Археология Самоа

редактировать
Карта-схема, показывающая центральное местоположение островов Самоа в Тихом океане. Роджер Кертис Грин, ведущий археолог Самоа (фото 1964 года в Новой Зеландии )

Археология Самоа началась с первого систематического исследования археологических останков на острове Савайи, проведенном Джек Голсон в 1957 году. С тех пор исследования и исследования на остальной территории Самоа обнаружили основные находки поселений, каменных и земляных курганов, включая звездные курганы, остатки керамики Лапиты и доисторические артефакты.

Важная часть археологии Самоа и Океании связана с поиском ответа на происхождение полинезийцев, продолжающиеся исследования, которые проводятся в в сочетании с другими областями, включая лингвистику и генетику.

Самая старая дата, так далекая от доисторических останков Самоа, была рассчитана учеными Новой Зеландии аналогично Истинный возраст составляет около 3000 лет назад (до настоящего времени) с участка Лапита в Мулифануа в течение 1970-х.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Ключевые памятники
    • 2.1 Савайи
      • 2.1.1 Летоло
    • 2.2 Уполу
      • 2.2.1 Мулифануа
      • 2.2.2 Валеле
      • 2.2.3 Другие деревни
      • 2.2.4 Гора Оло
      • 2.2.5 Пещеры Фалемауга
    • 2.3 Остров Маноно
    • 2.4 Типы поселений
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки
  • 5 Внешние ссылки
История
Место раскопок Джека Голсона в Вайлеле с визит членов семьи, 1957 год.

Более ранние отчеты о «земляных насыпях» и «монументальной архитектуре» были известны, но никакие научные исследования не проводились до тех пор, пока Голсон не начал углубленную работу в 1957 году. Голсон также проводил полевые работы на Уполу, где он обнаружил первые черепки глиняной посуды на Самоа в деревне Вайлеле на северном побережье острова. На 10-м заседании в Гонолулу в 1961 году археологи решили применить скоординированный подход к исследованию предыстории региона.

В течение 1963-1964 гг. Эта работа проводилась международной группой под руководством Роджера Кертиса Грина в рамках программы полинезийской археологии Оклендского университета. Основываясь на исследованиях Голсона, группа провела полевые работы на островах Савайи, Уполу и Аполима. Другим руководителем группы была новозеландский археолог Джанет Дэвидсон, которая внесла большой вклад в область археологии Самоа и остальной части Тихого океана. Грин и Дэвидсон заложили основу археологии Самоа. Среди многих находок этого проекта была керамика на Уполу и Аполиме. Тем не менее, ключевой находкой ближе к концу этой поездки стала находка керамических останков Лапита в Мулифануа с радиоуглеродными датами 930-800 гг. До н.э. До 2008 года вся известная керамика на Самоа была «простой посудой», за исключением тех, что были раскопаны в Мулифануа. Важная часть работы Дэвидсона в Самоа на протяжении многих лет была сосредоточена на моделях поселений до контакта с Европой. Она стала первой, кто на основе полевых археологических исследований обосновал распространение гораздо большего населения Самоа в 17-18 веках нашей эры. Ранние оценки численности населения в 19 веке сильно отличались.

Были и другие археологи, которые проводили важные полевые работы в Самоа, в том числе американец Джесси Д. Дженнингс и Ричард Холмер в 1970-х годах. Дженнингс руководил исследованиями на плантации Маунт Оло на Уполу и внутри страны с Сапапали на Савайи. Обширные руины доисторических поселений были обследованы, нанесены на карту и раскопаны в августе, сентябре и октябре 1974, 1976 и 1977 годов в рамках Археологической программы Самоанского университета штата Юта. С 1978 по 1979 годы были проведены дальнейшие полевые работы с обширными исследованиями доисторического поселения в районе Палаули. Это исследование в Палаули было выполнено Грегори Джекмондом, добровольцем Американского Корпуса Мира, который ранее проводил полевые работы на доисторических руинах внутри страны из деревни Сапапали.

В 2002-2004 годах на кургане Пулемелей в Савайи были проведены обширные раскопки под руководством шведского археолога Хелен Мартинссон-Валлин (Музей Кон-Тики исследовательский институт / Готландского университета) в сотрудничестве с Полом Валлином (Музей Кон-Тики / Университет Готланда) и Джеффри Кларком (Австралийский национальный университет ). Эти раскопки и последующие полевые исследования Мартинссоном-Валлином на плантации Летоло, Малаефоно Стармаунд и Фале-о-ле-Фе привели к сотрудничеству с Национальным университетом Самоа для создания программы археологии.

Многие другие ученые внесли свой вклад в область археологии Самоа до 1957 года, в том числе историк маори Те Ранги Хироа (также известный как сэр Питер Генри Бак) и Дерек Фриман, который проводил полевые работы в Валеле и пещерах Фалемауга на Уполу, когда он был школьным учителем на Самоа в начале 1940-х годов.

Key стоянки

Савайи

Ключевые места полевых работ на острове Савайи включают доисторические поселения, расположенные внутри страны в Сапапали, обширные деревенские поселения в Палаули, где находится курган Пулемелей и кладбище в деревне Сюту на южном побережье. Археологические работы в Сапапалии проводил Джекмонд, который обследовал территорию в 20 гектаров и обнаружил обширные доисторические руины. Данные работы Джекмонда в Сапапали'и имели тенденцию повторять данные, собранные на участке плантации Маунт Оло на Уполу, с аналогичными каменными стенами, поднятыми дорожками и платформами. Одним из важных отличий было большее количество земляных печей, обнаруженных на участке Савайи. Команда на горе Оло ранее предполагала, что землянки были признаком социального положения и статуса. Когда эти исследования были завершены в 1976 году, работа Корпорации мира Джекмонда была продлена еще на два года, и он провел полевые работы на обширных доисторических поселениях в районе Палаули. Ранее картографирование Савайи, включая курган Пулемелей, было выполнено С.Д. Скотт и Алистер Г. Буист в 1969 году. Их полевые исследования на Савайи в 1969 году показали археологические остатки плотных внутренних поселений до контакта с европейцами в Сафоту, Сафуне и Фагамало. (Матауту деревенский округ, остров Савайи), на северном побережье острова.

Летоло

точильные камни

Находится доисторическое поселение в Летоло в районе Палаули на южном побережье в восточной части Савайи. Участок расположен на земле, которая в наше время известна как плантация Нельсона под управлением Совета директоров корпорации Nelson. Во время колониализма в конце 19 века земля перешла в собственность Германии и была продана шведскому торговцу, который женился на самоанской женщине и владел торговым постом в Сафуне. В последние годы между вождями Палаули и семьей Нельсона возникли судебные дела по поводу права собственности на землю.

Вход на плантацию через мост в западной части Вайлоа, столицы Палаули.

Съемка Джекмонда в 1977–1978 гг. В Летоло охватила территорию от южного побережья до пологих земель в 3 км вглубь суши до отметки 135 м на северной окраине. Район ограничен с восточной стороны рекой Фалеата и с запада рекой Сугагого. На обследованной территории площадью 198,8 га было зарегистрировано около 3000 объектов, созданных человеком, в том числе фундаментные площадки, 64,6 км каменных заборов, основные и второстепенные проходы и около 300 участков под жилые дома. Всего было зарегистрировано 1059 платформ; самый крупный из них - курган Пулемелей, о котором ранее сообщали другие археологи. Курган Пулемелей имеет размеры 50 м × 61 м и высоту 12 м. От земли он ступенчато спускается внутрь и вверх к плоской ровной вершине. С вершины Пулемелей открывается вид на море, смотрящее на юг. Предполагаемые даты постройки относятся к 1100–1400 годам нашей эры. В целом платформы имели среднюю площадь основания 236 ± 251 м² и высоту 46 ± 52 см. Платформы были прямоугольной или овальной формы, за исключением двух небольших звездных курганов диаметром 7,8 м (7 плеч) и 10 м (5 плеч) и высотой 50 см. Все курганы построены из базальтовых камней и валунов.

Археологические раскопки показали, что когда-то здесь были буквально сотни жилых домов, которые простирались далеко вглубь страны за пределы нанесенной на карту территории, за каменным курганом Пулемелей. Основной путь через поселение вел через гористую местность Савайи по «старой дороге», упомянутой ранними миссионерами.

Обширные археологические раскопки на кургане Пулемелей были проведены в 2002-2004 гг. Хелен Мартинссон-Валлин из музея Кон-Тики / Готландского университета и адъюнкт-профессором Национального университета Самоа. Раскопки показали, что курган Пулемелей начали строить около 700–900 лет назад как платформу размером 60x65 метров и высотой 3 метра, которая была очерчена из тесаного камня по краю. Он был построен на вершине более раннего поселения, которому не менее 2000 лет, с находками черепков горшков, каменных инструментов и очагов. Приблизительно 400–500 лет назад курган был пристроен, чтобы достичь высоты 12 метров, и две пешеходные дорожки были построены на западной и восточной стороне кургана. Курган Пулемелей - центральное место в крупномасштабном поселении на склонах Палаули, заброшенных в 18 веке.

Уполу

Мулифануа

Ключевые места на острове Уполу включая стоянку Лапита в Мулифануа, где было обнаружено 4288 черепков керамики и два тесла типа Лапита. Истинный возраст этого участка составляет около 3000 лет назад на основании датировки C14 на раковине. Затопленный участок Лапита в Мулифануа был обнаружен в 1973 году во время работ по расширению межостровного паромного причала. Со временем прибрежные береговые линии менялись, и ученые, изучавшие это место, обнаружили доказательства того, что затопленное место когда-то было песчаным пляжем у лагуны. Это единственное место на Самоа, где были обнаружены декорированные черепки лапита, хотя остатки простой керамики, связанные с «культурой» лапита, были найдены в других частях Самоа, включая первый образец, найденный Голсоном в Вайлеле в 1957 году. Два тесла были обнаружены в 1988 году Рисом Ричардсом из Верховной комиссии Новой Зеландии на Самоа во время исследования черепков керамики с археологом, через пятнадцать лет после первоначального открытия места.

Валеле

Большой холм к югу от ручья Лаупуле в Вайлеле, 1957

Большой холм Лаупуле в Вайлеле деревне на Уполу сопоставим с курганом Пулемелей на Савайи.. В 1940-х годах новозеландский антрополог Дерек Фриман, школьный учитель на Самоа с апреля 1940 года по ноябрь 1943 года, изучал земляные курганы, лежащие у реки Таусала, которая впадает в море между Фагалии и Вайлеле.. Курганы в основном лежат на расстоянии трех четвертей мили вглубь суши на высоте 200 футов над уровнем моря. Из восьми курганов в этом районе 7 были усеченными прямоугольными пирамидами, построенными из земли. Восьмой был коническим, усеченным, сделан из земли и камня. Самый большой лаупул имел размеры 346 футов на 314 футов у основания и высоту 40 футов. Рядом с ним находились три холма поменьше. Все лежало на западной стороне ручья Таусала. По другую сторону ручья находились три холма, которые назывались Тапуитеа (вечерняя звезда). Самый большой из них имел размеры 384 фута (что делало его длиннее основного кургана Лаупуле), шириной 235 футов и высотой 15 футов. Согласно устной традиции, курган Лаупуле был связан с фигурой по имени Тупуивао в 17 веке.

Другие деревни

Долина Фалефа, смотрящая на север от перевала Ле Мафа, восток Уполу

Другие места на Уполу включают археологические раскопки, найденные внутри страны в Луатуану'у (участки домов), Луфилуфи и Фалефа. Также было несколько участков на южном побережье от Лотофага до Лепа, простирающихся на два-три километра вглубь суши. Джанет Дэвидсон в течение шести месяцев проводила обследование участков на Уполу (1965–1966) в Сасоаа в долине Фалефа, деревне Лаломану в районе Алейпата и на государственной плантации WSTEC в Mulifanua.

Маунт Оло

Дэвидсон был также первым, кто исследовал внутренние поселения на плантации Маунт Оло, в западной части Уполу. В 1973 году другая группа, не знающая о более раннем обследовании Дэвидсона, обнаружила обширную территорию разрушенных платформ, стен и проходов. Полевые работы на плантации Маунт Оло проводились в разные периоды в течение трех лет в рамках Археологической программы Самоанского университета штата Юта.

Пещеры Фалемауга, показывающие большую камеру с группой людей внутри (фото 1957 года).

Пещеры Фалемауга

Пещеры Фалемауга расположены в Фалемауге, районе в центре Уполу, примерно в пяти с половиной милях к югу (внутри страны) от деревни Мали на севере острова. морской берег. Есть свидетельства того, что в доисторические времена Самоа жили люди, и что пещеры использовались в качестве убежища для жителей района Туамасага. В языке Самоа имя Фалемауга можно разбить на два слова: фале, что означает «дом», и мауга, что означает «гора». Новозеландец Дерек Фримен проводил раскопки в начале 1940-х и опубликовал свой отчет в Журнале полинезийского общества Новой Зеландии в 1944 году. Он обнаружил «сложную систему платформ» построены из лавовых скал, поднятых на высоту примерно 2–3 фута над полом пещеры, каменных тесел, типичных для доисторических типов, найденных в стране, мест приготовления уму, останков морских моллюсков и кухонных отходов.

Остров Маноно.

В течение 1970-х годов Университет штата Юта Самоанская археологическая программа обнаружила остатки доисторической глиняной посуды в двух прибрежных отложениях на острове Маноно.

Образцы поселений

Часть Работа Дэвидсона и Грина заключалась в изучении моделей расселения самоанских общин. Дэвидсон отметил: «Археолог, занимающийся обследованием памятников в Самоа, сталкивается с поразительным количеством археологических памятников, которые часто кажутся непрерывно разбросанными по земле». Работа Голсона в 1957 году предполагала, что поселения возникли внутри страны, а затем последовали поселения вдоль побережья, что было преобладающей моделью с самого раннего прибытия европейцев в Самоа в 19 веке.

Примечания
  1. ^ [1] Образцы поселений на Самоа до 1840 года, написанные Джанет М. Дэвидсон, Журнал Полинезийского общества, Vol. 78 1969, № 1, с.44-82. Источник 1 ноября 2009 г.
  2. ^[2] Археология Самоа: обзор истории исследований Хелен Мартинссон-Валлин, Археология в Океании, 1 октября 2007 г. Источник 1 ноября 2009 г.
  3. ^[3] Самоа археология: обзор истории исследований Хелен Мартинссон-Валлин, «Археология в Океании», 1 октября 2007 г. Источник: 1 ноября 2009 г.
  4. ^ [4]] Архивировано 10 мая 2011 г. в Wayback Machine Новая информация для паромного причала, Мулифануа, Западное Самоа, автор: Роджер К. Грин и Хелен М. Лич, Журнал Полинезийского общества, Том. 98, No. 3, 1989. Проверено 29 декабря 2009 г.
  5. ^[5 provided Архивировано 18 сентября 2009 г. на Wayback Machine Самоанская керамика из простой керамики с острова Тутуила, Американское самоа: некоторые мысли об их пространственном и хронологическом распределении Дэвид Дж. Аддисон, Джеффри Толоа, Туипуавай Таго, Сиаки Вауели, Последние достижения в археологии региона Фиджи / Западной Полинезии, с. 97, редакторы Дэвид Дж. Аддисон и Кристоф Санд. Университет Отаго изучает доисторическую антропологию № 21, Данидин, 2008 г. Источник 1 ноября 2009 г.
  6. ^ Хемпенстолл, Питер (2004). «Наши миссионеры и культурные изменения в Самоа». Журнал тихоокеанской истории. 39 (2): 241–250. doi : 10.1080 / 0022334042000250760. JSTOR 25169695.
  7. ^[6pting Архивировано 18 сентября 2009 г. в Wayback Machine Археологические раскопки на участке Сиуту Мидден, Остров Савайи Томо Ишимура и Томохиро Иноуэ, Журнал исследований Самоа, Vol. 2, 1006. Проверено 1 ноября 2009 г.
  8. ^[7] Рост и крах тихоокеанских островных сообществ: археологические и демографические перспективы Патрика Винтона Кирха и Жана-Луи Раллу, с. 222. Источник 1 ноября 2009 г.
  9. ^"Уроки консервного завода". Samoa Observer - местные новости, обзоры и мнения о Самоа, бизнесе, спорте, фильмах, путешествиях, книгах, работе, образовании, недвижимости, автомобилях и многом другом на... Архивировано из оригинала 17 октября 2014 г. Проверено 10 октября 2014 г.
  10. ^[8] Образцы деревень Самоа: четыре примера Джесси Д. Дженнингс, Ричард Холмер и Грегори Джекмонд, Университет Юты, Журнал полинезийского общества, Vol. 91, No. 1, 1982. Источник 1 ноября 2009 г.
  11. ^Martinsson-Wallin, Helene; Валлин, Пол; Кларк, Джеффри (2007). «3. Раскопки городища Пулемелей 2002–2004 гг.». Археология в Океании. 42 : 1–38. doi :10.1002/j.1834-4453.2007.tb00009.x.
  12. ^[9 provided Архивировано 10 мая 2011 г. на Wayback Machine Новая информация о причале паромной переправы, Мулифануа, Западное Самоа, написанная Роджером С. Грином и Хелен М. Лич, Журнал Полинезийского общества, Том. 98, 1989, No. 3. Проверено 1 ноября 2009 г.
  13. ^[10] Темперные пески в доисторической керамике Океании: геотектоника, седиментология, петрография, происхождение Уильяма Р. Дикинсона, с. 34. Проверено 2 ноября 2009 г.
  14. ^[11] Земляные курганы Вейлеле, автор J.D. Freeman, Journal of the Polynesian Society, Vol. 53, No. 4, 1944. Проверено 2 ноября 2009 г.
  15. ^[12] Лагага: краткая история Западного Самоа Маламы Мелейсеа и Пенелопы Шеффель Мелейсеа, стр.20. Проверено 2 ноября 2009 г.
  16. ^[13] Образцы деревень Самоа: четыре примера Джесси Д. Дженнингс, Ричард Холмер и Грегори Джекмонд, Университет Юты. Журнал Полинезийского общества, Vol. 91, №1. 1982. Источник: 1 ноября 2009 г.
  17. ^[14] Пещеры Фалемауга, автор JD Freeman, The Journal of the Polynesian Society, Vol. 53, 1944, № 3, с.86-106. Проверено 31 января 2010 г.
  18. ^[15] Обзор отчета о полевых сезонах 1976 и 1977 гг. Самоанской археологической программы Университета Юты, сделанный Джанет Дэвидсон, Университет Отаго, Журнал полинезийского общества, Vol. 90, No. 4, 1981. Проверено 2 ноября 2009 г.
  19. ^[16] Факторы окружающей среды, запрещающие GPS на острове Тутуила, Американское Самоа, Тейлор Хьюстон и Эпи Суафо'а, 2001. Источник 1 ноября 2009 г.
Ссылки
  • [17] Образцы поселений на Самоа до 1840 года, Джанет М. Дэвидсон, Журнал Полинезийского общества, Том. 78 1969, № 1, с. 44-82. Проверено 1 ноября 2009 г.
  • [18] Образцы самоанских деревень: четыре примера Джесси Д. Дженнингс, Ричард Холмер и Грегори Джекмонд, Университет Юты, Журнал полинезийского общества, Vol. 91, No. 1, 1982. Получено 1 ноября 2009 г.
Внешние ссылки
  • [19] короткое видео Джанет Дэвидсон в энциклопедии Te Ara, Новая Зеландия.
Последняя правка сделана 2021-06-11 23:59:20
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте