Бонсай эстетика - это эстетика цели и характеристики японской традиции в искусстве выращивания миниатюрного дерева в контейнере. Многие особенности японской культуры, в частности влияние дзен-буддизма и выражение ваби или саби, лежат в основе традиции бонсай в этой культуре. Кроме того, длинный каталог традиционных форм и стилей деревьев помогает объединить японские стили. Ряд других культур по всему миру переняли японский подход к бонсай, и, хотя начали появляться некоторые вариации, большинство из них тесно связано с правилами и философией дизайна японской традиции.
Эстетика пэнцзин, китайского вида дерева, выращенного в контейнерах, отличается от эстетики бонсай и обсуждается в другом месте. Эстетика сайкей, японских пейзажей из нескольких деревьев в контейнере, также отличается и не описывается в этой статье.
Японская черная сосна в неформальном стиле. Знаменитый бонсай Джона Нака Гошин, демонстрирующий некоторые эффекты мертвого дерева. Бонсай Голубой атласский кедр (Cedrus libani var. Atlantica) на выставке в Национальном музее бонсай и Пенцзин в Национальном дендрарии США.За столетия практики японская эстетика бонсай закодировала некоторые важные методы и эстетические рекомендации. Подобно типу эстетических правил, которые регулируют, например, западную общепринятую музыку периода, рекомендации по бонсай помогают практикующим работать в рамках устоявшейся традиции с некоторой гарантией успеха. Сами по себе рекомендации не гарантируют успешного результата. Тем не менее, эти правила дизайна редко можно нарушить без уменьшения воздействия образца бонсай.
Ключевой практикой дизайна в бонсай является набор общепринятых, именованные стили, которые описывают каноническое дерево и дизайн настроек. Эти хорошо известные стили представляют собой удобные средства для обозначения существующих бонсай и создания новых. Стили бонсай описывают ряд основных атрибутов бонсай, таких как угол и прямолинейность его ствола, конфигурация ветвей и количество деревьев в контейнере для бонсай.
Система стилей служит многим целям, некоторым практическим, некоторым эстетическим. В своем простейшем и наиболее распространенном применении стили представляют собой форму сокращенного описания образцов бонсай. Предопределенные стили также помогают дизайнеру составить план развития дерева до бонсай. Неопытный образец может иметь характеристики, которые предполагают или исключают определенные стили. Дизайнер может сравнить образец перед бонсай с каталогом принятых стилей, чтобы определить, какие ветви удалить или изменить форму, какую листву удалить или поощрить, и какую детальную форму применить к стволу и ветвям.
Как и все эстетические правила или рекомендации, дизайнеры бонсай будут руководствоваться различными принятыми стилями, но они не являются полностью детерминированными. Виды бонсай, возраст дерева, когда оно начало обучение бонсай, форма и структура дерева, даже подготовка и предпочтения художника по бонсай, сильно влияют на форму полученного бонсай. Эти конкурирующие влияния гарантируют, что система стилей действует в основном как творческая помощь, а не доминирующее ограничение при производстве готового бонсай.
Основная цель эстетических практик бонсай - создать миниатюрные деревья, напоминающие старину в их общих формах, пропорциях и деталях. Типичный бонсай - это одиночное карликовое дерево в небольшом контейнере. Он имеет вид зрелого дерева, но не полностью натурального. Вместо этого дизайнер или художник манипулировал формой и поверхностями дерева, чтобы улучшить или преувеличить видимый возраст дерева, а также придать ему определенный «фасад», с которого на него можно смотреть. Любой, кто сомневается в эффективности работы дизайнера бонсай, может проверить качество дизайна, посмотрев на него сзади, где точно такие же ствол и ветви обычно выглядят неуклюже, загромождены или иным образом непривлекательны.
В то же время штрих дизайнера не должен быть очевиден для зрителя. Если при формировании дерева удалить ветку, шрам будет размещен на «спине» дерева, где он не будет виден. В качестве альтернативы, дерево не будет показано, пока шрам не будет покрыт многолетней корой, растущей над ним, или останется обрубок ветки, который нужно очистить и придать ему форму, похожую на сломанную ветром или молнией. Аналогичным образом, проводка должна быть удалена или, по крайней мере, скрыта, когда показан бонсай, и не должна оставлять следов на ветке или коре.
Другие правила касаются баланса визуального веса между стволом, корнями, листвой и ветвями. Обширный каталог признанных стилей дерева является частью этого набора рекомендаций. Термин «баланс» здесь может относиться либо к:
Ствол, корни, листва и ветви управляются с помощью a разнообразие техник для достижения цели дизайнера визуального баланса. Негативные пространства («пустое пространство» между твердыми элементами, такими как ветви или листва) также имеют форму и пропорции, чтобы они отображались в равновесии. Практически во всех проектах зритель может полностью видеть сквозь негативные области дерева фон за ним. В этой комбинации положительных и отрицательных форм эстетика бонсай в определенной степени пересекается с эстетикой скульптуры.
Еще одно общее правило касается пропорции различных элементов бонсай. Самые ценные пропорции максимально имитируют пропорции взрослого дерева. Избегайте тонких ветвей с тяжелыми листьями или непропорциональными иглами, а также тонких стволов с толстыми ветвями. Одним из немногих исключений из этого правила является то, что цветы и фрукты (на деревьях, которые их производят) не считаются дефектными, если они кажутся слишком большими для дерева.
Одно или несколько принятых правил формы бонсай могут быть согнуты или нарушены для конкретного дерева без ущерба для его фундаментального эстетического и художественного воздействия. Фактически, выход за рамки установленных правил позволяет эстетическому росту искусства бонсай, как это видно на многих шедеврах, созданных Масахико Кимура и Кунио Кобаяси (художник бонсай).
Следующие характеристики желательны для многих японских бонсай и других стилей выращиваемых в контейнерах деревьев, независимо от стиля:
Это черта которые стремятся создать все остальные элементы эстетики. Это ощущение физического веса, иллюзия массы, видимость зрелости или преклонного возраста и неуловимое качество достоинства. Многие из формальных правил бонсай помогают производителю создать дерево, которое выражает ваби или саби или изображает аспект моно не осознает.
По определению, бонсай - это дерево, которое держат достаточно маленьким, чтобы его можно было выращивать в контейнерах, в то время как в противном случае его выращивают до зрелого вида. Бонсай можно классифицировать по размеру. В идеале Mame имеют рост менее 10 см (4 дюйма) и их можно держать на ладони. Шохин имеют рост около 25 см (10 дюймов), в то время как другие бонсай больше и их нелегко переместить. Как по практическим, так и по эстетическим причинам изложенные здесь руководящие принципы, как правило, наиболее эффективны и чаще всего применяются к более крупным бонсай, в то время как самые маленькие образцы бонсай могут соответствовать никаким правилам, кроме «миниатюрного дерева» и «выращивания в контейнере».
Означает усиление «древесности» ствола и ветвей бонсай для придания им зрелого вида. Обычно это означает, что поверхность коры становится шероховатой и темной. В некоторых случаях этот эстетический прием будет варьироваться, например, в случае березы бонсай, достигающего белого цвета, и отслаивающейся коры зрелого образца.
Эстетика бонсай препятствует строгой симметрии в расположении ветвей и корней. Радиальная симметрия почти всегда нарушается требованием четкой «передней части», которая обнажает ствол дерева и основные ветви. На левой, правой и задней стороне будет больше ветвей, чем на передней. Лево-правая (двусторонняя) симметрия ствола также не приветствуется, и дизайнеры работают над чередованием ветвей между левой, правой и задней частями дерева, никогда не размещая две ветки на одинаковой высоте или не расширяя две ветви на одинаковом расстоянии от дерева. багажник.
Уменьшение количества листьев связано с общей миниатюризацией, описанной выше, но это то, что меняется в течение жизненного цикла конкретного бонсай. Например, листья бонсай могут достигать полного размера в течение многих лет, чтобы стимулировать рост и рост ствола, корней и ветвей. Обычно перед выставкой бонсай желательно добиться некоторого сокращения листьев. Уменьшение количества листьев может быть стимулировано обрезкой, а иногда достигается полным опаданием листьев бонсай в течение одной части его вегетационного периода. Иглы хвойных деревьев подрезать труднее, чем другие виды листвы.
Небари, также известное как «подкрепление», представляет собой видимое распространение корней над средой для выращивания у основания бонсай. Небари помогает бонсай казаться приземленным и хорошо закрепленным и заставляет его выглядеть зрелым, как дерево в полный рост.
Ветвление - это разделение ветвей и прутиков на более мелкие. Это поощряется обрезкой и может быть интегрировано с практиками, способствующими сокращению листьев.
Художники бонсай иногда создают или подчеркивают появление мертвого дерева на дереве бонсай, отражая случайное присутствие мертвых веток или коряг на полноразмерных деревьях. Два специфических стиля мертвого дерева - это джин и шари. Наличие мертвой древесины встречается не так часто, как большинство других упомянутых здесь моментов, но может очень эффективно использоваться для выбранных пород деревьев и стилей бонсай. Подробнее см. техника мертвой древесины.
Кривизна или искривление ствола и ответвления является необязательной целью. Бонсай может достичь ощущения возраста, оставаясь прямым и вертикальным, но многие бонсай полагаются на кривизну ствола, чтобы создать иллюзию веса и возраста. Искривление ствола между корнями и самой нижней ветвью называется тачиагари. Ветви также изогнуты и загнуты, чтобы соответствовать требованиям дизайнера к «положительному пространству» и разделять небольшие ветки, чтобы они не пересекались и не сталкивались.
Чтобы поддержать общие цели и принципы эстетики бонсай, в традиции бонсай преподается ряд подробных эвристик, которые задокументированы в соответствующей литературе (в некоторой степени похожие на стили бонсай). Примеры рекомендаций включают: