцу (теоцентрический ) или Святому Духу (пневмоцентрический ). Христоцентрические богословия делают Христа центральной темой, на которую ориентированы все другие богословские позиции / доктрины.
Некоторые богословские традиции в христианской церкви можно охарактеризовать как более христоцентрические. Примечательно, что в учениях Августина из Гиппона и Павла из Тарса, которые имели очень большое влияние на Западе, большое внимание уделяется личности Иисуса в процессе спасения.
Например, в теологии Реформации лютеранская традиция рассматривается как более теологически христоцентрическая, поскольку она помещает свою доктрину оправдания благодатью, которая в первую очередь является христологической. доктрина, в центре его мысли. Между тем, кальвинистская / реформатская традиция рассматривается как более теологически теоцентрическая, поскольку она ставит свою доктрину о верховной власти Бога («Отца») в центр.
магистерий Иоанна Павла II был назван католическими теологами христоцентрическим. Далее он учил, что Богослужения из Розария на самом деле были христоцентричными, потому что они привели верных к Иисусу через Марию.
Христоцентрический принцип также широко используется в библейской герменевтике.
Христоцентризм - это также название, данное конкретному подходу в межконфессиональный и экуменический диалог. Он учит, что христианство является абсолютной истиной, но элементы истины в других религиях всегда соотносятся с полнотой истины, обнаруженной в христианстве. Считается, что Святой Дух позволяет межрелигиозный диалог и влиять на неверующих на их пути ко Христу. Эту точку зрения особенно поддерживает Римско-католическая церковь в декларациях Nostra aetate, Unitatis Redintegratio и Dominus Iesus.