Александр Кемурджян

редактировать
Александр Кемурджян
Александр Кемурджиан.png
Родился(1921-10-04) 4 октября 1921 года. Владикавказ, Горная АССР, Советская Россия
Умер25 февраля 2003 г. (2003-02-25) (81 год). Санкт-Петербург, Россия
Национальностьармянин
ГражданствоСоветский Союз
Alma materМосковское высшее техническое училище им. Баумана
Известенпроектированием Луноход-1, первое освоение космоса марсоход
Научная карьера
ПоляМашиностроение
УчрежденияВНИИ-100 (ВНИИТрансмаш)

Александр Леонович Кемурджян (русский : Александр Леонович Кемурджиан; армянский : Ալեքսանդր Քեմուրջյան; 4 октября 1921 - 25 февраля 2003) был советским Армянский инженер-механик, проработавший в институте ВНИИТрансмаш большую часть второй половины ХХ века. Наиболее известен благодаря разработке Лунохода 1, первого в истории планетохода для освоения космоса.

Содержание
  • 1 Ранняя жизнь
  • 2 Карьера
    • 2.1 Работа с луноходами
    • 2.2 Работа над спускаемым аппаратом на Марс
  • 3 Поздние годы и смерть
  • 4 Признание
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Библиография
  • 8 Внешние ссылки
Молодость

Кемурджян родился армянскими родителями 4 октября 1921 года во Владикавказе, ныне столице Северной Осетии. Его отец (1898 г. р.) И мать (1901 г. р.) Были добровольцами в Гражданской войне в России с 11-й Красной Армией, которая оказалась во Владикавказе. на момент его рождения. Его армяно-турецкие бабушка и дедушка по отцовской линии были из Трапезунда, которые поселились в Батуми в конце 19 века. Его мать была из Ростова-на-Дону. Его семья поселилась в Баку, Советском Азербайджане, когда ему было 5 лет. Он вырос там и считал Баку своим родным городом. Его неквалифицированные родители жили в плохих условиях. В 1939 году он начал работать русским диктором на Азербайджанском радио.

. В 1940 году поступил в Высшее техническое училище им. Баумана в Москве. С началом Восточного фронта Второй мировой войны в 1941 году ему и другим курсантам танкового отделения было поручено ремонтировать поврежденные танки до тех пор, пока институт не будет эвакуирован в Ижевск.. В начале 1942 года он пошел добровольцем в Советскую Армию. Участвовал в боях на Курске, на Днепре и в Висло-Одерском наступлении. Служил в 162-й стрелковой дивизии НКВД. К моменту демобилизации в 1946 году дослужился до звания старшего лейтенанта. За заслуги перед ним был награжден орденом Мужества, орденом Красной Звезды (1944 г.), Орден Отечественной войны (1945, 1995), Орден Почета и Медаль «За боевые заслуги». Из-за разрухи, вызванной войной, Кемурджян окончил факультет гусеничных машин Высшего технического училища им. Баумана в 1951 году, примерно через 11 лет после поступления.

Карьера

В 1951 году Кемурджян начал работать во Всесоюзном научно-исследовательском институте № 100 на базе Ленинграда (ВНИИ-100, ныне ВНИИТрансмаш ), «основной специализацией которого было строительство. танки для Советской Армии ». Исследования Кемурджяна были сосредоточены на бесступенчатой ​​трансмиссии в гусеничных машинах. В 1957 г. защитил диссертацию кандидат наук. С 1959 года Кемурджян руководил исследованиями транспортных средств на воздушной подушке (судов на воздушной подушке).

Кемурджян является автором 200 научных публикаций (в основном статей, около шести монографий) и запатентовал 50 изобретений.

Работа над луноходами

В период с 1963 по 1973 год Кемурджян возглавлял бригаду по разработке шасси для программы Луноход. Его команда разработала как Луноход-1 (1970), так и Луноход-2 (1973). В 1969 году назначен заместителем директора - главным конструктором ВНИИТрансмаш. Под его руководством институт стал лидером космической транспортной техники. В 1971 году он стал доктором технических наук после защиты диссертации, основанной на его работе на Луноходе 1. В 1977 году он был назначен профессором.

Кемурджян лично интересовался космическими полетами и «дистанционно управляемыми космическими зондами», что было известен Сергею Королеву. В сентябре 1963 года Королев встретился с инженерами ВНИИТрансмаш, чтобы обсудить возможности создания луноходов. Эскизы первого лунохода были завершены к сентябрю 1965 года. Кемурджян представил основной доклад о возможности создания лунохода. Георгий Бабакин, директор ОКБ Лавочкина, и Кемурджян. работал в тесном сотрудничестве над проектированием Е-8 в 1966 году. В 1967 году был разработан окончательный проект лунохода и построен прототип. Ранние модели были отправлены на Луну на Luna 11, Luna 12 (1966) и Luna 14 (1968). Луноход-1, доработанный вариант, был разработан Кемурджяном и Бабакиным. Кемурджяну приписывают звание главного конструктора самоходного шасси Лунохода-1.

Луноход-1 был доставлен на Луну Луной-17, который был запущен 10 ноября и приземлился на Луне 17 ноября 1970 года. Это был «первый успешный марсоход, работавший за пределами Земли» и «первый самоходный аппарат без экипажа, работавший на Луне». Он весил 756 кг (1667 фунтов), имел длину 4,42 м (14,5 футов) и высоту 1,92 м (6 футов 4 дюйма). В нем были камеры, передатчики и научные инструменты. Робот с дистанционным управлением проехал около 10,54 км (6,55 миль) за 10 месяцев и отправил обратно около 20 000 фотографий и 200 панорам. Он также провел более 500 испытаний лунного грунта.

Работа над спускаемым аппаратом на Марс

Ровер Prop-M

Посадочные аппараты M71 - Марс 2 и Марс 3 - запущенные в 1971 г., оба несли небольшого шагающего робота под названием ПрОП-М (ПрОП-М, Прибор оценки проходимости - Марс, «прибор для оценки передвижения по пересеченной местности».), разработанный Кемурдзяном во ВНИИТрансмаш.

Более поздние годы и смерть

В ответ на Чернобыльскую катастрофу Кемурджян возглавил группу исследователей, которые в мае 1986 года разработали робот STR-1 (СТР-1) для поддержки ликвидаторов Чернобыля для исследования и очистки территории. В Чернобыле он подвергся чрезмерному воздействию радиации и лечился в московской больнице от лучевых ожогов.

Кемурджян вышел на пенсию в 1998 году. В 2000 году он стал одним из основателей Санкт-Петербургского отделения Российская академия космонавтики (СТПБ РАК). В ноябре 2000 г. он был главным спикером на праздновании 30-летия собрания «Луноход» в Большом драматическом театре им. Товстоногова. Его последнее появление на публике состоялось в середине января 2003 года. Через несколько дней он получил перелом бедра и был госпитализирован. Умер в Санкт-Петербурге 24 или 25 февраля 2003 года. Похоронен на Смоленском армянском кладбище в Санкт-Петербурге.

Признание

Кемурджян признан «основоположник русской школы дизайна планетоходов». За свои работы на луноходах Кемурджян получил Ленинскую премию в 1973 году. Малая планета, открытая 26 августа 1976 года Николаем Черных в Крымской астрофизической обсерватории получил имя 5933 Кемурджян. Он был членом Планетарного общества, Европейского союза геонаук и других ученых обществ. Документы, фотографии и другие архивные материалы по Кемурджяну хранятся в Российском государственном архиве научно-технической документации.

Маленков охарактеризовал его следующим образом: «Остроумный ум, сообразительность и мгновенная реакция во всем, в том числе и на неожиданные, ситуации; профессионализм, энциклопедическая эрудиция, целеустремленность и трудолюбие, помноженные на безграничную энергию; природные качества лидера любого собрания людей или экспертов, собранных случайно или в силу производственных отношений; обаятельного собеседника, поэта и великий рассказчик... "

См. также
Ссылки
Примечания
Цитаты
Библиография
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-10 21:06:58
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте