Фалефа

редактировать
Встреча в Фалефе 1923–1928 гг. В центре тыла новозеландец генерал-майор Джордж С. Ричардсон, Управляющий Самоа с 1923 по 1928 гг. Вид на долину Фалефа с перевала Ле Мафи. Место в Атуа, Самоа
Фалефа
Ле Аай о Фоноти. Le Aai o le Tupu
СтранаСамоа
ОкругАтуа
Год основания300 г. до н.э.
Правительство
• ТипСовет вождей
Население
• Всего1563 (перепись 2016)

Фалефа расположен на северо-восточном побережье острова Уполу в Самоа. Это была древняя столица во время правления Тупу Тафайфа (король) Фоноти, который, победив своих братьев и сестер Ваафусуага и Самалаулу за контроль над Самоа, решил править со своим новым местом в Фалефе, честь, о которой вспоминают в фаалупеге. (Хартия и Приветствия) и по сей день.

Фалефа вооружют потомки двух основателей деревни - Моэ'оно (тулафале-алии или матуа) и Лейтеле (тамаали). Он расположен в избирательном округе Аноама'а и Сасаи, который расположен в более крупном древнем политическом «районе» Атуа. Атуа планеты Туи Атуа (повелитель Атуа), титул, который когда-то принадлежал провидцу Туи Отуа Лейтеле (называемому Туи Атуа Лейтелеит) в 10 веке, в период античности Самоа. С 17 века эту мантию занимал в основном один из двух тама-а-'айга (высших вождей линии) линии Саламасина Отуа: Тупуа Тамасесе и Мата'афа.

Вместе с деревней Салани, Фалефа является домом для одной из основных семей семьи Самоа, Айга Са Фенунуивао (потомки Фенунуивао, жены короля Муагутутиа и первого тупуа Фуйавайли). Его глобют Моэ'оно и Лейтеле из Фале и Тофуа'иофии и Фуимаоно из Салани, и он является хранителем титула Тама-а-'Āига Тупуа Тамасесе. Королевские титулы Тама-а-'айга Тупуа Тамасесе и папа Туи Атуа в настоящее время главным бывшим премьер-министру Самоа и возглавляет государство Его Высочеству Туи Атуа Тупуа Тамасесе Эфи. Действующий член парламента от Аноамы Электоратом Сасаи является Афиога Алайаса Моэфаау Сепулона Моанану, высокопоставленный вождь Фалефа.

Содержание

  • 1 История и культура
    • 1.1 Основание Фалефа
    • 1.2 Рост и образование новых деревень
    • 1.3 Война: Фалефа стоит с Фоноти
  • 2 'Айга Са Фенунуивао и их Тама а' Ига, Тупуа (позже известный как «Тупуа Тамасесе»)
  • 3 Алоали'и: Луафалемана.
  • 4 Политика и управление
    • 4.1 Протокол: Выбор Моэ'оно и Лейтеле
    • 4.2 Лаутивуния: Туи Тонга и Туи Атуа Лейтелелейте
    • 4.3 Разрушительные действия войны: «Юли Потини к миру
    • 4.4 Марш к независимости: Моэ'оно и движение мау
    • 4.5 Деревенский фон: Фалефа, Фалелима и Фалефиту
  • 5 Споры о праве собственности и разногласия
    • 5.1 Споры по поводу титула Тупуа Тамасесе
  • 6 Линия преемственности
    • 6.1 Le Afioga i le Tama-a-'iga o Sā Fenunuivao, Tupua Tamasese
    • 6.2 Тулафале-али: Ле Тофа и ле Матуа, Моэоно'оно, ле тама о ле ну'у
    • 6.3 Тама: Ле Афиога ia Leutele, le tinā о Тупуа
    • 6.4 Тулафале- ali'i: Le Tofa i le matua, 'Iuli
    • 6.5 Aloali'i: Le Afioga и le Aloali'i, Луафалемана
  • 7 Население
  • 8 Фаалупега: Хартия и приветствия Фалефы
  • 9 Важные имена и места в Фалефе
    • 9.1 Малае Фоно
    • 9.2 Лао-о-ле-Матуа
    • 9,3 Маота о Али
    • 9.4 Са'отама 'ита'и
  • 10 См. Также
  • 11 Источники

История и культура

Водопад Фалефа, популярное место для купания и отдыха у туристов и местных жителей.

Основание Фалефа

Фалефа - одна из старейших и главных деревень Самоа, используя границы которой простираются от Уафато на восток, Саолуафата на западе и Лотофага на южной границе. Устная традиция и археологические свидетельства из близлежащего места открытия Сасоаа Лапита в долине Фалефа указывает на поселение в этом районе между 300 г. до н.э. - 200 г. н.э.

Согласно устной традиции, Фалефа была основана двумя сыновьями Туи Атуа Муа'ителелоа и Леатеафайга (дочерью Луфасиаиту из Уафато, Фагалоа) - Моэоно Фалеолога и его младшим братом Лейтеле Леутогитуи. С тех пор Фалефа начинается потомки этих двух братьев, которые носят соответствующие титулы Моэ'оно (тулаф-алии или «матуа») и Лейтеле (алии). Покинув место своего рождения в Фагалоа, они основали свое первое поселение на вершине гор, выходящих на залив Фагалоа и долину Фалефа, под названием Мануао. Именно с этой выгодной позицией на вершине Мануао военный отряд фале внезапно напал на тонганские силы, стоящие на якоре в заливе Фагалоа, сорвав план Лейфи и Таутоло по возвращению королевы Саламасины. своей семье в Тонга. Позже поселение было перенесено на побережье на его нынешнее место на северном краю долины Фалефа.

. Размер Фалефа был таким, что требовалось централизованного расположения, чтобы править из него, и поэтому Моэ'оно и Лейтеле создал «О ле Фалеуполу о Сагаполу» - административный центр, из которого резиденция преемников Моэ'оно и Лейтеле («Лалоаоа» и «Вайилили ма Фогавайута») продолжает править Фалефа до наших дней. Затем последовали и другие под-деревни; Салеапага, затем Сагогу и Гагаеймалаэ. Моэ'оно и Лейтеле даровали титулы выдающимися домами и основали «вассальные» дома, чтобы служить Моэ'оно и Лейтеле для помощи в управлении растущим районом.

Братья и их наследники много путешествовали по своему владению - от Лемафателя (известного сегодня как перевал Ле Мафа) до Сасоаа (где Лапита были найдены остатки керамики), до Фагалоа и горы с видом на долину, где сегодня стоит деревня Фалефа.

Рост и образование новых деревень

В более поздние времена часть земель Фалефа подарена последующими правителями для формирования поселений Луфилуфи, Лаломауга, Фалевао, а также деревни Сауано и Салетеле в заливе Фагалоа. Туи Атуа Лейтеле-ле'ите также подарил землю своему племяннику Пуге (или Пуна), чтобы он основал деревню Фалеапуна. Впоследствии Пуна стал ведущим оратором в районе Атуа под новым названием Молио'о, пока он стал не одним названием в районе Ваа-о-Фоноти. Эти деревни исторически связаны с Фалефой своим основанием и многовековыми сложными политическими проблемами.

Война: Фалефа поддерживает Фоноти

Одним из первых королей Самоа был Фаумуина, прямой потомок королевы Саламасина. У него было трое детей, двое сыновей и одна дочь. Сыновей назвали Фоноти и Ваафусуага, а дочь - Самалаулу. В традициях Самоа они широко известны как «Тройка Фаумуины». У каждого ребенка была своя мать, так что после смерти отца они индивидуально боролись за царство.

Успешно ведя войну за корону против своих родственников, Фоноти был в итоге провозглашен королем в 1640 году. Он предоставил множество почестей тем вождям и округам, которые предоставлены ему, и такие почести и привилегии помнят и передаются Тулафале Самоа (вожди ораторов) до дней.

За борьбу с Маноно, Сапапали 'Я и военно-морские силы Салеаумуа и обеспечив его победу на море, лидерам Фалеапуны и Фагалоа был предоставлен собственный район под названием Ваа-о-Фоноти (настоящее, каноэ Фоноти). За руководство сухопутными войсками Фоноти и обеспечение победы на суше Фалефа была обозначена как приветствие Аай о Фоноти или Аай о ле Тупу (деревня Фоноти или деревня Короля). Фалефа продолжала оставаться административным центром Фоноти, Муагутутиа и соответствующее мало Тупуа до времен внука Фоноти, король Афоа (позже Афоафувале), который решил править из Луфилуфи, центра Отуа.

Эти почести по сей день отражены в Фаалупега о Самоа (обычное почтительное приветствие Самоа) соответствующих деревень и деревень Фалефа.

'Айга Са Фенунуивао и их Тама а' Тига, Тупуа (позже известный как «Тупуа Тамасесе»)

лидер мау Тупуа Тамасесе Леалофи III, убитый в 1929 году силами колонии Новой Зеландии.

Папа титулы наделяют отдельных властью над территорией (Туи Атуа правит Атуа, Туи Аана правит Аана и т. Д.) Или, в случае тафайфа (обладатель всех четырех титулов папы), статус короля или королевы всех Самоа. Тем не менее, эти титулы обычно оспариваются только королевскими родословными, у каждого из которых есть главный обладатель титула и титульная фигура, в которой честь названа родословная и в которой представлена ​​мана (честь) семьи. Их называют тама-айга («сыновья семейств», то есть четыре главные семьи Самоа). Тупуа Тамасесе - тама айги Са Фенунуивао, одной из основных политических семей Самоа, базирующейся в Фалефе и Салани.

Король Муагутутиа, сын короля Фоноти, женился на Фенунуивао, дочери Лейтеле из Фалефы. Они усыновили племянника Фенунуивао Фуявайлили из Салани в качестве сына и наследника. По прибытии в Фалефа ему дали имя Тупуа, и он стал известен как Тупуа Фуявайли, первый Тама-а-'айга.

ребенок теперь доступен для использования в качестве временного наследника короля Муагутути'а, могущественные группы ораторов Пуле и Тумуа выполнили свое обычное право saesae laufa'i (исследование генеалогических связей), обладающее необходимыми генеалогическими связями, чтобы быть достойным почестей тафайфа. Таким образом, экранилось, что биологическим отцом Фуявайлили был Фуимаоно, биологическим матерью Сау, потомками Фанене и прямыми потомками сына и второго ребенка королевы Саламасины, Тапуманайи.

Сам король Муагутутиа был потомком королевы Саламасины. старший ребенок, Fofoaivao'ese. Таким образом, Тупуа Фуйавайлили, по обеим родовым линиям, был первым правителем Самоа, унаследованным от обоих детей королевы Саламасины, объединенные родословную Саламасины через своего предка, Тапуманайя, мужа Саламасины (из линий Фуимаоно и Фанене) и предок Фуимаоно и Фанене, дочь Саламасины от предыдущих отношений с Алапепе (из линии Фоноти, Муагутути'а). Удовлетворив требования наличия прямой линии происхождения от Саламасины и очевидной связи как с родословной, так и с поколениями семьи, Тупуа Фуявайлили был провозглашен первым Тама а 'Тига и преемником Муагутути'а стал королем (' Тупу Тафа'ифа ')

.

Алоалии: Луафалемана.

От четырех усуги (браков) у короля Тупуа Фуявайлили было пятеро детей. Двое стали королем, а третий стал одним из предков другого титула тама-айга Атуа: Мата'афа. Начало линии передачи тама-а-'айга Матаафа восходит к Луафалемане, сыну царя Тупуа Фуявайлили. Это стало возможным благодаря союзу дочери Луафалеманы, Салаина'олоа из Айги Саунуивао, с Туймававе (также известного как Тауилиили) из Айги Са Леваласи, что стало одним из прародителей титула Матафа, Фаасуамале. aui, в 1785 году. Другой союз Туимававе с Летелесой предоставил другому прародителю титула, Силупевайлей. Эти две линии Fa'asuamale'aui и Silupevailei являются теми, из которых выбираются все Mata'afa. Семейные традиции расходятся во мнениях относительно того, кто был первым Матаафа, но большинство мнений в пользу Тафагаману, внука Фаасуамалеи. Союз Туимававе с внучкой Тупуа, Салаина'олоа, привел к титулам Луафалемана как с титулами Тупуа Тамасесе, так и с титулами Матафа. Несколько держателей Мата'афа из Фалефа также одновременно владели титулом Тупуа, например Мата'афа Иосефо, который стал известен как Тупуа Мата'афа Иосефо. Соединив дочь Луафалеманы с Туимававе, линия Туи Атуа развивает гармоничного перекрестка между двумя великими семьями Тама-а-'айга Атуа - Айга Са Леваласи и Айга Са Фенунуивао.

  • Луафалемана из Фалефы, От первого брака Тупуа с Пунипуао, дочерью Алаиасы. Предок Матафа тама-а-'айга через свою дочь Салаина'олоа, которая вышла замуж за Туймававе из Айги Са Леваласи и произвела на свет старшую линию Матафа из Фаасуамале'ауи.
  • Афоа Палаули . После того, как его отец стал королем и правил от Луфилуфи. Побежден в единоборстве своим братом Галумалемана. Позже, после своего поражения, назван Афоафувале.
  • Галумалемана из Салимоа. Унаследовал роль короля от своего брата Афоа, победив его при Мауге, Леулумега. Нынешняя линия Тупуа происходит от этой линии происхождения, и именно из его потомков - Тамасесе Титимея - Тамасесе стал частью титула, отсюда Тупуа Тамасесе
  • Таутисусуа и Туфугатаси от четвертого брака Тупуа сава Матоилесасой.

В совокупности эти титулы известны как Алоали'и (дофины или наследники). Создание института алоали обеспечило продолжение влияния Тупуа через его потомков и поддержание вечных генеалогических связей между первым Тупу Тафайфа, королевой Саламасиной и более поздним Тупу Тафайфой, королем Фоноти, от которого позже правили правители. привлечь легитимность.

Политика и управление

Фалефа означает «Дом четырех», что указывает на четыре подселения, которые составляют основные компоненты Фалефа; Сагогу, Гагаемалаэ, Салеапага, Сагаполу. Каждый из этих подселений состоит из семей, в которых представлены свои расширенные семьи в сельском совете Фалефа, существующим двумя старшими тулафале-али деревни (Матуа), Моэ'оно и Юли. Фалефа управляется и управляется Лейтеле, Леалайсаланоа, Алайаса в качестве Али (вождей) Фалефы и обоими Матуа (старшими ораторами-вождями или «тулафале-алии») Моэоно и Иули. Лейтеле - это ранг деревни, а Моэ'оно - ранг тулафале-али. Леалайсаланоа занимает второе место в рейтинге, алайаса - третье. Юли - это тулафале-али Леалайсаланоа и другой матуа Фалефа. К Лейтеле обращаются как к Тина о Тупуа (Мать Тупуа), в честь первой матери Тупуа Фенунуивао и Деда по материнской линии, Лейтеле. Моэоно обычно называют «ле тама о ле нуу» («отец деревни»), среди которых он является главным представителем семьи Саудовская Аравия, политическим и наследником Тупуа.

Создание титулов Moe'ono и Leutele предшествовало тонганскому периоду, имеющим их первоначальными обладателями были сыновья Туи Атуа Муа'ителелоа (один из первых обладателей титула Tui Atua pāpā) и основатели Falefa где-то между 300 г..C - 200 г. н.э.

Протокол: Выбор Моэ'оно и Лейтеле

Покойный Моэ'оно Алай'аса Колио ОБЕ (Моэ'оно с 1957-1987 гг.), Один из подписавших Конституции, изображенный здесь с его женой Анивой Атоафуайуполу -Аува'а из Танугаманоно и Тиавеа

После смерти Моэ'оно или Лейтеле в округе наступает продолжительный период траура и начинается процесс культурного протокола, который следует ниже. Похоронные обряды Лейтеле, Юли и Леалаисаланоа начнутся с Лаги (священного подношения из редких прекрасных циновок и подношений), принимаемого Моэ'оно. Погребальные обряды Моэ'оно обычно не включают Лаги, так как эти подношения, сделанные во время похоронных обрядов Моэ'оно, остаются с семьей Моэ'оно. Этот обычай с тех пор изменился со времен Моэоно Колио, погребальные обряды которого включали лаги.

В течение этого периода sede vacante управление Фалефа затем переходит к 'Юли, Леалаисаланоа, Алай'аса и другим матайам Фалефы (вождям каждой семьи) до тех пор, пока не будет назначен Моэоно или Лейтеле.

В назначенное время, когда был выбран наследник, процедура саофаи (процедура дарования) предусматривает, что только два носителя титулов двух братьев - Моэ'оно и Лейтеле являются частью этого священного ритуала. Только после завершения церемонии они присоединились к ним (usu le nuu). Церемонию охраняет Тупуа ма ле Аумага (название безымянной мужской гильдии Фалефы).

Последним обладателем титула Leutele был Leutele Tapusatele Keli Tuatagaloa до своей кончины в 2012 году. Покойный Моэ'оно Leateafaiga Atoafuaiupolu Penitito Alaiasa является последним обладателем титула Моэ'оно, которым он владеет этим двумя титулами, имеющими давнюю традицию иметь только одного обладателя соответствующего титулов в любой момент времени, за исключением короткого периода, когда было несколько обладателей титула Leutele.

По состоянию на 2018 год оба титула действантными до назначения владельцев новых наследников.

Лаутивуния: Туи Тонга и Туи Атуа Лейтелелейит

Туи Тонга (правительство Тонга) имел двух сыновей. Старшего звали Туйтонга в честь отца, младшего Лаутивунья. У Лаутивунии был роман с женой своего брата. Когда об этом стало известно, старший брат очень рассердился.

По обычаю, младший брат принес мирное подношение из приготовленной пищи, завернутой в листья толо (обычного сахарного тростника) и фисо (дикого сахарного тростника). В этих подчеркивалось послание: «Пожалуйста, прости меня, потому что мы братья».

Покойный лейтенант Тапусатель Кели Туатагалоа, высокопоставленный представитель Фалефы. (1940-2012).

Но Туйтога не был умиротворен, и Лаутивуния сделала еще одно мирное приношение, которое включало мякоть обычных бананов и лей (дикий банан). Две разновидности банана подчеркнули послание: «Мы из плоти и крови - неужели вы найдете в своем сердце простить меня?» Туитога все еще не успокаивался. Поэтому Лаутивуния решил, что, если его брат не примет его подношения еды, он пожертвует своей жизнью. Он вырыл яму, где находился его катамаран, закрепил копья остриями вверх на день ямы и бросился на копья. Сила его действия заставила землю и песок обрушиться и покрыть его.

Когда исчезновение Лаутивунии было замечено, его отец и брат отправили поисковые группы на его поиски. Одна партия достигла Фалефы, Самоа. Туи Атуа Лейтеле сказал: «Вам не нужно заходить так далеко. Лаутивуния находится в Тонге под своим катамараном ».

Итак, поисковая группа вернулась на Тонгу и нашла тело Лаутивунии. Туи Тога счел себя обязанным ответить на эту услугу Туи Атуа Лейтеле и приказал поисковой группе вернуться на Самоа с лучшими из своих прекрасных циновок, которые он назвал Ле Агэагея о Тумуа (сущность Тумуа). Вдобавок он признал провидческие способности Туи Атуа Лейтеле, назвав его Лейтеле Лейите, то есть Лейтеле с пророческими способностями.

Титул Лейите сохранился и сегодня как один из титулов семьи Са Лейтеле.

Разрушительные действия войны: «Юли Потини призывает к миру

В более поздние века великая война между Туамасагой и двумя союзниками, Атуа и Аана, опустошила страну. Потерпев поражение, Малиетоа Уитуалаги и армия Туамасага нашли убежище в Ана-о-Сеуао в Са'анапу, Сафата. Силы Атуа и Ааны бросились в погоню и, прибыв к Ане, приготовились завершить свою победу, сожгив весь регион и уничтожив остальные войска Малиетоа.

Все готово для самой знаменитой из всех самоанских речей. Среди воинов Атуа был оратор (тулафале) Юли Потини из Фалефы; и он был тем, кто, пытаясь спасти народ Туамасага от нависшей им опасности, два полных дня и ночи говорил с неослабевающим рвением, умоляя лидеров Атуа и А'аны помиловать своих пленников. Его речь, однако, не была бескорыстным призывом, поскольку в пещере вместе со своим мужем Пулемагафой - оратором (тулафале) из Фангали'и (деревня в Туамасага) находилась дочь Юли и двое ее детей. Говорят, что дочь звали Талалауфала, а двоих ее детей звали Саламалеулу, девочка, и Фалефатаали, мальчик. Этот мальчик Фалефатаалии был единственным выжившим потомком Юли Потини мужского пола и после смерти Юли унаследовал бы его земли и титул. Согласно обычаю Самоа, его называли «o le gafa malō o Iuli», и его положение очень важно. Тогда Юли говорил так долго и с такой страстью, пытаясь спасти жизнь этого мальчика и таким образом сохранить его родословную. Замечательная речь Юли до сих пор помнят повсюду на Самоа в выражении «O se Iuli», которое используется по отношению к любому оратору, который говорит очень настойчиво и долго. Участок земли, на котором находится пещера, до сих пор известен как Потини в память о Юли.

Слова Юли были услышаны людьми Туамасага, и суть его речи была передана Малиетоа и другим вождям и ораторам в пещере. Пулемагафа тоже, должно быть, слышал историю о мольбе Юли, и, каким бы старым и слепым он ни был, он направился к входу в пещеру, ведомый своим сыном Фалефатаали'и. Пока он шел ощупью, на него нападали насмешки товарищей по плену, потому что для них он делал безнадежный жест. Однако он продолжал настаивать, пока не добрался до входа в пещеру, и расспросил своего сына, чтобы определить личности тех, кто снаружи, он произнес речь в ответ Юли, вождям и ораторам Атуа иАаны, умоляя об избавлении. Серьезный призыв Пулемагафы был официально принят, так как велика была неприязнь между враждующими округами, пока он не объявил, что Малиетоа готов заплатить в качестве выкупа (тогиола, что означает «цена жизни») острова Тутуила.. Такое предложение было с радостью воспринято, и вскоре большие парусные каноэ Атуа двинулись на восток, чтобы забрать приз, в то время как Малиетоа и его увядшие соратники вернулись в свои деревни. Этот знаменитый инцидент до сих пор вспоминается в пословице «Ua tosi fa'alauti le eleele o Tutuila» (Земля Тутуила была разорвана в клочья, как пряди местные юбки), и по сей день многие деревни называют и главными титулами Тутуила до сих пор является о. природы своего происхождения, прямо происходящих из области Атуа.

За свои усилия по прекращению конфликта Юли Потини был повышен от тулафале до тулафале-алии и получил звание Матуа от Моэ'оно и Лейтеле. Кроме того, его чашка для кавы называлась «Lau ipu lenei; lua po, lua ao »(Это ваша чашка кавы:« Две ночи и два дня »). Таким образом, подвиг его знаменитого предка до сих пор отмечается, и сегодня его потомок 'Иули продолжает править Фалефа вместе с Моэ'оно и Лейтеле.

Марш к независимости: Моэ'оно и движение мау

В первые дни движения мау алоали'и Луафалемана Моэоно Таэле ушел в отставку со своего поста в местной полиции администрации, чтобы помочь в усилиях по заручению национальной поддержки молодого движения за независимость.. Еще не заявили о своей единодушной поддержке Луафалемана Моэ'оно Та'эле было поручено возглавить флот фаутаси (каноэ) вместе с ораторами Уполу Тумуа, чтобы попросить поддержки Савайи. Решив прибыть в Сатупа'итеа вместо Сале'аула, Моэ'оно напомнил о более ранней поддержке Фалефа Мау а Пуле (ораторы Савайи руководили во время немецкой администрации, предшественника Движения Мау) и призвал Азиату провести Пуле (Ораторское государство Савайи и аналогично Уполу)) в ответ на свою солидарность объединились с ними, чтобы еще больше укрепить дело независимости.

сын, Моэ'оно Алай'аса Колио ОБЕ, позже станет одним из создателей Конституции нового независимого государства Западное Самоа.

Деревенский фоно: Фалефа, Фалелима и Фалефиту

Решение о созыве особого собрания деревенского фоно принимается 'Юли или Моэ'оно. Масштаб встречи рассматривается в зависимости от ситуации. Чаще всего встречаются встречи только в четырех деревнях Фалефа: Сагаполу, Салеапага, Гагаэмалаэ и Санону. По кругу участников можно выделить три типа встреч. В этом контексте слово фале означает под деревню. В таком случае фоно фалефа - это фоно, в котором участвуют только матаи из четырех деревень Фалефа. Фоно фалелима - это фон с четырьмя деревнями Фалефа и деревней Фалевао. Фоно фалефиту включает в себя все деревни, которые являются частью традиционного владения Фалефа, которое в себя четыре деревеньки Фалефа, Фалевао и две деревни Сауано и Салетеле в заливе Фагалоа.

Споры о праве собственности и споры

Споры по поводу титула Тупуа Тамасесе

Текущий владелец, Туи Атуа Тупуа Тамасесе Эфи. Назначен Айгой Са Фенунуивао Фалефа и Салани обладателем титула Тама Айга в 1986 году.

Фалефа и Тупуа Тамасесе имеют долгую историю, восходящую к тому времени, когда в Фалефе в 1550 году был установлен первый Тупуа. С точки зрения наследования титула, эта семья была одной из наименования спорных из всех семей Тама а 'Жига. Семейный консенсус решал преемники, а не суд. Однако эти дружеские отношения в итоге были разорваны в 1965 году, когда произошел серьезный раскол из-за преемника бывшего со-главы государства Самоа Тупуа Тамасесе Меа'оле, умер в 1963 году. Два двоюродных брата и сына предыдущих соперничали за титул и семья вынуждена обратиться в суд для урегулирования спора.

Семья не смогла прийти к согласию между двумя кандидатами, Леалофи IV, сыном убитого лидера мау Тупуа Тамасесе Леалофи III, и Туфугой Эфи, сыном бывшего со-главы государства Самоа Тупуа Тамасесе Меа'оле. Двое мужчин были двоюродными титулами, и их отцы оба носили титулы. После того, как обсуждения прекратились, оба были представлены отдельными церемониями разными политическими семьями Са Тупуа: Леалофи IV - Шига Саунуивао из Фалефы и Салани, и Туфуга Эфи - Шига о Маваега (из Фалеасиу и Асау в Савай) i) 'iga Sā Tuala из Фасито'ута. Инсталляция последней застала iga Sā Fenunuivao врасплох и сразу была встречена резким отказом.

Оба соответствовали критериям генеалогии, происходившему от их общего предка, Тупуа Фуявайлили. Тем не менее, Леало имеет преимущество, что получил единодушную поддержку со стороны Сига Са Фенунуивао, политической королевской семьи титула, на том основании, что его отец был старше отца Туфуги Эфи, а сам он старшим кандидатом. В последующем судебном разбирательстве назначение Леалофи IV было единодушно одобрено. Однако сторонники Туфуги Эфи вернулись в суд, чтобы выдвинуть еще две аргументы. Первоначально назначенными наследниками недавних владельцев. Шига Са Фенунуивао, но указал на свое право вмешиваться и принимать решения, особенно учитывая тот факт, что Са Фенунуивао сами были потомками, что также одобрило суд. Во-вторых сторонники Туфуги утверждали, что сопряженные титулы - Тупуа и Тамасесе - можно разделить на две части. Они утверждали, что имя тамасезе представляет собой самостоятельный титул, и призвали суд присудить титул тупуа Леалофи и титул тамасесе Туфуга Эфи. Однако судил этот аргумент на том основании, что без Тупуа Тамасесе не может считаться титулом и что Тупуа без Тамасесе лишит Тупуа звания тама а 'ига.

Суд постановил в пользу кандидата Шига Са Фенунуивао, Леало IV, который будет избран премьер-министром Самоа.

После смерти Тупуа Тамасесе Леалофи IV в 1983 году вопрос о преемнике снова был поднят с Тупуолой Эфи еще раз заявя свои претензии. Однако это потребовало бы согласия Шига Са Фенунуивао на его назначение. Однако Салани согласился, Фалефа и Луфилуфи выступили против. Несмотря на безвыходную ситуацию, Тупуола Эфи настаивал на своем иске и действовал без единодушной поддержки Сига Саунуивао. Утром в день церемонии его установки в Ваймосо общенациональная телекомпания Radio 2AP зачитала сообщение от Moe'ono того времени, Moe'ono Alai'asā Kolio, уведомляющее страну о том, что 'iga Sā Fenunuivao, а также лидеры Луфилуфи не санкционировали восхождение Тупуолы Эфи к титулу и не позволили продолжить церемонию на маоте, титулу, в Мулину'у ма Сеполата'эмо в Луфилуфи. Это снова свело на нет попыток Тупуолы Эфи завоевать титул.

В 1986 году Тупуола Эфи обратился к уже больному Моэ'оно Колио, чтобы попросить единодушного благословения Шига Са Фенунуивао. Несмотря на их первоначальный отказ, Фалефа и Луфилуфи в конце концовились. Таким образом, 'iga Sā Fenunuivao присоединился к' iga o Mavaega и 'iga Sā Tuala, чтобы присвоить титул Tupua Tamasese Тупуола Эфи на своей церемонии установки в Ваймосо в ноябре 1986 года, зарегистрировав титул под фамильными именами.

Однако право совместного присуждения было оспорено в суде, и главные семьи в клане Са Тупуа - Са Тупуа - Саунуивао, Са Туала и Айга о Маваега - оспаривали право владения этим титулом. Вопрос был окончательно урегулирован, когда в 1987 году суд постановил, что право присвоения титула Тупуа Тамасесе принадлежит исключительно Шига Саунуивао из Фалефы и Салани.

Линия наследования

Ле Афиога и ле Тама-а-'Āига о Са Фенунуивао, Тупуа Тамасесе

Король Тупуа Фуявайли, потомок царицы Саламасины, приемный сын короля Муагутутиа и Фенуивао, дочери Лейтеле

Король Афоа (побежден в единоборстве своим братом Галумалеманой. Впервые назван Афоафувале, «тот, кто восстает без уважительной причины».)

Король Галумалемана (Алоали как институт престолонаследия при Галумалемане))

Король Нофоасаефа (тиран, убит повстанцами в Савайи)

Король Ямафана (последний король, установленный Луфилуфи и старейшинами Атуа. ; королевский сан переходит к Тамафа)

1751 - 1830 гг.: Мэйаэфе Матаафа

1830 - 1860 гг.: Тупуа Мегагого

1860-е - 1891 гг.: Туи Аана Туи Атуа Тупуа Тамасесе Титимея (это первый раз, когда тамасесе используется вместе с титулом Тупуа)

1891 - 1915: Тупуа Тамасесе Леалоф и-о-а'ана Я, сын Тупуа Тамасесе Титимея.

1915-1918: Тупуа Тамасесе Леалофи-о-а'ана II, старший сын Тупуа Тамасесе Леалофи-о-а'ана I.

1918-1929: Тупуа Тамасесе Леалофи -о'а'ана III (лидер Мау, убит новозеландскими солдатами во время Черной субботы), младший брат Тупуа Тамасесе Леалофи-о-а'ана II

1929 - 1963: Тупуа Тамасесе Меа'оле (со-глава государства с Малиетоа Танумафили II после обретения независимости), младший брат Тупуа Тамасесе Леалофи-о-аана III

1963 - 1983: Туи Атуа Тупуа Тамасесе Леалофи-о-а'ана IV (это первый раз, когда Тамасесе официально оформлено как часть титула Тупуа) - третий премьер-министр Самоа, сын Тупуа Тамасесе Леалофи-о-аана III

1986 – настоящее время: Туи Атуа Тупуа Тамасесе Эфи (бывший премьер-министр и глава государства 2007-2017), сын Тупуа Тамасесе Меа'оле.

Тулафале-али: Ле Тофа и ле Матуа, Моэ'оно'оно, ле тама о ле ну'у

(Название, основанное в ранней доисторической эпохе: Записи до 1855 г. имеется в Суде по земельным и титульным делам, Самоа)

1855-1915: Моэоно Суфали Луафалемана Талигамайвалу.

1915–1916: Моэ'оно Фаита Тайлало

1916–1957: Луафалемана Моэ'оно Алай'аса Таэлеомоамоа (Таэле)

1957–1987: Моэоно Алай 'asā Kolio

1987 - 2018: Moe'ono Atoamafuaiupolu Tomanogi Penitito Alai'asā

2018 – настоящее время: вакантно

Tamāalii: Le Afioga ia Leutele, le tinā o Tupua

(Название, основанное в ранней доисторической эпохе: записи доступны в Суде по земельным и титульным делам, Самоа)

Leutele Malota I

Leutele Malota II

Leutele Упуолевавау

Лейтеле Фалетуи

Лейтеле Ва'афусу'ага Поутоа

Лейтеле Таумоумеа

Лейтеле Симаиле Туатагалоа

Лейтеле Луту

1940–2012: Leutele Tapusatele Keli Tuatagaloa

2012 – настоящее время: Vacant

Tulafale-ali'i: Le Tofa i le matua, 'Iuli

(Записи в суде по земельным и титульным делам, Самоа)

Иули Тапа

Иули Вени

Иули Сефо I

Иули Сефо II

Иули Полайлевао Салале Моанану

Юли Лааулиолемалиетоа Пол атаивао Леуатеа Шмидт

Алоали'и: Ле Афиога и ле Алоалии, Луафалемана

Луафалемана Лео

Луафалемана Тупуа Пута

Луафалемана Фагавале

Луафалемана Тауа'алетоа Талигамайвалу Леала'иасаланоа

Луафалемана Моэ'оно Алай'аса Та'элеомоамоа (Таэле)

(также награжден двумя другими держателями Луафалемана Таэле Моэ ono)

  • Луафалемана Аукуситино
  • Луафалемана Эсезе

Настоящее время: Вакантное

Население

Население Фалефа (за исключением трех других деревень, которые составляют фалефиту) составляет 1563 (перепись 2016 года).

К югу от деревенского поселения находится долина Фалефа, традиционная территория Фалефа к югу от соседней Лотофаги и на восток до залива Фагалоа.

Фаалупега: Хартия и приветствия Фалефы

Деревня фаалупега - это, по сути, серия приветствий, которые относятся к наиболее важным титулам и группам происхождения деревни или района. Он обеспечивает базовую схему его базовой иерархии и генеалогии примечаний, поэтому порядок упоминания обычно (но не всегда) релевантен, в зависимости от местоположения и контекста.

. Tulouna a le a'ai o Fonotī (le a ' ai o le Tupu) ma fale e fagafua

Maliu mai a oulua matua: 'Iuli ma Moe'ono

a Fulumu'a na falelimaa'I fetalaiga ia te oe le Aai

Тулуна a le putuputu o tagata o le Tui Atua

Afio mai Sā Fenunuivao

Afio mai Leutele o le tina o Tupua

Afio mai Lealaisalanoa o le tei o Tupua, o le tama a Malili e fa

Afio mai Alai'asa na fita I tuga

Afio mai Luafalemana o le Aloalii.

. Основная структура fa'alupega Фалефы, в ее наиболее сокращенной версии, состоит из трех основных частей, третья допускает несколько возможных вариации:

  1. ... 'Aiga ma aloali'i... вожди (букв. "семьи") и сын (Luafalemana) королевского вождя (Tupua)
  2. ... afio mai Са Фенунуивао... тебе, Са Фенунуивао (потомки Фенунуивао, семья Тупуа Тама sese)
  3. ... oulua matua, Iuli ma Moe'ono... вам, старшие главные ораторы, 'Iuli и Moe'ono (правители Фалефы)
  4. ... ma le putuputu o tagata o le Tui Atua... и собрание людей короля Атуа (или... ma le tofi fa'asolo i tagata o le Tui Atua)... и людей различного назначения короля Атуа

Важные имена и места в Фалефе

Малае Фоно

Моамоа, о ле туа о Лалогафу'афуа.

Лаоа о ле Матуа

Моэ'оно - Лалоаоа

'Юли - Нофопуле

Маота о Али

Лейтеле - Вай' ili'ili ma Fogāvaiuta

Lealaisalanoa - Vaie'e

Alai'asā - Gataivai

Suluvave - Malae

Sa'otama'ita'i

Лейтеле - Сайлау

Саланоа - Фенунуивао

Луафалемана - Салаина'олоа

Алайаса - Пунипуао

Сулуваве - Аоваа

См. Также

Ссылки

  1. ^«Закон о территориальных округах Самоа 1963 года». Институт правовой информации тихоокеанских островов. Архивировано из оригинала 5 июня 2011 г. Получено 18 декабря 2009 г.
  2. ^ Ле Мамеа, МК (1930). О ле Туси Фаалупега о Самоа: Савайи, Уполу, Маноно ма Аполима. Малуа, Самоа: Fale Lomitusi a le LMS. п. 84.
  3. ^ Эфи, Туи Атуа Тупуа Тамасесе Таиси Тупуола Туфуга (2009). Суэсуэ Маноги: В поисках аромата. Самоа: Центр исследований Самоа, Национальный университет Самоа. п. 35. ISBN 978-9789829002.
  4. ^ Tuimaleali'ifano, Morgan A. (19XX). (2006). О тама айга он политика наследования высших титулов Самоа. Институт тихоокеанских исследований Южно-Тихоокеанского университета. ISBN 978-982-02-0377-8. OCLC 494614506.
  5. ^ Кремер, Августин, 1865-1941 гг. (1999) [1994]. Острова Самоа: набросок монографии с особым вниманием к Немецкому Самоа. Гавайский университет Press. ISBN 0-8248-2219-6. OCLC 58450475. CS1 maint: несколько имен: список авторов (ссылка )
  6. ^ Meleisea, Malama. Meleisea, Penelope Schoeffel. (1994). Lagaga: a Краткая история Западного Самоа. Университет южной части Тихого океана. ISBN 982-02-0029-6. OCLC 59616555. CS1 maint: несколько имен: список авторов (ссылка )
  7. ^ Биман, Уильям О. (декабрь 1996 г.). «От грамматики к политике: лингвистическая антропология в деревне Западного Самоа.: От грамматики к политике: лингвистическая антропология в деревня Западного Самоа». Журнал лингвистической антропологии. 6 (2): 251–253. doi : 10.1525 / jlin.1996.6.2.251. ISSN 1055-1360.
  8. ^FP, Fonoti (1918). «КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЙОНА ФАЛЕАПУНА. - (СВЯЗАННО FONOTI. FP)». УНИВЕРСИТЕТ ВИКТОРИИ ВЕЛЛИНГТОНА - УЧЕТ ИСТОРИИ САффМОА ДО 1918 г.
  9. ^Мелейсеа, 1997, Шелмапаен; -28), «Открытие посторонних», Кембриджская история жителей островов Тихого океана, Кембрид ge Universit y Press, стр. 119–151, doi : 10.1017 / chol9780521441957.005, ISBN 978-0-521-44195-7
  10. ^ Тувале, Тео ( 1968). «Изложение истории Самоа до 1918 года». Университет Виктории в Веллингтоне. Проверено 6 января 2020 года.
  11. ^Мелейсея, Малама. Мелейсея, Пенелопа Шёффель. (1994). Лагага: краткая история Западного Самоа. Южнотихоокеанский университет. ISBN 982-02-0029-6. OCLC 59616555. CS1 maint: несколько имен: список авторов (ссылка )
  12. ^ So'o, Asofou (2008). Демократия и обычаи в Самоа: An Непростой альянс. Сува, Фиджи: IPS Publications University of the South Pacific. С. 9. ISBN 978-982-02-0390-7.
  13. ^Тамасесе, Туи Атуа Тупуа (июнь 1995 г.). «Тамафайга - шаман, король или маньяк? Появление Маноно *». Журнал тихоокеанской истории. 30 (1): 3–21. doi : 10.1080 / 00223349508572780. ISSN 0022-3344.
  14. ^ LC2440, 29 марта 1965 года. Суд постановил, что пуле титула Тупуа... принадлежит семье Са Фенунуивао из Фалефы и Салани.
  15. ^ Duranti, Alessandro, ed. (2005). Companion to Linguistic Anthropology Оксфорд, Великобритания: Blackwell Publishing Ltd. doi : 10.1111 / b.9781405144308.2005.x. ISBN 978-1-4051-4430-8.
  16. ^"Le ageagea o Tumua OBJECT | ЧАСТЬ КОЛЛЕКЦИИ ТИХОЙ КУЛЬТУРЫ". Музей Новой Зеландии: Те Папа Тонгарева.2002.
  17. ^ Пратт, Джордж, 1817-189 гг. 4. (2010). Самоанский словарь: английский и самоанский, а также самоанский и английский; с краткой грамматикой самоанского диалекта. Kessinger Publishing. ISBN 978-0-548-27759-1. OCLC 651046650. CS1 maint: несколько имен: список авторов (ссылка )
  18. ^Meleisea, Malama. Meleisea, Penelope Schoeffel. (1994). Lagaga: a Краткая история Западного Самоа. Университет южной части Тихого океана. ISBN 982-02-0029-6. OCLC 59616555. CS1 maint: несколько имен: список авторов (ссылка )
  19. ^Правительство Самоа, Правительство Самоа (2019). «КОНСТИТУЦИЯ НЕЗАВИСИМОГО ГОСУДАРСТВА САМОА» (PDF). Парламент Самоа.
  20. ^LC8384, стр. 1-4, 6 августа 1987 г.
  21. ^Meleisea, Малама (1987 г.). Создание современного Самоа: традиционная власть и колониальное управление в истории Западного Самоа. Сува, Фиджи: Институт тихоокеанских исследований Университета южной части Тихого океана. Стр. 175, 176. ISBN 9820200318.
  22. ^«Краткое изложение переписи 2016 г. № 1 Пересмотренная версия« Обзор населения и основные данные о домашних хозяйствах » (PDF). Статистическое бюро Самоа, 30 октября 2017 г. Архивировано из оригинального (PDF) 21 июля 2011 г. Источник 16 декабря 2009.
  23. ^Фриман, Дерек (1930). О ле туси фаалупега о Самоа: Савайи, Уполу, Маноно, Ма Аполима. Самоа: Л.М.С. Малуа.

Координаты : 13 ° 53'S 171 ° 33'W / 13,883 ° S 171,550 ° W / -13,883; -171,550

Последняя правка сделана 2021-05-20 09:40:46
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте