Александр Унинский (украинский : Олекса́ндр Юні́нський; Русский : Александр Юнинский, романизированный : Александр Юнинский, произносится как You-nin-skee; Киев, 2 февраля [О.С. 20 января] 1910 г. - Даллас, 19 декабря 1972 г.) был американским пианистом-классиком украинского происхождения.
Александр Юнинский был родился в Киеве (тогда в Российской Империи, теперь в Украине ). Первоначально он обучался игре на фортепиано в консерватории, открытой в 1913 году, и среди других выпускников которой были Владимир Горовиц и Александр Браиловский.
. Впоследствии он переехал в Париж в 1923 году., где он учился у Лазара Леви. Ему была присуждена первая премия консерватории по классу фортепиано. В 1932 году он выиграл второй Международный конкурс пианистов имени Фредерика Шопена. Фактически, Унинский разделил первое место со слепым венгерским пианистом Имре Унгаром, и судьи решили присудить победу на основании подбрасывания монеты. Унгар проиграл.
В 1955 году он занял преподавательскую должность в Музыкальной консерватории Торонто, где среди своих учеников он числился канадским композитором Брюсом Мэзером. Мазер почтил память своего учителя в произведении 1974 года «Памяти Александра Унинского
. Впоследствии он преподавал в Южном методистском университете в Далласе, Техас. Среди его учеников Джеффри Суонн, Дэвид Морган, Кармен Альварес, Боаз Хейлман, доктор Генри Доски, Дэвид Голуб и Дубравка Томшич Среботняк.
Свой последний концерт он сыграл в Сан-Хосе, Коста-Рика, 19 октября 1972 года на праздновании 75-летия Национального театра. Он исполнил Концерт для фортепиано № 1 Opus 23 Чайковского с Коста-риканским национальным симфоническим оркестром под управлением Джеральда Брауна. У него был запущенный артрит.
Два месяца спустя, 19 декабря 1972 года, он покончил жизнь самоубийством в Далласе, штат Техас, в возрасте 62 лет.
Юнинский был быстро подписан в начале 1950-е годы - недавно созданной звукозаписывающей компанией Philips. Его игра Шопена хорошо представлена в его записях, включая полные Études, записанные в 1950-х годах, полные Mazurkas и Impromptus, записанные с 1959 по 1971 год - скерцо и вальсы, а также фортепианные концерты. Среди других его записей - произведения Листа.
Его стиль очень напоминает Никиту Магалов, который испытал такое же влияние дореволюционной России и послереволюционного Парижа. Его игра несентиментальна и элегантна, но с rubato, который отмечает, что он пришел из эстетики начала двадцатого века. Неудивительно, что его чистая, трезвая игра произвела впечатление на жюри второго конкурса Шопена, который был основан для борьбы с манерными, виртуозными традициями игры Шопена, которые были отмечены в конце 19 века. Признак «современности» игры Унинского исходит из комментария Дину Липатти в обзоре, который он написал в 1937 году для Libertatea, в котором он говорит: «Как это возможно, что Эмиль Зауэр должен играть в маленьком Salle Érard, несмотря на его славное прошлое, когда Браиловский или Унинский может взять с собой Salle Pleyel ? "
Александр Унинский - Интервью на французском языке 1961 года на YouTube