A кабельный слой или кабельное судно - это глубоководный корабль. морское судно, спроектированное и используемое для прокладки подводных кабелей телекоммуникаций, передачи электроэнергии, военных или других целей. Кабельные суда отличаются большими тросовыми шкивами для направления троса через нос, корму или и то, и другое. Носовые шкивы, некоторые из которых были очень большими, были характерны для всех канатных судов в прошлом, но новые суда имеют тенденцию иметь только кормовые шкивы, как видно на фотографии CS Cable Innovator в порту Астории на этой странице. Названиям кабельных судов часто предшествует "C.S." как в CS Long Lines.
Первый трансатлантический телеграфный кабель был проложен слоями кабеля в 1857–1858 гг. Он ненадолго включил связь между Европой и Северной Америкой, прежде чем неправильное использование привело к отказу линии. В 1866 году SS Great Eastern успешно проложил два трансатлантических кабеля, обеспечив в будущем сообщение между континентами.
Кабельные суда предъявляют особые требования, связанные с длительными периодами простоя в порту между прокладкой или ремонтом кабеля, работой на малых скоростях или остановками в море во время кабельных операций длительный ход за кормой (реже, поскольку теперь кормовыми ярусами стало обычным явлением), высокая маневренность и достаточная скорость для достижения рабочих районов.
Современные кабельные суда сильно отличаются от своих предшественников. Существуют два основных типа кабельных судов: кабельные суда и кабелеукладчики. Суда для ремонта кабеля, такие как японские Tsugaru Maru, обычно меньше и маневреннее; они способны прокладывать кабель, но их основная задача - это починка или ремонт сломанных участков кабеля. Кабелеукладчик, как и Long Lines, предназначен для прокладки новых кабелей. Такие корабли крупнее ремонтных и менее маневренны; их барабаны для хранения кабеля также больше по размеру и установлены параллельно, поэтому один барабан может вставляться в другой, что позволяет им прокладывать кабель намного быстрее. Эти суда также обычно оснащены линейным кабельным двигателем (LCE), который помогает им быстро прокладывать кабель. Благодаря расположению производственного предприятия рядом с гаванью, кабель можно загружать в трюм корабля по мере его изготовления.
Однако новейшая конструкция кабелеукладчиков представляет собой комбинацию судов для прокладки кабеля и ремонта. Примером может служить USNS Zeus (T-ARC-7) - единственное военно-морское судно для ремонта кабелеукладчиков США. Zeus использует два дизель-электрических двигателя, которые производят 5000 лошадиных сил каждый и могут развивать скорость до 15 узлов (около 17 миль в час), и он может пройти около 1000 миль (≈1600 километров) телекоммуникационного кабеля на глубину 9000 футов (≈2700 метров). Целью «Зевса» было стать канатным кораблем, способным делать все, что от него требуется, поэтому корабль был построен таким образом, чтобы можно было легко прокладывать и извлекать канат как с носовой, так и с кормы. Эта конструкция была похожа на конструкцию первого кабельного корабля Great Eastern. Zeus был построен так, чтобы быть максимально маневренным, чтобы он мог выполнять обе роли: кабелеукладчик или судно для ремонта кабеля.
Чтобы обеспечить правильную прокладку и извлечение кабеля, необходимо использовать специально разработанное оборудование. На судах-кабелеукладчиках используется различное оборудование, в зависимости от выполняемой ими работы. Чтобы извлечь поврежденный или потерянный кабель, используется система захвата для сбора кабеля со дна океана. Существует несколько типов грейферов, каждый из которых имеет определенные преимущества или недостатки. Эти грейферы прикреплены к судну с помощью грейферного троса, первоначально сделанного из стальных и манильских строп, но теперь сделанного из синтетических материалов. Это гарантирует, что леска будет прочной, но при этом может сгибаться и деформироваться под весом грейфера. Трос поднимается вверх путем реверсирования двигателя линейного троса, используемого для укладки кабеля.
Компания CS Cable Innovator на якоре в Астории, штат Орегон, демонстрирует современный дизайн без носовых шкивов.Наиболее распространенным двигателем для укладки кабеля является Линейный кабельный двигатель (LCE). LCE используется для подачи кабеля на дно океана, но это устройство также можно перевернуть и использовать для возврата кабеля, нуждающегося в ремонте. Эти двигатели могут пропускать 800 футов кабеля в минуту. Однако скорость судов при прокладке кабеля ограничена 8 узлами, чтобы обеспечить правильную укладку кабеля на морское дно и компенсировать любые небольшие изменения курса, которые могут повлиять на положение кабелей, которые должны быть тщательно нанесены на карту, чтобы они могли можно снова найти, если их нужно отремонтировать. Линейные кабельные двигатели также оснащены тормозной системой, которая позволяет контролировать или останавливать поток кабеля в случае возникновения проблемы. Обычно используется быстродействующий барабан, механический барабан, снабженный эодульдами (приподнятыми поверхностями на лицевой стороне барабана), которые помогают замедлить и направить кабель в LCE. Кабельные суда также используют «плуги», подвешенные под судном. В этих плугах используются струи воды под высоким давлением для закапывания кабеля на глубину 3 фута под морским дном, что не позволяет рыболовным судам цепляться за кабели и захватывать свои сети.
HMTS Monarch (переименованный в CS Sentinel 13 октября 1970 г.) завершил первый трансатлантический телефонный кабель, TAT-1, в 1956 году от Шотландии до Новой Шотландии для Главпочтамта Великобритании (GPO).
Когда коаксиальные кабели были введены в качестве подводных кабелей, возникла новая проблема с прокладкой кабеля. Эти кабели имели периодические повторители, встроенные в кабель и запитанные через него. Повторители преодолели серьезные проблемы с передачей на подводных кабелях. Трудность с прокладкой повторителей заключается в том, что в месте их соединения с кабелем имеется выпуклость, что вызывает проблемы при прохождении через шкив. Британские корабли, такие как HMTS Monarch, решили проблему, предоставив для ретранслятора желоб для обхода шкива. Канат, подключенный параллельно репитеру, проходил через шкив, который тянул кабель обратно в шкив после того, как репитер прошел. Обычно во время установки ретранслятора кораблю приходилось замедляться. Американские корабли какое-то время пытались использовать гибкие повторители, проходящие через шкив. Однако к 1960-м годам они также использовали жесткие повторители, аналогичные британской системе.
Другая проблема с коаксиальными репитерами заключается в том, что они намного тяжелее кабеля. Для обеспечения того, чтобы они опускались с той же скоростью, что и кабель (для достижения дна может потребоваться некоторое время), и чтобы кабель оставался прямым, ретрансляторы оснащены парашютами.
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с судами-прокладчиками кабеля. |
.