Катха (мифология)

редактировать
Терракотовая голова, изображающая Катю или Левкотею. Из Пирги, Италия. Рим, Национальный музей Вилла Джулия. Калифорния, четвертый век до нашей эры.

Катха (Кавата, Кавта, Кат, Каута и Кавта) - женщина этрусского лунного или солнечного божества, которое также может быть связано с родами и имеет связь с преступным миром. Катха - также богиня южного святилища в Пирги, Италия. Ее часто видят с этрусским богом Дури, с которым она разделяет культ. Кату также часто связывают с этрусским богом Фуфлунсом, который является двойником греческого бога Дионисом, и Пачей, двойником римского бога Вакха. Кроме того, в Пирги Катха связана с богом Аплу, двойником греческого бога Аполлона. Аплу, возможно, даже принял некоторые характеристики Катхи, когда он был введен в этрусскую религию. Джованни Колонна предположил, что Катха связана с греческой Персефоной поскольку он связывает супругу Кати, Сури, с Dis Pater в римской мифологии.

Содержание
  • 1 Надписи
  • 2 Изображения
  • 3 Дебаты
  • 4 Ссылки
  • 5 Библиография
  • 6 Внешние ссылки
Надписи
Бронзовый конус с надписями, относящимися к Кате. Частная коллекция. IV или III век до нашей эры.

Основная часть информации о Кате поступает в основном из надписей на этрусских артефактах. Одним из примеров, показывающих важность Катха в Пирги, является обнаружение золотых серег, датируемых 530–520 гг. До н.э., которые были посвящены Кате. В саркофаге Лариса Пуленаса третьего века до нашей эры из Тарквинии есть эпитафия, в которой говорится, что умерший был священником Катха среди многих других титулов. Катха названа на Печень Пьяченцы в правой доле, где перечислены боги света и неба. Это говорит о том, что Катха была культовым божеством. На некоторых надписях Катха просто упоминается как «дочь», а в Капелле Мартиана она упоминается как «Дочь Солнца». Ее также называли «Глазом Солнца». Это свидетельство, наряду с ее помещением на Печень Пьяченцы над Усилом, предполагает, что она может быть копией римской Солис Филиа; однако Солис Филиа не имеет связи с преступным миром, как Катя. Связи Катхи с подземным миром лучше всего можно увидеть на аттическом скифосе из некрополя в Сан-Чербоне, датируемого V веком до н.э., с надписью о том, что он посвящен Кате.

Изображения

Хотя там нет известные обозначенные изображения Катхи, Нэнси де Груммонд утверждала, что в искусстве существует ряд изображений Катхи. Она заявила, что есть несколько кратеров, изображающих божество, которое можно идентифицировать как Катху. Один из примеров, который она приводит, - это кратер из Ашиано из 350–300 гг. До н. Э., На котором божество изображено рядом с двумя лошадьми вместо четырех; знак того, что они здесь, чтобы забрать мертвых в загробную жизнь, и это в сочетании с другими изображениями на кратере предполагает, что это имеет аспект подземного мира, с которым связана Катха. Еще одно потенциальное изображение Катхи - это фигура на антефиксе двадцатиэтажного здания на Пирги, которая снова изображена с двумя лошадьми. Это утверждение подтверждается тем фактом, что этот антефикс сочетается с другим антефиксом, который изображает солнечное божество, которое, вероятно, является Дури, супругой Катхи. Терракотовая голова, обнаруженная в Пирги в четвертом веке до нашей эры, также потенциально может представлять Катху, поскольку она была очень важной богиней в городе.

Дебаты

Нэнси де Граммонд также утверждала, что Катха может быть лунным божеством в противоположность солнечному божеству. Она отмечает, что тот факт, что Катху называют «дочерью Солнца», не обязательно означает, что она является солнечной богиней, потому что Селена, богиня луны в греческой мифологии, иногда упоминается как дочь Солнце тоже. Некоторые кратеры, которые потенциально иллюстрируют Катю, показывают, что божество имеет неоднозначный пол, что согласуется с греческой, римской и египетской мифологиями. Луна и Селена из римской и греческой мифологии, соответственно, изображены управляющими колесницей с двумя лошадьми часто в искусстве. Де Граммонд также предположил, что, поскольку Дури - солнечный бог, а его супруга - Катха, было бы логично, если бы его партнер был лунным, а не другим солнечным божеством.

.

Ссылки
Библиография
  • Бонфанте, Л. (2006). «Этрусские надписи и этрусская религия». In de Grummond, NT; Саймон, Э (ред.). Религия этрусков. Техасский университет Press. ISBN 9780292782334. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Колонна, G (2006). «Сакральная архитектура и религия этрусков». In de Grummond, NT; Simon, E (eds.). Религия этрусков. University of Texas Press. ISBN 9780292782334. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • de Grummond, NT (2004). «Для матери и для дочери: некоторые мысли о посвящениях из Этрурии и Пренесте». Hesperia Supplements (33): 351–370. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • de Grummond, NT (2008). «Луна над Пирги: Катха, этрусская лунная богиня?». Американский журнал археологии. 112 (3): 419–428. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Haynes, S (2000). Etruscan Civilization: A Cultural History. Getty Publications. ISBN 9780892366002. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Джаннот, Дж. (2005). Религия в Древней Этрурии. Перевод Дж. К. Уайтхеда. University of Wisconsin Press. ISBN 9780299208448. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Саймон, Э (2006). «Боги в гармонии: этрусский пантеон». In de Grummond, NT; Саймон, Э (ред.). Религия этрусков. Техасский университет Press. ISBN 9780292782334. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Де Груммонд, Нэнси Т. «Луна над Пирги: Катха, этрусская богиня Луны? "American Journal of Archeology 112, № 3 (2008): 419-28. По состоянию на 10 мая 2020 г. www.jstor.org/stable/20627480.
Внешние ссылки
  • СМИ, связанные с Catha ( мифология) в Wikimedia Commons
Последняя правка сделана 2021-05-14 12:11:20
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте