Читреш Дас

редактировать

Читреш Дас выступает на Американском фольклорном фестивале в 2008 году .

Читреш Дас (Деванагари : चित्रेश दास) (9 ноября 1944 - 4 января 2015) была классической танцовщицей северо-индийского стиля Катхак. Дас родился в Калькутте и был артистом, хореографом, композитором и педагогом. Он сыграл важную роль в доставке катхака в США, и считается, что он установил катхак среди индийской диаспоры в Америке. В 1979 году Дас основал школу Катхака Чхандам и танцевальную труппу Читреш Дас в Калифорнии. В 2002 году он основал Чандам Нритья Бхарати в Индии. По всему миру было десять отделений Чхандама. До своей смерти в 2015 году Дас преподавал танец как образ жизни, путь к самопознанию и как услугу обществу.

Дас выступал в Индии, Северной Америке и Европе. Он был известен своей виртуозной работой ног, ритмичностью, захватывающим рассказом историй, а также новаторским подходом к «катхак-йоге».

Содержание
  • 1 Ранняя жизнь и опыт
  • 2 Педагогическая карьера
  • 3 Исполнительская карьера
  • 4 На экране
  • 5 Стиль и вклад
  • 6 Избранные награды
  • 7 Служение обществу через искусство
  • 8 Личная жизнь
  • 9 Ссылки
  • 10 Дополнительная литература
Ранние годы и Предыстория

Читреш Дас родился в Калькутте, Западной Бенгалии в семье Нритьячарьи Прохлада Даса и Смт. Нилима Дас. Его родители основали «Нритья Бхарати», одно из первых танцевальных заведений в Индии, в котором работали учителя нескольких классических и народных стилей. Пролад Дас, ученый и хореограф, использовал традиционные формы танца для выражения современных проблем в своей революционной работе «Абхьюдайя» (что означает «пробуждение»), поставленной до независимости Индии в 1947 году. Дас часто цитировал свою мать Нилиму Дас, заявляя: «мать это первый гуру ».

Выросший в танцевальной школе своих родителей в Калькутте, Нритья Бхарати, Пандит Дас был окружен литературными художниками, поэтами, танцорами и гуру. Он вспомнил знаменитых танцоров, таких как Рукмини Деви Арундейл, Удай Шанкар, Баласарасвати и легендарного Шамбху Махараджа, которые пришли навестить его дом.

Дас начал изучать Катхак в возрасте девяти лет под руководством гуру-катхака, Пандита Рам Нараяна Мишры, ученика Шамбху и Аччхана Махараджа. Дас был обучен обеим основным традициям катхака, воплощая каждую в своем мастерстве: изящные и чувственные элементы школы Лакхнау в сочетании с динамичными и мощными ритмами и движениями школы Джайпура.

Дас был вундеркиндом, который приобрел национальную известность, выступив в 11 лет с легендарным маэстро табла Самта Прасаджи и выступив на специальном концерте для иконы индийского танца Удая Шанкара. Дас окончил Университет Рабиндры Бхарати в Калькутте и получил степень магистра танцев в Праяг Сангит Самити в Аллахабаде.

Педагогическая карьера

Читреш Дас приехал в Соединенные Штаты в 1970 году по стипендии Уитни, чтобы преподавать катхак в Университете Мэриленда. В 1971 году Устад Али Акбар Хан пригласил Пандита Даса в область залива Сан-Франциско, чтобы преподавать катхак и организовать танцевальную программу в Музыкальной школе (AACM) в Сан. Рафаэль, Калифорния.

К 1979 году он оставил факультет AACM, чтобы основать собственную танцевальную школу под названием Chhandam; его "Chitresh Das Dance Company" (CDDC) была зарегистрирована в 1980 году. В 1988 году Дас организовал первый аккредитованный университетом курс катхака в США в Государственном университете Сан-Франциско ; несколько действующих танцоров CDDC начали обучение с Das по программе SFSU. Дас также был приглашенным преподавателем в Стэнфордском университете.

Его собственная школа в Чандаме продолжала расти с филиалами в Сан-Франциско, Фремонте / Юнион-Сити, Беркли, Маунтин-Вью, Сан-Хосе, Сакраменто и Лос-Анджелесе. Его ученики, Джоанна Де Соуза и Гретхен Хайден, основали отделения Чхандама в Торонто (1990) и Бостоне (1992) соответственно. В 2010 году у Чхандама было 550 учеников в филиалах по всей Северной Америке.

На протяжении многих лет Дас ежегодно на несколько месяцев возвращался в Индию, чтобы преподавать и выступать. В 2002 году Пандит Дас вновь открыл школу своих родителей Чандам Нритья Бхарати в Калькутте, Индия.

В 2010 г. Сима Мехта, один из его учеников, и Дас основали вторую ветвь своей школы в Индии, Чхандам Нритья Бхарати, в Мумбаи. Находясь в Индии, Пандит Дас продолжил свою работу с Фондом «Новый свет», обучая танцев катхак детей секс-работников в районе красных фонарей Калигхат в Калькутте в рамках программы, направленной на то, чтобы помочь им вырваться из порочного круга эксплуатации. Мехта получит награду от президента Индии за аналогичную работу в 2019 году.

Поскольку он обучался у своего Гуру, Пандита Рам Нараяна Мишра, Дас обучал своих собственных учеников как в США, так и в Индии, в рамках гуру-шишйа парампара (традиция учителя и ученика). Гуру - это «тот, кто удаляет тьму» прямым знанием и обучением. Говорят, что Дас оставался приверженным сохранению традиционной индивидуальной передачи знаний между гуру и шисья в современном обществе; он обучил многих учеников, которые впоследствии стали сольными артистами.

Исполнительская карьера

Читреш Дас выступал в Америке, Индии и Европе как сольный исполнитель и в сотрудничестве, включая Читреш Das Dance Company. Отборные выступления в Индии включали фестиваль Сурья (1982); Фестиваль Римпа Пандита Рави Шанкара в Бенаресе (1983), представляющий его родной штат Западную Бенгалию в турах по Индии (1998, 1999), Конференция Дувр-Лейн, Калькутта (1979, 1982, 1984, 1994, 1996, 1999, 2003); Национальный фестиваль Катхак в Нью-Дели (2003), Форт-Уильям, Калькутта (2005), где он выступал перед 4000 индийских солдат, фестиваль UMAQ, Нью-Дели (2004, 2006, 2007), 50-летие консульства США в Мумбаи (2008), Караматулла Хан Фестиваль в Калькутте (2008 г.), Фестиваль Мумбаи (2008 г.), Фестиваль 50-летия и ИИТ Харагпур, Индия (2009 г.).

В начале 1970-х Дас начал выступать в США. В 1984 году Даса выбрали для выступления на Олимпийском фестивале искусств во время Олимпийских игр в Лос-Анджелесе. Среди других избранных американских выступлений - Линкольн-центр (1988), Международный фестиваль Катхак в Чикаго (2004), Американский танцевальный фестиваль (2004, 2006) и Американский фольклорный фестиваль (2008). В районе залива Сан-Франциско Читреш Дас и его танцевальная труппа были оплотом местного танцевального сезона, а домашний сезон его компании включал такие шедевры, как «Золотая лихорадка» (1990), «Садхана» (1991), «Восток как Center »(2003), а также его последнее отмеченное наградами сотрудничество с чечеточником Джейсоном Сэмюэлсом Смитом,« IJS: India Jazz Suites »(с 2005 г. по настоящее время). В качестве номера было выбрано оригинальное сотрудничество IJS. одно танцевальное представление 2005 года газете San Francisco Chronicle, а также получение награды Isadora Duncan Ensemble of the Year (2005). С тех пор IJS много гастролировал, включая четыре тура в Индию, выступления по Америке, включая Гавайи, и Австралию.

В 2006 году Читреш Дас и Чандам организовали фестиваль танца Катхак в Сан-Франциско, крупнейший фестиваль Катхак, когда-либо проводившийся за пределами Индии; он собрал танцоров Катхака со всего мира. Мэр Гэвин Ньюсом из Сан-Франциско открыл фестиваль by pro заявив, что 28 сентября - "День Катхака".

Дас выступал по всей Европе, включая Боннский и Аахенский международные танцевальные фестивали (1983), Логан-Холл в Лондоне (1984) и Неймеген и Арнем, Голландия (1984). В конце 80-х он также выступал с Tanzprojekt в Германии, Польше и Венгрии.

На экране
Читреш Дас и Джейсон Сэмюэлс Смит исполняют India Jazz Suites в 2009 году.

В 2004 году Пандит Дас был показан в национальной программе PBS и на BBC сериал «Восемьдесят сокровищ мира»; В программе выступление Пандита Даса в историческом суде Калькутты. Он также был показан в сериале PBS «Индейцы в Америке». В январе 2005 и 2006 годов сольные выступления Пандита Даса транслировались по национальному индийскому телевидению. В 2007 году он был показан в профильном шоу Spark на радиостанции PBS KQED.

Сотрудничество Даса с Джейсоном Сэмюэлем Смитсом стало предметом документального фильма «Upaj», транслировавшегося на национальном канале PBS в 2011 году. популярное индийское ток-шоу «Ой! Его пятница », снятое в Мумбаи в 2009 году.

Стиль и вклад

« Свобода приходит через утонченную дисциплину и ответственность ».

В первые годы Дас был известен своим ярко выраженным спортивным стилем: быстрым и мощным акцентом на работу ног и быстрые повороты. Дас учил в этом строгом стиле с акцентом на тайари (готовность техники, скорость и выносливость) и лайкари (виртуозность индийской классической ритмической системы), но в равной степени подчеркивает хубсурти (красота) и назакат (тонкость и утонченность). Танцоры должны стать мастерами абхинаи (выражения) и научиться мастерски изображать концепцию «Ардханарисвара» (воплощение мужского и женского начала) в своем танце.

В учении и исполнении Даса также делается упор на упадж, импровизацию. Хотя Дас поставил много групповых произведений, он и его ученики продолжают представлять традиционные соло катхака во всю длину, требуя от танцора импровизировать на сцене с живыми музыкантами до двух часов.

Один из самых важных вкладов Даса. его школе и более широкой области катхака является его развитие "". Катхак-йога включает в себя практику одновременного танца, пения и часто игры на музыкальном инструменте. В катхак-йоге танцор декламирует выбранный таал (ритмический цикл), поет мелодию и теку (язык барабана) таала, одновременно практикуя точную сложную работу ног. Катхак-йога основана на фундаментальной йогической концепции интеграции разума, души и тела и была предметом докторской диссертации в Гарвардском университете доктора Сары Морелли. Сам Дас продемонстрировал катхак-йогу, одновременно танцуя, распевая и играя на табле. Его компания также демонстрирует практику катхак-йоги, добавляя к своему танцу игру на инструментах. Танцоры одновременно исполняют три контрастные концепции - сложные ритмические композиции ступнями и телом, непрерывное пение ритмического цикла и игра на инструменте (фисгармонии или манджире).

Избранные награды

В 1987 году, а затем снова в 2003 году Дас был удостоен награды Айседоры Дункан «Танцовщица года». В 2004 году Пандит Дас получил первую награду за достижения на фестивале этнических танцев в Сан-Франциско. В 2005 году Библиотека и музей исполнительских искусств Сан-Франциско назвали его «танцевальной иконой Запада». В 2006 году Пандит Дас получил награду Goldie Lifetime Achievement Award от San Francisco Bay Guardian. В 2007 году Дас получил награду от Бхаратия Видья Бхаван, национального художественного учреждения, открытого Махатмой Ганди в Индии в 1938 году, за выдающийся вклад в области танца катхак !!!

В 2009 году Пандит Дас был удостоен Стипендии национального наследия, высшей награды, удостоенной традиционного художника правительством США. Дас получил награду, подписанную президентом Обамой, на церемонии в Библиотеке Конгресса на Капитолийском холме.

Многие постановки Даса также получили многочисленные награды, в том числе награды Айседоры Дункан за его постановку «К востоку от центра» ( 2003), India Jazz Suites (2005), а также специальная награда за представление крупнейшего индийского фестиваля классического танца за пределами Индии, Kathak at the Crossroads (2006).

Пандит Дас также получил множество грантов, в том числе от Олимпийского фестиваля искусств, Национального фонда искусств, Национального танцевального проекта, Калифорнийского совета искусств, Фонда Рокфеллера, стипендий Ирвина в области танцев и других.

Служение обществу через искусство

Дас начал работать с New Light Foundation, неправительственной организацией из Калькутты, которая работает над освобождением детей работников района красных фонарей от порочного круга проституции и жестокого обращения. через службы поддержки, образование и уход в 2003 году. Дас и учителя Нритья Бхарати обучали детей танца Катхак Фонда Нового Света как средству культурного самосознания и расширения возможностей. Группа New Light была приглашена Министерством культуры и международного сотрудничества Германии стать частью Kinder Kulture Karavane; В 2008 году дети New Light отправились в Германию с 6-недельным концертным туром. Дас также работал с Calcutta Blind Opera (или Shyambazar Blind Opera), обучая катхаке исполнителей с ослабленным зрением, делая упор на его ритмические и музыкальные компоненты.

Учения Даса подчеркивали концепции «тьяаг аур сева» (жертвоприношение и бескорыстное служение). Дас призвал учеников Чхандама принять его ценности самоотверженности и самопожертвования. Он утверждал, что эти ценности должны проявляться как в контексте изучения катхака, так и проникать в другие аспекты их жизни, отдавая отдачу своим общинам и обществу в целом.

Личная жизнь

Дас женился на своей первой жене, Джулии Максвелл, в 1971 году, и они развелись в 1987 году. Он женился на своей второй жене, Селин Шейн, в 1999 году, и они были женаты до его смерти. У Даса и Селин было двое детей: Шиваранджани, родившийся 15 августа 2011 года, и Саадхви, родившийся 4 июля 2013 года.

Ссылки
Дополнительная литература
  • Морелли, Сара. 2007. «От Калькутты до Калифорнии»: переговоры о движении и значении в танце катхак »(докторская диссертация), Кембридж, Массачусетс: Гарвардский университет
Последняя правка сделана 2021-05-14 13:05:09
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте