Битва за торговлю (Польский : Bitwa o handel; также переводится как торговая битва или битва за торговлю ) была элементом государственной политики в ранний период коммунистического захвата Польши (1946–49), согласно которым новые законы и постановления позволили значительно уменьшить размер частного сектора в польской торговле, чтобы облегчить преобразование польской экономики с от капитализма до советского коммунизма плановой экономики.
Более крупные частные магазины были национализированы или закрыты, а сети принадлежащих государству ([pl ]) и кооперативы были созданы для их замены, но это было неэффективно, так как больше магазинов было закрыто, чем открыто, что привело к длительным трудностям для польского населения в поиске потребителей товары.
Термин «битва за торговлю» ввел польские коммунистические профи. paganda, чтобы обозначить важность и неотложность борьбы с «капиталистическими спекулянтами и саботажниками».
«Битва» началась, когда польский коммунист Хилари Минц предложил и преуспел в проведении ряда реформ в 1947 Польской рабочей партии съезд, сопровождающий трехлетний план. 13–14 апреля 1947 года съезд Польской рабочей партии принял это направление.
2 июня 1947 года были приняты новые законы, чтобы помочь правительству в «битве»:
Новое законодательство позволило правительству обвинить многих владельцев магазинов в саботаже, посадите их в тюрьму и национализируйте их предприятия.
Количество частных розничных магазинов упало со 150 000–185 000 в 1946 году (цифры варьируются) до 131 000 в 1947 году до 58 000–70 000 в 1949 году. Оптовая торговля количество магазинов упало с 3300 до 1100. К 1953 году только 7% магазинов в Польше оставалось в частных руках (около 14000 в 1955 году); 75% мастерских ремесленников были закрыты или национализированы (до 80 000).
Поскольку было открыто намного меньше государственных магазинов, это положило начало экономике дефицита, поскольку люди все чаще находили ее трудно найти магазин с повседневными товарами.