Баги Аунг Со. ဗ ဂျီ အောင် စိုး | |
---|---|
Родился | 1924 год. Рангун, Британская Бирма |
Умер | 1990 (1991) (66 лет). Янгон, Мьянма |
Национальность | Бирманцы |
Известны для | Живопись |
Движение | Модерн (абстрактно-образное) Живопись |
Баги Аунг Соэ (Бирманский : ဗ ဂျီ အောင် စိုး ; 1924–1990) был бирманским художником, известным своим модернистским, полуабстрактным искусством, которое вызвало такой шок в Бирме, когда выяснилось, что многие назвали его «психопатическим искусством». Имя «Баги» - это его фонетическое написание слова «пангьи», что означает «живопись», которое он впервые добавил к своему имени в 1955 году.
Правительство Индии предложило ему в 1951 году стипендию для изучения искусства в Сантиникетане, основанном Нобелевский лауреат Рабиндранат Тагор, но он решил вернуться в Бирму всего через год. Он путешествовал по Бирме, изучая ее ремесла, классическое искусство и архитектуру, особенно Багана. В начале 1953 года в журнале Shumawa была опубликована одна из абстрактных картин Аунг Со, что вызвало серьезные споры. Некоторые говорили, что художник сошел с ума.
Зимой 1953 года он смог побывать в Пешаваре, Афганистане и Москва по искусствоведению. Утверждалось, что в России он видел работы современных европейских мастеров, таких как Пикассо, Матисс и Кандинский, но это вряд ли может быть правдой, потому что работа европейских мастеров современности хранилось в глубоком хранилище в России и было недоступно для всеобщего обозрения в период окрашивания и многие годы после него. Однако ясно, что Аунг Со находился под влиянием европейских художников, таких как Пикассо и Матисс, вероятно, японской живописи (одна работа показывает влияние суми-э), а также работ художников Сантиникетана, как современных, так и умерших, чьи работы были в музей Шантиникетан. Во время пребывания в Сантиникетане Аунг Со познакомился с индонезийским художником-экспрессионистом Аффанди, который также оказал на него влияние. В дополнение к этим иностранным влияниям, на Аунг Со глубоко повлияла долгая история бирманской традиционной живописи, уходящей корнями во времена Багана, которые до сих пор можно увидеть на стенах храмов старого города.
После этого ему пришлось полагаться на библиотеку книг по искусству Университета Рангун как на источник вдохновения. Эксцентричный, временами пьяный и эмоциональный, у него было мало друзей в художественном сообществе и мало кто разделял его взгляды на искусство. Он работал в одиночку, но демонстрировал свои работы на неформальных подпольных выставках, представляя такие концепции, как кубизм и сюрреализм.
Чтобы заработать денег, Баги Аунг Со до конца своей карьеры рисовал для журналов и обложек книг. Иногда его семья была настолько бедной, что его жене приходилось продавать мохинга, суп с лапшой, чтобы прокормить их. Баги Аунг Со страдал от бедности и изоляции и никогда в жизни не добился успеха. Он умер в 1990 году, оглох и ослеп.
Аунг Со глубоко задумался о значении искусства в Бирме 20-го века. По словам Инь Кер, «он стремился к тому, чтобы его картины были визуальным переводом буддийских истин, а не просто иллюстрациями эпизодов из предыдущих жизней Будды или красивыми изображениями пагод и монахов». В последние годы своей жизни, в бедности и с ослабленным здоровьем, он все больше увлекался созданием художественной идиомы, отражающей буддийские законы непостоянства. Его биограф сказал, что «он перенес свои духовные устремления и переживания в формулировку своей художественной миссии и применил их практические методы к акту творения».
Хотя талант Аун Со не был признан при его жизни, сейчас он среди них самый уважаемый и самый известный из современных бирманских художников. Менее чем через десять лет после его смерти его картины принесли тысячи долларов в индонезийских художественных галереях. Организатор выставки в его честь в 2009 году сказал: «Спустя почти два десятилетия после его смерти его искусство продолжает очаровывать и вдохновлять».