Война Камисардов | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть французских религиозных войн | |||||||
Центральный массив во Франции, показывающий Севенны | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Королевство Франция | Камисарды гугенотов | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Людовик XIV Виктор-Морис, граф де Бройль Николя Огюст, маршал Монревель Клод Луи Эктор де Виллар | Жан Кавальер Абрахам Мазель † Ролан Ляпорт † |
Камисары были гугенотами (французскими протестантами ) сурового и изолированного региона Севенны и соседнего Вонажа на юге Франции. В начале 1700 - х годов, они подняли сопротивление против гонений, последовавших Людовика XIV «s Аннулирование Нантского эдикта, что делает протестантизм незаконным. Камисары действовали в основном в протестантских регионах Севенны и Вонаж, включая части Камарга вокруг Эг-Морт. Восстание вспыхнуло в 1702 году, худшие из боев продолжались до 1704 года, затем стычки до 1710 года и окончательный мир к 1715 году. Эдикт терпимости был подписан только в 1787 году.
Название camisard на окситанском языке может происходить от типа льняной рубашки или халата, известного как camisa (сорочка), которую крестьяне носят вместо любой формы. В качестве альтернативы это могло бы произойти от окситанского : camus, что означает пути (chemins). Камисада в смысле «ночная атака» происходит от особенности их тактики.
В апреле 1598 года Генрих IV подписал Нантский эдикт, и религиозные войны, опустошившие Францию, закончились. Протестантам были предоставлены ограниченные гражданские права и свобода отправления религиозных обрядов в соответствии с их убеждениями. Этот «основной и незыблемый закон» поддерживал сын Генриха Людовик XIII. В октябре 1685 года внук Генриха, Людовик XIV (Король Солнца), отменил Нантский эдикт, издав свой собственный Эдикт Фонтенбло. Людовик был полон решимости навязать Франции единую религию: религию Рима. Еще в 1681 году он учредил драконады, которые представляли собой преобразование, навязанное драгунами, которых называли «миссионерами в сапогах». Их поселили в домах протестантов, чтобы помочь им принять решение вернуться в официальную церковь или, в качестве альтернативы, эмигрировать. Севенны были центром сопротивления, и эта политика не сработала.
Эдикт Фонтенбло лишил гугенотов всех прав и мер защиты. Последовало около двадцати лет гонений. Реформатское богослужение и частные чтения Библии были запрещены. В течение нескольких недель после принятия нового указа было сожжено более 2000 протестантских церквей под руководством Николаса Ламуаньона де Басвилля, королевского администратора Лангедока, и целые деревни были уничтожены и сожжены дотла в серии ошеломляющих зверств. Пасторов и прихожан схватили, а затем сослали, отправили на галеры, пытали или убивали. Семьдесят пять священников-миссионеров под командованием аббата Франсуа Ланглада были отправлены в Севенны. Солдаты с крестами на мушкетах заставляли крестьян подписывать бумаги, в которых говорилось, что они обращаются, и заставляли их посещать мессу. Крестьяне продолжали посещать незаконные собрания. Гугеноты с промыслом бежали в соседние страны. Король ответил закрытием границ.
Протестантские крестьяне Вонажа и Севенны во главе с рядом учителей, известных как «пророки», в частности, Франсуа Вивент и Клод Бруссон, оказали сопротивление. Вивент призвал своих последователей вооружиться на случай нападения солдат-роялистов. Несколько ведущих пророков были замучены и казнены, Франсуа Вивент в 1692 году и Клод Бруссон в 1698 году. Многие другие были изгнаны, оставив покинутые общины руководству менее образованных и более мистически ориентированных проповедников, таких как гребец шерсти Авраам Мазель. Католическую церковь сравнивали со Зверем Апокалипсиса, и тайные пророки утверждали, что видели его в пророческих снах. Мазель во сне увидел в своем саду черных волов и услышал голос, приказывающий ему прогнать их. С 1700 года тайные пророки и их вооруженные последователи прятались в домах и пещерах в горах.
Протестантский сатирический рисунок «драгуна-миссионера», обращающего «еретика», 1686 г.Открытые военные действия начались 24 июля 1702 года с убийства в Пон-де-Монвер местного воплощения королевского гнета, Франсуа Ланглада, аббата Шайлы. Ланглад недавно арестовал и замучил группу из семи протестантов, обвиненных в попытке бежать из Франции. Банду Камисардов возглавил Авраам Мазель, который мирно попросил освободить заключенных, но когда в этом было отказано, они начали убийство. Католическое государство быстро прославило аббата в печати как мученика своей веры.
Камисары работали независимо друг от друга и в течение дня большинство слились в свои деревенские общины. Они были преимущественно сельскохозяйственными рабочими или ремесленниками и не имели аристократических лидеров. Они хорошо знали тропы и следы овец. Они называли себя детьми Бога - их вдохновляла религия, а не покровительство или политика.
Во главе с молодым Жаном Кавальером и Пьером Лапортом (Ролланом) Камисары встретили опустошение королевской армии нерегулярными методами ведения войны и противостояли превосходящим силам в нескольких решительных сражениях.
Насилие усилилось по мере того, как с обеих сторон совершались зверства: массовые убийства в католических деревнях, таких как Фрассине-де-Фурк, Вальсов и Потельер, совершали камзары. Бавиль, правительство администратор с репутацией основан на применении пыток, депортировали целые популяции Mialet и Saumane. Затем осенью 1703 года с согласия короля в результате систематического «сожжения Севенн» было уничтожено 466 деревень и изгнано их население.
Другие протестанты, такие как протестанты Фрассине-де-Лозер, под влиянием деревенской элиты выбрали лоялистскую позицию и боролись с Камисарами. Тем не менее они были одинаково жертвами, потеряв свои дома во время «сожжения Севенн».
Белые Камисарды, также известные как «Кадеты Креста» («Cadets de la Croix», от небольшого белого креста, который они носили на своих пальто), были католиками из соседних общин, таких как Сен-Флоран, Сенехас и Руссон, которые на видя своих старых врагов в бегах, организованных в компании, чтобы грабить и выслеживать повстанцев. Они совершили зверства, в том числе убили 52 человека в деревне Брену, включая беременных женщин и детей.
Среди других противников протестантов было шестьсот стрелков- миклетов из Руссильона, нанятых королем в качестве наемников.
В 1704 году королевский полководец Клод Луи Эктор де Виллар сделал неясные уступки протестантам и пообещал Кавалеру командовать королевской армией. Принятие Кавалером предложения сломило восстание, хотя другие, в том числе Ляпорт, отказались подчиняться, если Нантский эдикт не был восстановлен. Разрозненные бои продолжались до 1710 года, но истинным концом восстания было прибытие в Севенны протестантского министра Антуана Корта и восстановление небольшой протестантской общины, которая в значительной степени оставалась в покое, особенно после смерти Людовика XIV в 1715 году..
42% Камисаров были крестьянами Севенны, и 58% были сельскими мастерами, из которых 75% работали гребцами шерсти, резчиками шерсти и ткачами. Все говорили на окситанском языке. В нем не участвовали дворяне, никто не обучался военному искусству. Не было концепции единой армии, не было единого лидера, но в каждом регионе были свои постоянные организаторы и случайные солдаты.
Заметными лидерами были:
С религиозной точки зрения, рукоположенные пасторы были собраны, и ряд пророков служили тайно. Заметными среди них были:
Видения пророков вдохновляли на военные действия и воодушевляли крестьян чувствовать себя непобедимыми. Крестьяне шли с пением псалмов, что нервировало оппозицию.
Позже Жан Кавалье перешел к британцам, которые сделали его губернатором острова Джерси.
Милленаристское группа бывших Camisards под руководством Эли Марион эмигрировал в Лондон в 1706 году, и, как утверждается, имеют связи с Alumbrados. Обычно к ним относились с презрением и к некоторым официальным репрессиям как к «французским пророкам». Их пример и их сочинения позже оказали некоторое влияние как на духовное мировоззрение Жан-Жака Руссо, так и на Энн Ли, основательницу движения шейкер.
Название и иллюстрация анонимной рекламной листовки, напечатанной в Лондоне в 1707 году. На фотографии изображены Эли Марион, Жан Дауде и Николя Фатио де Дуйе, лидеры так называемых французских пророков, стоящие на эшафоте в Чаринг-Кросс после приговора к позорному столбу. за подстрекательство к мятежу.После того, как основные активные группы Камисара были подавлены различными способами, французские власти стремились не разжигать восстание вновь и заняли более умеренный подход к антипротестантским репрессиям. Многие бывшие камизары вернулись к более мирному подходу и с 1715 года помогли восстановить все еще незаконный, но теперь гораздо лучше организованный протестантизм. Они находились под руководством Антуана Корта и многочисленных разъездных пасторов, которым было разрешено вернуться в страну.
В своей книге под названием La légende des Camisards, Филипп Жутар, профессор истории, записал очень живую устную традицию о Camisards, которая до сих пор преобладает в регионе Севенны. Он также заметил «притягательную силу» этого поразительного периода истории, когда многие не связанные между собой эпизоды были интегрированы в устную традицию. Поскольку эта устная передача в основном осуществляется через семьи, она часто больше подчеркивает их собственных предков, которые были верны своим убеждениям, чем героических лидеров восстания. Поступая таким образом, он выходит за пределы изначального религиозного вопроса и переходит в общую позицию сопротивления и несогласия, которая определяет всю философскую, политическую и человеческую культуру и образ жизни. Филипп Жутар также отметил, что даже меньшинство католиков, проживающих в этой протестантской части страны, склонно реконструировать свою историю так же, как их бывшие религиозные оппоненты. Таким образом, след Камисаров в Севеннах особенно глубок и прочен.
Хотя большинство источников на французском языке и остаются непереведенными, существует ряд источников на английском языке:
† История начинается с союзных армий в Намюре после битвы при Бленхейме 1704 года, прежде чем сцена переместится в Кос-дю-Ларзак (глава IV).