Катха (Кавата, Кавта, Кат, Каута и Кавта) - женщина этрусского лунного или солнечного божества, которое также может быть связано с родами и имеет связь с преступным миром. Катха - также богиня южного святилища в Пирги, Италия. Ее часто видят с этрусским богом Дури, с которым она разделяет культ. Кату также часто связывают с этрусским богом Фуфлунсом, который является двойником греческого бога Дионисом, и Пачей, двойником римского бога Вакха. Кроме того, в Пирги Катха связана с богом Аплу, двойником греческого бога Аполлона. Аплу, возможно, даже принял некоторые характеристики Катхи, когда он был введен в этрусскую религию. Джованни Колонна предположил, что Катха связана с греческой Персефоной поскольку он связывает супругу Кати, Сури, с Dis Pater в римской мифологии.
Основная часть информации о Кате поступает в основном из надписей на этрусских артефактах. Одним из примеров, показывающих важность Катха в Пирги, является обнаружение золотых серег, датируемых 530–520 гг. До н.э., которые были посвящены Кате. В саркофаге Лариса Пуленаса третьего века до нашей эры из Тарквинии есть эпитафия, в которой говорится, что умерший был священником Катха среди многих других титулов. Катха названа на Печень Пьяченцы в правой доле, где перечислены боги света и неба. Это говорит о том, что Катха была культовым божеством. На некоторых надписях Катха просто упоминается как «дочь», а в Капелле Мартиана она упоминается как «Дочь Солнца». Ее также называли «Глазом Солнца». Это свидетельство, наряду с ее помещением на Печень Пьяченцы над Усилом, предполагает, что она может быть копией римской Солис Филиа; однако Солис Филиа не имеет связи с преступным миром, как Катя. Связи Катхи с подземным миром лучше всего можно увидеть на аттическом скифосе из некрополя в Сан-Чербоне, датируемого V веком до н.э., с надписью о том, что он посвящен Кате.
Хотя там нет известные обозначенные изображения Катхи, Нэнси де Груммонд утверждала, что в искусстве существует ряд изображений Катхи. Она заявила, что есть несколько кратеров, изображающих божество, которое можно идентифицировать как Катху. Один из примеров, который она приводит, - это кратер из Ашиано из 350–300 гг. До н. Э., На котором божество изображено рядом с двумя лошадьми вместо четырех; знак того, что они здесь, чтобы забрать мертвых в загробную жизнь, и это в сочетании с другими изображениями на кратере предполагает, что это имеет аспект подземного мира, с которым связана Катха. Еще одно потенциальное изображение Катхи - это фигура на антефиксе двадцатиэтажного здания на Пирги, которая снова изображена с двумя лошадьми. Это утверждение подтверждается тем фактом, что этот антефикс сочетается с другим антефиксом, который изображает солнечное божество, которое, вероятно, является Дури, супругой Катхи. Терракотовая голова, обнаруженная в Пирги в четвертом веке до нашей эры, также потенциально может представлять Катху, поскольку она была очень важной богиней в городе.
Нэнси де Граммонд также утверждала, что Катха может быть лунным божеством в противоположность солнечному божеству. Она отмечает, что тот факт, что Катху называют «дочерью Солнца», не обязательно означает, что она является солнечной богиней, потому что Селена, богиня луны в греческой мифологии, иногда упоминается как дочь Солнце тоже. Некоторые кратеры, которые потенциально иллюстрируют Катю, показывают, что божество имеет неоднозначный пол, что согласуется с греческой, римской и египетской мифологиями. Луна и Селена из римской и греческой мифологии, соответственно, изображены управляющими колесницей с двумя лошадьми часто в искусстве. Де Граммонд также предположил, что, поскольку Дури - солнечный бог, а его супруга - Катха, было бы логично, если бы его партнер был лунным, а не другим солнечным божеством.
.