. Анугита - древний санскритский текст, включенный в Книгу 14 (Ашвамедхика Парва ) Индуистский эпос Махабхарата. Анугита буквально означает Ану («продолжение, рядом, подчиненный») Гиты. Оригинал, вероятно, был составлен между 400 г. до н.э. и 200 г. н.э., но его версии, вероятно, модифицировались примерно в 15 или 16 веках. Индусы считают его приложением к Бхагавад-гите из Книги 6. Подобно этому, Анугита является одним из трактатов по Дхарме (этике, моральным заповедям). «Анугита» частично представляет собой пересказ некоторых этических предпосылок Бхагавад-гиты через легенды и басни, а не очищенную философию, найденную в Бхагавад-гите.
Он содержит резюме Вайшампаяны, который слышал и запомнил Кришна беседует с Арджуной после окончания войны Махабхараты. Они обсуждают различные темы этики и морали, а также природы существования. Это один из множества подобных диалогов и дебатов, которые можно найти в Махабхарате. Текст, состоящий из тридцати шести глав (с XVI по LI) его Книги 14, содержит многие теории, встречающиеся в древних Мухья Упанишадах. Например:
Anugita содержит разделы о том, что составляет обязанности хорошего человека. Например, в главе 23 говорится о лучших качествах и обязанностях добра:
Радость, удовольствие, благородство, просвещение и счастье также, отсутствие скупости, отсутствие страха, удовлетворенность, вера, прощение, храбрость, безобидность (ахимса ), уравновешенность, истина, прямолинейность, отсутствие гнева (акродха ), отсутствие клеветы, чистота, ловкость, доблесть. (...) Лишенный представления о том или ином моем, лишенный эгоизма, лишенный ожиданий, уравновешенный везде, не исполненный желаний, быть таковым - это вечный долг добра.
— Анугита, переводчик: Кашинатх Тримбак ТелангАнугита существует во многих версиях, с 36 или менее главами, причем многие главы содержат перекрывающееся содержание. Оригинал, вероятно, древний, но текст редактировался, исправлялся, вставлялся и реорганизовывался в главы за всю его историю. Согласно Ф.Э. Холлу, утверждает Теланг, сохранившаяся североиндийская версия, по всей вероятности, была пересмотрена в 16 веке нашей эры или позже. Части и термины, относящиеся к кастам и запутанным изменениям в баснях в некоторых рукописях, например, в заявлении Теланг, являются вставками позднего средневековья.
Анугита имеет большое значение, поскольку идеи и этические точки зрения оригинала цитируются учеными различные школы индуистской философии, такие как начало 8 века Ади Шанкара и 15 век Виджнанабхиксу. Ученые обсуждали, были ли этические теории в Анугите под влиянием буддизма или джайнизма, или же их теории заимствованы у Анугиты. Согласно Максу Мюллеру, хотя и схоже, учитывая свидетельства и детали их соответствующих теорий, невозможно утверждать ни то, ни другое.
Ученые обычно считают, что Анугита, вероятно, был гораздо более поздним помимо Махабхараты, чем древняя Бхагавад-Гита, и что учения между двумя текстами сильно различаются по деталям и философским основам.