Научное богословие

редактировать

Научное богословие- это набор из трех книг Алистера МакГрата, в которых исследуются параллели между рабочие предположения и методы христианского богословия и естественных наук. Научное богословие также является «рабочим названием» проекта, положившего начало трилогии. Работе предшествуют три тома, которые Макграт описывает как «вехи» в развитии его научного богословия : «Генезис доктрины: исследование основ доктринальной критики», «Основы диалога в науке и религии». и Томас Ф. Торранс : интеллектуальная биография. Позднее трилогия была обобщена в «Науке о Боге». МакГрат работает над «научной догматикой », которая будет иметь дело с содержанием христианского богословия, следуя методу, разработанному в трилогии.

Содержание
Понятие «научное богословие»

Обзор

По крайней мере, со времен апологетов 2-го века христианское богословие стремилось соотнести себя с основными интеллектуальными тенденциями. В более ранние периоды это означало связь с платонизмом и аристотелизмом. Но по мере того, как эти философские системы приходили в упадок под возрастающим влиянием натурфилософии (позже «науки»), христианское богословие все больше сосредотачивалось на взаимодействии с естественными науками.

Это участие в конечном итоге привело к идее, что христианское богословие сам по себе должен быть «научным», и в начале 20 века призывы к «научному богословию» делались. На этот призыв ответили по-разному.

Эти различные подходы к «научному богословию» можно условно разделить на «методологические» или «доктринальные» в зависимости от их основной направленности. Однако эти опасения ни в коем случае не исключают друг друга.

«Методологический» подход связан с практикой богословия в «научной» манере и фокусируется на четком формулировании допущений, методов и связанных мыслеформ, которые следует принимать во внимание при построении догматических формулировок.

«Доктринальный» подход касается взаимосвязи научного и доктринального содержания и фокусируется на формулировании христианского богословия в контексте конкретных научных теорем.

Подход МакГрата к «научному богословию»

Под «научным богословием» МакГрат не подразумевает попытку примирить определенные христианские верования с конкретными научными теоремами. Такие усилия он считает бессмысленными, потому что они устаревают с развитием науки. Скорее, Макграт стремится опираться на проверенные предположения и методы естественных наук, чтобы информировать практику христианского богословия.

Такой подход основан на фундаментальной вере в то, что христианское богословие стремится описать одного и того же Бога. кто (каким-либо образом) создал естественный порядок, который естественные науки стремятся описать. Предполагается, что богословское исследование реальности может быть основано на подходе, принятом в научном исследовании реальности.

Очень важно различать уровни реальности, чтобы каждый уровень исследовался согласно соответствующим методам. На этом основании реальность Бога и случайная реальность созданного порядка рассматриваются как отдельные, но все же связанные уровни реальности. Важно отметить, что это не рассматривается как самоочевидная истина, но признается как утверждение христианского богословия, основанное на откровении.

Это христианское понимание откровения как раскрытия цели реальность, которая, по мнению Макграта, оправдывает утверждения о соответствии между предположениями и методами христианского богословия и естественных наук. Он утверждает, что так же, как естественные науки - это исследование объективной реальности естественного порядка, христианское богословие - это исследование (открытой) объективной реальности Бога.

Христианское богословие и естественные науки, следовательно, , являются ответом на реальность и, следовательно, должны идти апостериори, то есть от наблюдений (т.е. выявленных или естественных данных соответственно) к догмам / теоремам.

В идеале ни одна из дисциплин не смешивает свои теоретические конструкции с реальностью, в которой она стремится описать. Оба должны критически относиться к своим догмам / теоремам и постоянно проверять их. Для христианского богословия это означает постоянную оценку христианской веры и практики в сравнении с откровением Бога в Иисусе Христе, «воплощенном слове».

В этой работе Макграт обязуется придерживаться подхода, который пытается избежать использования современных взглядов на религия в трудах выдающихся Яна Барбура и Артура Пикока, придерживаясь классической христианской богословской формулировки (т. е. традиционной кредальной христианской ортодоксии), что по МакГрату ближе к Джону Полкингхорну. Также, когда речь идет о христианстве и науке, три тома подчеркивают условность научного понимания, открытий и заключений. Такая условность сильно отличает отношение христианства к науке от отношения христианства к вполне устоявшимся взглядам, таким как платонизм и аристотелизм.

Обоснование

Комментируя, что "[w] ring on метод немного похож на прочистку горла перед началом лекции. Продолжать можно только до тех пор, пока аудитория не станет немного беспокойной ». МакГрат ясно дает понять, что методологические проблемы «Научного богословия» представляют собой обширную подготовку к развитию систематического богословия, построенного в соответствии с методологическими основами трилогии.

«Научное богословие» задумано МакГратом как экуменическое и ценное. для католиков, православных, протестантских и евангелических читателей.

В связи с вероучением МакГрата, «Научное богословие» является «систематическим богословским трудом».

Именно из-за объема работы, МакГрат почувствовал, что его побудило подготовить небольшой том Наука о Боге, который «предназначен для ознакомления более широкой читательской аудитории с отличительными темами и акцентом этого научного богословия»

По сути, трилогия является очень амбициозный проект, цель которого заложить методологическую основу для дальнейшего богословского размышления. При исполнении сам МакГрат признает, что он несколько не достигает своей цели. В заключении к третьему тому он объясняет;

Процесс реализации того, что в 1976 году казалось блестящей идеей, оказался гораздо более трудным, чем я предполагал, а его исполнение менее удовлетворительным, чем я ожидал. Первоначально мне казалось, что огромный объем, предлагаемый этими тремя томами, будет более чем достаточным для решения вопросов, которые, как я знал, должны были быть решены при формулировании связного и правдоподобного видения «научного богословия».... [однако] то, что я надеялся, могло быть обширным обсуждением центральных методологических вопросов, оказалось довольно поверхностным; то, что я надеялся стать близким чтением основополагающих текстов, похоже, оказалось не более чем поверхностным взаимодействием... Я определенно не достиг реального завершения по вопросам, на которые он был направлен.

Другие работы, имеющие отношение к проект «Научное богословие»

Три тома «Научного богословия» являются частью более широкого проекта, который МакГрат опубликовал в ряде других книг. Содержание этих книг и их отношение к проекту научного богословия кратко описаны в этом разделе.

Наука о Боге (2004)

Наука о Боге- небольшая книга, подготовленная МакГратом, чтобы познакомить более широкую аудиторию с темами и акцентами научного богословия. При его подготовке руководствовались четырьмя соображениями;

  1. Уровень: менее академический, меньше предполагает базовых знаний читателя в области науки, теологии и философии.
  2. Стиль: популярен, а не научный, с новыми разделами, подготовленными для другой аудитории.
  3. Объем: значительно сокращен, многие научные сноски и расширенные обсуждения опущены.
  4. Тематические исследования: в исторической науке и теологии больше не обсуждаются подробно. Скорее они кратко отмечены и объяснена их актуальность.

Флеминг, отмечая влияние проекта МакГрата, описывает «Науку о Боге» как «доступное место для начала изучения того, что, вероятно, станет одной из самых влиятельных областей науки. диалог религии. "

Обзоры и критика

Обзоры этой работы были опубликованы в The Journal of Religion, Journal of Американской академии религии, и Исида среди других.

Том 1: Nature

Первое издание. (опубл. Уильям Б. Эрдманс, 2001)

Виллем Б. Дрис, Лейденский университет, Нидерланды , предложил пространный обзор Тома 1: Природа, в котором он последовал за кратким изложением работы с твердой критикой. На протяжении всего обзора Дрис критикует МакГрата по трем пунктам;

  • Богословские обязательства: Дриес критически относится к сосредоточению Макграта на христианстве в частности, а не на религии в целом, потому что, хотя «определение религии (религий) может быть очень трудным... такие трудности не являются оправданием для отказа от альтернативных мировоззрений или способов существования. в мире." Здесь богословская ориентация Макграта «христианско-православная» рассматривается как слишком узкая - она ​​«хорошо работает для тех, кто придерживается определенной традиции», но «менее убедительно общается с посторонними или потенциальным посторонним в церквях» - а также в некоторой степени искусственный - достаточно ли он логичен, чтобы считать его четко определенной позицией? Кроме того, предполагает Дрис, ортодоксальность МакГрата «прикрывает противоречия», в частности, между евангелическими и римско-католическими подходами. Критика Макграта (и, следовательно, отказ) «преходящей» теологии более раннего поколения обращена вспять на собственную консервативную позицию МакГрата, которая «также может быть преходящей; «Что бы это ни было, быстротечность - это не аргумент». Обращение Макграта к «Писанию» как к нормативному праву считается наивным, и «осознание проблемы Макграта в отношении апелляции к« природе »не сопровождается подобной заботой в его апелляциях к Писанию». Хотя МакГрат допускает динамику «восприятия доктрины», это оставляет без ответа вопрос о том, какие модификации являются законными, а какие нет.
  • Метод против содержания: Учитывая, что основной интерес МакГрата явно методологический, Дрис считает: « несколько удивительно », что он предлагает критику тех, чьи интересы в первую очередь связаны с содержанием науки (например, Ян Барбур, Артур Пикок), а не взаимодействует с теми современными писателями, которые сосредоточены в первую очередь на методе (например, Филип Клейтон, Нэнси Мерфи, Микаэль Стенмарк, Дж. Вентцель ван Хюйстен). Мысль о том, что метод неизменен, а содержание носит весьма условный характер, подвергается критике. Что касается содержания науки, Дрис предполагает, что было бы полезно провести тройное различие между все более условными «консолидированными знаниями», «текущими исследованиями» и «спекулятивными достижениями» науки. Что касается методов науки, Дрис отвергает притязания на застой, утверждая, что история показывает, что «представления о методе также изменились». По поводу содержания научных знаний Дрис замечает, что «хотя знание в принципе является предварительным, кажется маловероятным, что мы когда-либо избавимся от сферической Земли, Периодической таблицы, временной шкалы биологов и геологов, рассчитанной на миллион лет, или понимания. что люди являются эволюционными близкими родственниками шимпанзе и бонобо. Наука открыта в метафизике, но консолидирована во многих существенных областях знания ». Таким образом, критика теологий, основанная на содержании естественных наук, Макграт неуместна на двух уровнях. Во-первых, научное обоснование богословия - это не то, что делают другие в этой области (Пикок, Барбур). Во-вторых, теология, которая избегает всякого взаимодействия с консолидированными выводами современной науки, рискует потерять актуальность.
  • Точность представления противоположных взглядов: утверждение Макграта о том, что богословие процессов (под влиянием Барбура) стало почти «истеблишментом». Эта позиция кажется любопытной, учитывая широко распространенную критику теологии процесса со стороны основных мыслителей, связанных с крупными институтами (Оксфорд, Кембридж, Беркли, центр Zygon). Dree's решительно отвечает на критику МакГрата его собственной работы. Отмечая, что он уже дал ответ на один из основных источников Макграта (Griffin, Religion and Scientific Naturalism, 1996), Дрис признает некоторые критические замечания МакГрата в отношении его собственного «чисто натуралистического подхода к религии», но возражает против цитирования МакГрата его утверждения. что «совершенно независимое оправдание натурализма невозможно» без ссылки на предыдущий отрывок, квалифицирующий это замечание. Ссылаясь на дальнейшие проблемы, связанные с участием Макграта в его собственной работе, Дрис заключает, что «учитывая его теологический интерес, МакГрат прав, не соглашаясь со мной, но точный анализ и критика моих работ и работ других авторов - не сила его книги.. »

- заключает Дрес; «Книга МакГрата богата историческими подробностями и сносками (я бы хотел, чтобы они были охвачены указателем), и очень откровенны в своих суждениях... [но] я считаю, что книга не справляется с точностью, с которой в ней рассматриваются другие позиции и со сложными вопросами, такими как философские аргументы за и против научного реализма... и теологический реализм ».

Ларри Л. Расмуссен, Райнхольд Нибур, почетный профессор социальной этики Союзной теологической семинарии, считается научным богословом: Том 1, Природа должна быть «чрезвычайно образованной и поучительной». После краткого изложения тем и содержания тома он заключает, что МакГрат «полностью владеет английскими и немецкими языковыми источниками в рамках того, что он называет« западным интеллектуальным сообществом »». Однако Расмуссен находит «тревожным» отказ Макграта двигаться дальше. вне этого сообщества, чтобы взаимодействовать с недавними христианскими источниками, в частности с феминистскими и «Мирами двух третей», которые в последние десятилетия бросили вызов как направлениям теологии Макграта, так и эпистемологии и философии науки. Таким образом, хотя МакГрат рассматривает свой проект как «публичное богословие», Расмуссен считает, что это «не означает взаимодействия с голосами, которые расходятся с его каноном». Он заключает: «Учитывая брожение как в теологии, так и в науке... это досадное упущение в научном начинании».

Грегори Снайдерв Anglican Theological Review считал первый том «историческим, философским и историческим. богословский и библейский трактат о "природе". По его окончании я чувствовал себя так, как будто закончил семинарский курс естественного богословия. Он хорошо написан, эрудирован, временами даже провокационен и юмористичен. Однако это не книга. для слабонервных. Это книга, которую нужно медленно читать и наслаждаться в кабинете с блокнотом в руке. "

Том 2: Реальность

Том 3: Теория

Примечания
Ссылки
  • МакГрат, Алистер (1990). Генезис доктрины: исследование основ доктринальной критики. Оксфорд: Блэквелл. ISBN 0-631-16658-0.
  • МакГрат, Алистер (1998). Основы диалога в науке и религии. Оксфорд: Блэквелл. ISBN 0-631-20853-4.
  • МакГрат, Алистер (1999). Томас Ф. Торранс: интеллектуальная биография. Эдинбург: T&T Clark. ISBN 0-567-08683-6.
  • МакГрат, Алистер (2001-а). Научное богословие, Том 1: Природа. Эдинбург: T&T Clark. ISBN 978-0-567-03122-8. Проверить значения даты в: | year =(help )
  • McGrath, Алистер (2001-b). Научное богословие, Том 2: Реальность. Эдинбург: T&T Clark. ISBN 978-0-567-03123-5. Проверьте значения дат в: | year =(help )
  • McGrath, Alister (2001-c). A Scientific Theology, Volume 3: Theory. Эдинбург: T&T Clark. ISBN 978-0-567-08349-4. Проверить значения дат в: | year =(help )
  • McGrath, Alister (2004). Наука о Боге. Лондон: T&T Clark. ISBN 0-567-08353-5.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-08 16:37:28
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте