Стили бонсай

редактировать
Формальный вертикальный стиль Pinus halepensisa

Бонсай - это японское искусство, в котором используются миниатюрные деревья, выращенные в контейнерах. Подобные обычаи существуют и в других культурах, включая китайскую традицию пэнцзин, из которой возникло искусство, и миниатюрные живые пейзажи вьетнамских хон нон, но в этой статье описывается японская традиция.

Японское искусство бонсай насчитывает более тысячи лет и развило свою собственную уникальную эстетику и терминологию. Ключевой практикой дизайна в бонсай является набор общепринятых именованных стилей, которые описывают каноническое дерево и дизайн настроек. Эти хорошо известные стили представляют собой удобные средства для обозначения существующих бонсай и создания новых.

Содержание
  • 1 Понятие стилей
    • 1.1 Цели
  • 2 Каталог стилей
  • 3 Общие стили
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
Понятие стилей
Неформальный прямостоячий стиль Можжевельник Полукскадный стиль Juniperus chinensis Каскадный стиль хвойный Лесной стиль Black Hills Spruce Наклонный стиль Кипарисовик Хиноки Плавник Можжевельник Сьерра (Juniperus occidentalis var. Australis) Двухствольный вяз гладколистный (Ulmus minor)

Стили могут быть сгруппированы по различным критериям, например как ориентация ствола или количество стволов в образце бонсай. Некоторые из основных групп стилей включают:

  • Ориентация ствола. Часто используемый набор стилей описывает ориентацию основного ствола дерева бонсай. Различные термины используются для обозначения дерева, вершина которого находится непосредственно над центром входа ствола в почву (это вертикальные стили, включая чоккан и мойоги), немного сбоку от этого центра (например, сё-шакан), глубоко наклонены в одну сторону (например, чу-шакан и дай-шакан) и наклонены ниже точки, в которой ствол бонсай входит в почву (каскад или стили кенгай).
  • Поверхность ствола и коры. Ряд стилей описывают форму ствола и отделку коры. Например, бонсай со скрученным стволом называется небикан (также недзикан (ね じ 幹)), а бонсай с вертикальным разрезом или впадинами - сабакан. стили бонсай из мертвого дерева идентифицируют деревья с выступающими мертвыми ветвями или рубцами на стволе.
  • размещение стволов и корней. Хотя большинство деревьев бонсай высаживают непосредственно в почву, существуют стили, описывающие деревья, посаженные на скале. Например, стиль скалы с укоренением - это дешодзё (出 猩 々), а стиль, при котором деревья полностью укоренены внутри (на вершине или по бокам) большого камня, - это исидзуки.
  • Множественные стволы. Хотя Большинство экземпляров бонсай имеют одно дерево, существуют хорошо известные стилистические категории для экземпляров с несколькими стволами. В рамках этих стилей бонсай можно классифицировать только по количеству стволов (например, сокан для двойного ствола от одного корня, соджу для двух отдельных деревьев, самбон-ёсе для трех деревьев и т. Д.). Конфигурация стволов также может быть описана определенными стилями, включая стили плот (икадабудзи или икадабуки) и извилистые (нэцунагари) стили для нескольких деревьев, растущих из связного корня, а также общий термин ёсэ-уэ для множества несвязанных деревьев в большом количестве.

Эти термины не исключают друг друга, и один образец бонсай может иметь более одной стилевой характеристики. Когда образец бонсай попадает в несколько стилевых категорий, обычно его описывают по доминирующей или наиболее яркой характеристике. Например, неформальное вертикальное дерево с выступающими участками без коры и рубцами на стволе будет описываться как шаримики, а не как мойоги.

Цели

Система стилей служит многим целям, некоторым практическим, некоторым эстетическим. В своем простейшем и наиболее распространенном применении стили представляют собой форму сокращенного описания образцов бонсай. Краткий термин стиля появляется в описаниях каталога, обычно с идентификатором вида, и, таким образом, компактно описывает предметный бонсай. Названия стилей также можно использовать для группировки сопоставимых экземпляров при просмотре бонсай и соревнованиях. Даже если рассматривать стили просто как описательные ярлыки, система по-прежнему упрощает преподавание и обучение бонсай и предоставляет широко понятные термины для публичного общения о бонсай.

Предопределенные стили также помогают дизайнеру в разработке плана развития дерева до бонсай. Неопытный образец может иметь характеристики, которые предполагают или исключают определенные стили. Например, изогнутый ствол делает дерево непригодным для формального вертикального стиля и предлагает дизайнеру, что дерево может быть лучше обучено неформальному прямому или наклонному стилю. Поврежденное или сильно асимметричное дерево может показаться непригодным для развития бонсай, но может быть адаптировано к необычному стилю, например, ветру или плоту, которые подходят для деревьев, у которых есть ветви только на одной стороне ствола. Некоторые породы деревьев не подходят для некоторых стилей: например, художник по бонсай, работающий с лиственным деревом, не создаст бонсай в каскадном стиле. Дизайнер может сравнить образец перед бонсай с каталогом принятых стилей, чтобы определить, какие ветви удалить или изменить форму, какую листву удалить или поощрить, и какую детальную форму применить к стволу и ветвям.

Хотя стили будут служить ориентиром для дизайнера бонсай, они не являются полностью детерминированными. Обзор настоящих бонсай из конкурсных каталогов покажет, что даже высоко оцененные образцы редко соответствуют всем правилам, установленным для их стиля. Виды бонсай, возраст дерева, когда оно начало обучение бонсай, форма и структура дерева, даже подготовка и предпочтения художника по бонсай, сильно влияют на форму полученного бонсай. Эти конкурирующие влияния гарантируют, что система стилей действует в основном как творческая помощь, а не доминирующее ограничение при производстве готового бонсай.

Каталог стилей
Стили бонсай
Ориентация туловища
ЯпонскийАнглийский
ЧокканФормальный вертикальныйДерево имеет прямой, прямостоячий, сужающийся к концу ствол. Ветви регулярно развиваются от самых толстых и широких внизу к самым тонким и коротким вверху. Это придает ветвям треугольную форму и симметрию, которые необходимы для формального вертикального стиля. Должны быть видны сильные поверхностные корни, движущиеся от основания ствола вниз в почву и равномерно расходящиеся по стволу (желательно, чтобы ни один не был направлен прямо на зрителя).
Мойоги, такичиНеформальный вертикальноСтвол и ветви имеют видимые изгибы, но вершина или кончик дерева находится непосредственно над входом ствола в линию почвы. Подобно формальному вертикальному стилю, ветви регулярно развиваются от самых больших внизу к самым маленьким наверху, хотя эта прогрессия может быть нарушена там, где неправильная форма ствола сделает ветку ненормально заметной или неясной.
ШаканНаклонныйСтвол прямой, как у бонсай, выращенного в формальном прямолинейном стиле. Однако наклонный ствол выступает из почвы под углом, а вершина бонсай будет располагаться слева или справа от основания корня. Ветви, как правило, параллельны земле, а не растут под прямым углом к ​​наклонному стволу.
КенгайКаскадСоздан по образцу деревьев, которые растут из берегов над водой или вниз по склону гора. Вершина (полного) каскадного стиля опускается ниже основания горшка. Чтобы дать простор для каскадной формы, этот стиль часто появляется в высоком тонком контейнере, который больше нигде не используется в бонсай.
Han -kengaiПолукаскадВершина дерева простирается на уровне или ниже края горшка для бонсай. Он не опускается ниже дна горшка.
Takan-kengaiМногоканальный каскадЭтот стиль применяется к любому каскадному стилю, в котором два или более внешних канала каскадируются вниз.
Поверхность ствола и коры
ЯпонскийАнглийский
Сабамики Раздвоенный ствол, полый стволЭтот стиль изображает визуальный эффект удара молнии или другого сильного удара. и глубокие повреждения туловища, которые со временем устранили. Это применимо к лиственным породам, хвойным и широколиственным вечнозеленым растениям. Полый ствол обычно точен, образуя впадину, размер которой может варьироваться от неглубокого шрама до почти полной глубины ствола.
Шаримики ПлавникЭтот стиль изображает дерево, значительная часть ствола которого лишена коры. В природе деревья в стиле шаримики создаются болезнями, физическим повреждением ствола, погодными условиями и возрастом. По крайней мере, одна полоска живой коры должна соединять листья и живые ветви с корневой системой для транспортировки воды и питательных веществ. Обнаженные участки ствола производят сильное впечатление возраста независимо от строения дерева, поэтому бонсай из коряг часто выходит за рамки традиционных стилей по форме и листву.
Расположение ствола и корня
ЯпонскийАнглийский
НегариОткрытый кореньКорни дерева являются расширениями ствола, свободный от почвы. Корни могут достигать от половины до двух третей общей высоты дерева.
СэкиджоджуКорень над скалойКорни дерева обвиваются вокруг камня. Камень находится у основания ствола, а корни в разной степени обнажены, когда они проходят через скалу и затем спускаются в почву под ней.
Ишизуке, ишицукиЦепляясь за каменьКорни дерева прорастают в почве, содержащейся в трещинах и отверстиях в скале. Камень может служить простым контейнером, при этом дерево выходит из контейнера и формирует свою собственную форму, или дерево может показывать более близкое отношение к форме камня, вырастая близко к камню и повторяя его контуры.
Несколько соединительных линий из одного корня
ЯпонскийАнглийский
СоканДвойные соединительные линии, два соединительных элементаДва соединительных элемента поднимаются из одного комплекта корней. Основание стволов обычно соприкасается и может соединяться друг с другом на небольшом расстоянии от земли. Один ствол выше и толще другого, и оба хорошо видны спереди бонсай. Ветви от двух стволов тянутся влево, вправо и назад, но не прямо друг к другу.
СанканТрехствольныйТри ствола поднимаются из разных наборов корней. Размеры туловища различны, причем один доминирующий ствол является самым толстым и, как правило, самым высоким. Три ствола расположены так, чтобы прямая линия не могла пересекать все три, чтобы минимизировать симметрию и сделать дизайн максимально естественным.
ГоканПять стволовИзменяя стилистические ограничения стиля «три ствола», стиль пяти стволов позволяет разместить в дизайне второе доминирующее дерево. Это дерево подчинено самому большому по размеру. Стили групп с большими номерами (семь стволов, девять стволов, лес и т. Д.) Также позволяют второму или третьему дереву доминировать над дополнительными группами деревьев в более крупном дизайне.
НанаканСемь стволов(см. «Пяти ствол».)
КьюканДевять стволов(см. " пять стволов ".)
Кабудачи, кабубукиГлыбаВ стиле группы три или более (должно быть нечетное число) стволов растут из одной точки. Естественным эквивалентом может быть группа деревьев, выросших из одной шишки, или группа взрослых присосок, вырастающих из основания одного дерева.
КорабукиЧерепаха, пеньЭтот стиль похож на стиль комков, но стволы не поднимаются из довольно плоской поверхности корневой системы. Вместо этого, корни, расположенные на уровне земли, образуют куполообразную форму или форму черепахи, а несколько стволов поднимаются из нее.
ИкадабукиПрямой плотЭти стили имитируют естественный явление, которое происходит, когда дерево падает на бок, например, из-за эрозии почвы под деревом. Ветви вдоль верхней стороны ствола продолжают расти как группа новых стволов. Иногда корни развиваются из заглубленных частей ствола. Бонсай в стиле плот может иметь извилистые или прямые стволы, что создает иллюзию того, что они представляют собой группу отдельных деревьев, в то время как на самом деле это ветви дерева, посаженного на бок. В прямолинейном стиле все деревья выстроены в одну линию.
Нетсунагари, нетсуранариПлот, извилистыйЭтот стиль похож на прямолинейный плот, но основной ствол имеет в нем несколько изгибов. Деревья, вырастающие из него, не образуют прямой линии.
Множественные стволы на собственных корнях
ЯпонскийАнглийский
СоджуДвухдеревоВо всех стилях с несколькими стволами в обычных образцах бонсай используются деревья одного вида. Как и в случае со стилем с двумя стволами, в стиле с двумя деревьями преобладает дерево большего размера и дерево поменьше. Два дерева могут быть поставлены очень близко друг к другу, как в двухствольном стиле. Их также можно разделить, поскольку у них нет одного корня.
Sambon-yoseТрехдеревоСтили от трех до девяти деревьев считаются "группой" настройки », а не леса. Меньшее количество деревьев означает, что к этим бонсай могут быть применены некоторые стилистические цели, такие как создание не более двух деревьев на одной линии. Деревья в группах различаются по ширине и высоте ствола, но в целом похожи друг на друга по пропорциям, густоте листвы и другим визуальным характеристикам. В стиле трех деревьев одно дерево будет доминирующим. Два других будут меньше и обычно отличаются друг от друга по размеру.
Гохон-ёсеПять-деревоЧто касается «трех деревьев», но может быть два доминирующих дерева. Один будет больше другого, а остальные три будут заметно меньше.
Нанахон-ёсеСемь-дерево(См. Пятидерево.)
Кюхон-ёсеДевять-дерево( Посмотрите на пять деревьев.)
ЙосуэЛесЭтот стиль описывает посадку множества деревьев, обычно нечетного числа, если только не слишком много, чтобы легко сосчитать, в горшке для бонсай. Горшок имеет очень низкие стенки, чтобы подчеркнуть высоту деревьев, и его можно заменить плоской каменной плитой. Деревья, как правило, относятся к одному и тому же виду, но разной высоты используются для визуального интереса и отражения возрастных различий, встречающихся в спелых лесах. (Для смешанных видов посадки см. Японское искусство сайкей.) Цель состоит в том, чтобы изобразить вид на лес, и эффекты перспективы, такие как размещение самых маленьких деревьев сзади, важны для развития образец этого стиля.
Другие стили
ЯпонскийАнглийский
БунджингиЛитератиЭтот стиль имеет в основном голую линию ствола с ветвями сводится к минимуму и обычно помещается около вершины длинного, часто искривленного ствола. Этот стиль получил свое название от китайских литераторов, которые создавали китайские рисунки кистью, подобные тем, которые встречаются в древнем тексте Руководство по живописи Горчичного сада. Их минималистские пейзажи часто изображали деревья, растущие в суровых условиях, с искривленными стволами и редкой листвой. В Японии литературный стиль известен как бунджин-ги (文人 木). (Bunjin - это перевод китайской фразы wenren, означающей «ученые, практикующие в искусстве», а gi - производное от японского слова ki, означающего «дерево»).
ХокидачиМетлаЭтот стиль используется для деревьев с обширным, тонким ветвлением, часто с такими видами, как вяз. Туловище прямое и прямое. Он разветвляется во всех направлениях примерно на ⅓ высоты дерева. Ветви и листья образуют шарообразную крону, которая также может быть очень красивой в зимние месяцы.
ТакодзукуриОсьминогНеобычный стиль, эти бонсай имеют относительно короткие, толстый ствол, увенчанный несколькими длинными ветвями, которые искажены в изогнутые формы, причудливо напоминающие щупальца осьминога.
ФукинагасиВетерЭтот стиль описывает дерево, которое, кажется, подвержено сильному воздействию ветры, дующие постоянно с одного направления, например, дерево на вершине горного хребта или обнаженной береговой линии. Характеристика «продуваемого ветром» может применяться к ряду основных стилей, включая неформальный вертикальный, наклонный и полукаскадный. Бонсай из нескольких деревьев также можно создать с элементами ветреного стиля.
Общие стили
См. также
Список литературы
Последняя правка сделана 2021-05-13 14:21:45
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте