Агесандр Родоса

редактировать
Лаокоон и его сыновья Агесандра, Афенодора и Полидора

Агесандр (также Агесандрос, Hagesander, Hagesandros или Hagesanderus; древнегреческий : Ἀγήσανδρος или древнегреческий : Ἁγήσανδρος) был одним или, что более вероятно, несколькими греческими скульпторами с острова Родос, работавший в первых веках до нашей эры и н.э., в стиле позднего эллинизма «барокко». Если и было более одного скульптора по имени Агесандр, они, скорее всего, были связаны друг с другом. Очень важные работы групп Лаокоона и его сыновей в Музеях Ватикана и скульптуры, обнаруженные в Сперлонге, подписаны тремя скульпторами, включая Агесандр.

Содержание
  • 1 Скульптуры
  • 2 Надписи
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки
Скульптуры

Имя Агесандр встречается в древней литературе только у Плиния Старшего, но встречается в нескольких надписях, хотя между ними они, безусловно, относятся к ряду разных лиц. До открытия в Сперлонга в 1959 году была известна только одна работа, выполненная Агесандром, хотя это одна из самых известных из всех классических скульптур. Плиний отмечает, что вместе с Афинодором и Полидором Агесандр изваял Лаокоона и его сыновей, хотя современные историки искусства обычно рассматривают это трио как «высококлассных переписчиков» или как работающих в стиле пергамского барокко. двумя веками ранее.

"Сцилла группа" из скульптур Сперлонги. Подписи высечены на носу корабля.

В 1959 в Сперлонге был обнаружен очень большой набор скульптур, которые сейчас хранятся в созданном для них музее. Одна часть, носовая часть корабля группы «Сцилла », была подписана теми же тремя именами, на этот раз именами их отцов, но в другом порядке. Сперлонга - это классическая спелунка, упомянутая Тацитом и другими, на побережье между Римом и Неаполем, где у императора Тиберия была знаменитая вилла. Тиберий был почти убит, когда грот со статуями обрушился в 26 году нашей эры, как рассказывает Тацит, поэтому они должны были появиться раньше. Скульптуры состоят из тысяч фрагментов, и продолжается реконструкция более мелких частей, несмотря на многочисленные научные споры. Все сцены представляют собой истории Одиссея и выполнены в стиле, аналогичном лаокоонскому, но со многими существенными различиями, не в последнюю очередь по качеству, неровности, но, как правило, гораздо более низкого мастерства и завершения (группа также значительно больше). И работы Сперлонги, и Лаокоон, вероятно, были созданы в Италии для очень богатых римских покровителей, скорее всего, из императорского круга; Позже они определенно принадлежали императорской семье, поскольку Плиний говорит, что лаокоон принадлежал императору Титу в его дни.

Надписи

Плиний назвал Агесандра первым художником Лаокоона, затем Афинодоросом, но в «подписной» надписи на Сперлонге его имя стоит на втором месте после Афинодора., который есть «Афинодорос, сын Агесандра». Остальные - «Агесандрос, сын Паиония» (Паионий - редкое имя) и «Полидорос, сын Полидора». Считается, что в таких случаях последовательность имен определялась строгим старшинством, и, за исключением простой ошибки Плиния, это не может быть один и тот же Агезандр и у Плиния, и у Сперлонги. Для родосцев было обычным делом носить имена в честь своих дедов, причем одни и те же имена сменяли друг друга на протяжении многих поколений на протяжении нескольких столетий. В надписи на основании статуи в Линдосе, твердо датированной 42 г. до н. Э., Упоминается «Афенодор, сын Агесандра», но опять же неясно, как эти два имени соотносятся с другими упоминаниями - фактически оба имена были очень распространены на Родосе, хотя и нечасто в других местах. Напротив, Полидор, последнее имя в обеих надписях, обычно является обычным греческим именем, но в гораздо меньшей степени на Родосе, и как скульптор, кажется, известен только от Плиния, тогда как Афинодор был явно известен, записан на нескольких основаниях для скульптур (все найдены или записанные отдельно от их скульптур), скорее как ярлык или подпись, чем подпись. В некоторых он снова «Афинодор, сын Агесандра». Это также имя священника, записанное в надписи в Линдосе, датируемой 22 годом до нашей эры, где также упоминается возможный брат «Агесандр, сын Агесандра»; любой из них, возможно, тоже был скульптором, или нет.

Центральная группа скульптур Сперлонги, с ослеплением Полифема

«Агесандрос, сын Пайониоса» встречается в других почетные надписи, в том числе очень величественная на Родосе, в которой перечислено более двадцати родственников, а родным отцом Пайони является еще один агесандр. Э. Э. Райс говорит, что эту надпись можно довольно точно датировать «14 ок. 60–50 гг. До н.э., вероятно, ближе к 50 г. до н.э.», и отождествляет Агесандроса со скульптором Сперлонги. В качестве примера распространения этих имен, другой «Агесандр, сын Агесандра, сын Афинодора» записан как военный на Родосе и, вероятно, родился около 120 г. до н.э., но нет никаких доказательств, связывающих его с скульптурой.

Одна из возможностей состоит в том, что одно или оба трио, содержащих Агесандра, носили те же имена, что и скульпторы более раннего периода, возможно, как члены той же семьи или традиции мастерской.

Споры по поводу общего дата жизни Агесандра или жизней различных жителей Агезандра никогда не была установлена; Ранее это обсуждалось на основе художественного стиля, но теперь в игру вступили свидетельства надписей. Историк искусства 18 века Иоганн Иоахим Винкельман был уверен, что как скульптор группы Лаокоона он был современником Лисиппа в IV веке до нашей эры; другие поместили его еще в 70-е годы нашей эры, в правление Веспасиана. Смерть Плиния в извержении, разрушившем Помпеи в 79 г. н.э., обеспечивает terminus ante quem для Лаокоона, так же как разрушающийся грот в Сперлонге в 26 г. н.э. делает для этих работ. Согласно современному мнению ученых, вероятными временными рамками для этих работ являются период между 50 г. до н.э. и 70 г. н.э., хотя по поводу более точной датировки продолжаются оживленные споры: французская статья 1997 года называлась «Un conflit qui s'éternalise: La guerre de Sperlonga», или «Конфликт, который становится бесконечным: война Сперлонги».

Райс делает уверенное и удобное, но, возможно, необоснованное предположение, что только один Афинодорос, сын Агесандра, занимался скульптурой и что он подписал статуя Линдоса в 42 г. до н.э. - престижный заказ, который вряд ли достанется молодому художнику. Реконструируя свою предполагаемую и предполагаемую карьеру известного скульптора, Афинодорос процветал примерно до 10 г. до н. Э., Работая в Италии, возможно, большую часть последней части своей карьеры. Незадолго до примерно 10 г. до н.э. он был первым скульптором Лаокоона, вероятно, при своем отце Агесандросе, а позднее был ведущим скульптором Сперлонги. Вероятно, он также был родственником Сперлонги Агесандра, сына Пайониоса, хотя этот Агесандр не был его отцом, и Райс не предполагает, как мог вписаться Сперлонга Агесандр (второе имя, указанное в надписи там).

Примечания
Ссылки
  • Бордман, Джон изд., Оксфордская история классического искусства, 1993, OUP, ISBN 0198143869
  • Rice, EE, "Prosopographika Rhodiaka", Ежегодник Британской школы в Афинах, Vol. 81, (1986), стр. 209–250, JSTOR
Последняя правка сделана 2021-06-09 17:02:29
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте