Анакс

редактировать
Древняя надпись [...] Ι ϜΑΝΑΚΤΙ ([...] i wanakti, "царю") на керамическом фрагменте, здесь изображенном в перевернутом виде; изображен также воин с копьем и верхом на коне.

Анакс (греч. : Ἄναξ; от раннего ϝάναξ, wánax) - древнегреческое слово для обозначения «вождь племени, господин, (военный) вождь». Это один из двух греческих титулов, традиционно переводимых как «царь», другой - василевс, он унаследован от микенской Греции и, в частности, используется в гомеровском греческом, например для Агамемнона. Женская форма - анасса, «королева» (ἄνασσα, от wánassa, сама от * wánakt-ja).

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 См. Также
  • 3 Ссылки
  • 4 Дополнительная литература

Этимология

Слово анакс происходит от корня wanakt- (именительный падеж * ϝάνακτς, родительный падеж ϝάνακτος) и встречается в микенском греческом, написанном на линейном Письмо B как 𐀷𐀙𐀏, wa-na-ka, и в женской форме как 𐀷𐀙𐀭, wa-na-sa (позже ἄνασσα, ánassa). дигамма ϝ произносилась и была отброшена очень рано, еще до принятия финикийского алфавита, восточными греческими диалектами (например, ионный греческий ); другие диалекты сохранили дигамму далеко после классической эпохи.

Слово Анакс в Илиаде относится к Агамемнону (ἄναξ ἀνδρῶν, то есть «вождь людей») и к Приаму, верховным царям. которые господствуют над другими, предположительно меньшими королями. Эта возможная иерархия одного «анакса», обладающего властью над несколькими местными «базилеями», вероятно, намекает на протофеодальную политическую организацию эгейских цивилизаций. Линейное письмо B прилагательное 𐀷𐀙𐀏𐀳𐀫, wa-na-ka-te-ro (wanákteros), «царского царского дома», и греческое слово ἀνάκτορον, анакторон, « царский [жилище], дворец "происходят от анакс. Анакс также является церемониальным эпитетом бога Зевса («Зевс Анакс») в его качестве повелителя Вселенной, включая остальных богов. Значение basileus как «царь» в классической Греции связано с изменением терминологии во время греческого средневековья. В микенские времена a * gʷasileus, по-видимому, был чиновником более низкого ранга (в одном случае - главой профессиональной гильдии), в то время как у Гомера Анакс уже был архаичным титулом, больше подходящим для легендарных героев и богов, чем для современных королей..

Греческий титул сравнивают с санскритом vanij, словом, означающим «торговец», но в Ригведе когда-то использовалось как титул Индры. Тогда это слово могло быть от протоиндоевропейского * wen-aǵ-, примерно «приносящий добычу» (сравните этимологию господина, «дающий хлеб»). Однако Роберт Бикс утверждает, что убедительной этимологии IE не существует, и термин, вероятно, происходит от догреческого субстрата.

Это слово встречается как элемент в таких именах, как Hipponax («царь коней»), Анаксагор («царь агоры »), Плейстоанакс («царь множества»), Анаксимандр («царь поместья»), Анаксимен («стойкий царь»), Астианакс («верховный царь», «властитель города») Анактория ( «царственная [женщина]»), Ифианасса («могущественная царица») и многие другие. Архаичное множественное число Ánakes (Ἄνακες, «Короли») было обычным отсылкой к Диоскуроям, чей храм обычно назывался Anakeion (Ἀνάκειον) и их ежегодным религиозным праздником Anákeia (Ἀνάκεια)).

Слова ánax и ánassa иногда используются в новогреческом как знак уважения к королевской семье, тогда как слово anáktoro [n] и его производные обычно используются в отношении дворцов.

См. Также

Ссылки

Дополнительная литература

  • Хаскелл, Халфорд У. «Ванакс - Ванакс: региональная торговля Узоры на микенском Крите ". Дополнения Hesperia 33 (2004): 151-60. www.jstor.org/stable/1354067.
  • Хукер, Джеймс Т. (1979). "Wanax в линейных текстах B". Кадмос. 18 (2): 100–111. doi : 10.1515 / kadm.1979.18.2.100. ISSN 0022-7498.
  • Килиан, Клаус (1988). «Возникновение идеологии Wanax в микенских дворцах». Оксфордский журнал археологии. 7(3): 291–302. doi : 10.1111 / j.1468-0092.1988.tb00182.x.
  • Ндой, Малик. Grandeur et décadence des anaktes dans les poèmes homériques. В кн.: Тройка. Parcours антиквариат. Mélanges предлагает Мишеля Воронова, том 1. Безансон: Институт наук и методов антиквариата, 2007. стр. 73–84. (Коллекция «ISTA», 1079) [www.persee.fr/doc/ista_0000-0000_2007_ant_1079_1_2657]
  • Полдруго, Флориана. "LA PERSISTENZA DELLA FIGURA DEL" WANAX "MICENEO A CIPRO IN ETÀ STORICA." Studi Classici E Orientali 47, no. 1 (2001): стр. 21-51. www.jstor.org/stable/24186872.
  • Перпиллу, Жан-Луи. Le wanax entre actif et moyen. В: Autour de Michel Lejeune. Actes des journées d'études Organisées à l'Université Lumière Lyon 2 - Maison de l'Orient et de la Méditerranée, 2-3 февраля 2006 г. Лион: Maison de l'Orient et de la Méditerranée Jean Pouilloux, 2009. стр. 153 -167. (Коллекция de la Maison de l'Orient méditerranéen ancien. Série philologique, 43) [www.persee.fr/doc/mom_0184-1785_2009_act_43_1_2658]
  • Палаима, Томас Г. (1995). «Природа микенского Wanax: неиндоевропейское происхождение и священнические функции». В Rehak, Paul (ed.). Роль правителя в доисторическом Эгейском море. Aegaeum. 11 . Льеж: Университет, История искусства и археологии античной Греции. С. 119–139. ISBN 90-429-2411-X.
  • Шон, Роберт. «Перераспределение в эгейских дворцовых обществах. По назначению Его Величества Ванакса: товары с добавленной стоимостью и перераспределение в микенских дворцовых экономиках». Американский журнал археологии 115, вып. 2 (2011): 219-27. По состоянию на 11 мая 2020 г. doi: 10.3764 / aja.115.2.0219.
  • Willms, Lothar (2010). «Об IE этимологии греческого (w) anax». Глотта. 86 : 232–271. JSTOR 41219890.
  • Ямагата, Наоко (1997). «ναξ и βασιλεύς у Гомера». Classical Quarterly. 47(1): 1–14. doi : 10.1093 / cq / 47.1.1. ISSN 0009-8388.
Последняя правка сделана 2021-06-10 22:43:27
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте