Беспокойство влияния - это тип литературной критики, созданный Гарольдом Блумом в 1973 году в его книга, Беспокойство влияния: Теория поэзии. Это относится к психологической борьбе стремящихся авторов преодолеть беспокойство, вызванное влиянием их литературных предшественников.
Теория страха перед влиянием - это Теория применялась главным образом к романтической поэзии начала девятнадцатого века. Ее автор, Гарольд Блум, утверждает, что теория имеет общее применение к изучению литературных традиций, начиная от Гомера и Библии до Томаса Пинчона и Энн Карсон в 20-м и 21-м веках.. Он основан прежде всего на убеждении Блума в том, что не существует такой вещи, как оригинальное стихотворение, что каждое новое сочинение - это просто неверное прочтение или неверное толкование более раннего стихотворения и что влияние неизбежно и неизбежно; все писатели неизбежно в той или иной степени перенимают, манипулируют или изменяют и усваивают определенные аспекты содержания или предмета, литературного стиля или формы у своих предшественников. Чтобы проиллюстрировать свою точку зрения, Блум цитирует Оскара Уайльда, отмечая, что:
«Влияние - это просто передача личности, способ раздачи того, что наиболее ценно для самого себя, и его использование порождает чувство, и оно может быть, это реальность утраты. Каждый ученик что-то отнимает у своего учителя ».
Вопреки общепринятым убеждениям, что литературное влияние предшественников может обеспечить чисто доброжелательную и вдохновляющую платформу для начинающих писателей, Блум считает, что это влияние также с противоположным эффектом. Он утверждает, что это может оказаться пагубным, поскольку это влияние вызывает у молодых писателей некое беспокойство, опасения или тревогу, поскольку они психологически борются с прошлыми литературными предками, чтобы создать нечто окончательное и оригинальное и добиться литературного признания и успеха. Блум приравнивает эту борьбу к семейной драме Фрейда; в частности, об эдиповом комплексе и отношениях сына с отцом, где начинающий писатель изображается как «сын» в битве против «отца»; литературный предшественник. Блум утверждает, что это заставляет поэтов или авторов совершать своего рода «творческое заблуждение»; где они должны искажать произведения своих литературных мастеров в попытке создать что-то революционное и новаторское. Авторы, победившие в этой борьбе, считаются «сильными», причем некоторые даже получают признание в той степени, в которой современник обладает потенциалом преодолеть время, а некоторых литературных предшественников читают в терминах их современных преемников. Напротив, писатели, которые не могут преодолеть эту тревогу по поводу влияния, считаются «слабыми», а их работы считаются явно производными и напоминающими работы более ранних литературных мастеров. Некоторые великие поэты, на которых опирается Блум, которые преодолели это беспокойство по поводу влияния, включают Вордсворт, Шелли и Уоллес Стивенс.
Чтобы определить влияние этой теории на литературу, Блум установил шесть «ревизионных соотношений», которые иногда основываются на модели защитных механизмов Фрейда. Эти соотношения показывают стадии развития страха влияния в связи с тем, как поэт или автор неверно интерпретирует и искажает произведение литературного предшественника в составе литературного текста.