Марсианская одиссея

редактировать
«Марсианская одиссея»
АвторСтэнли Г. Вайнбаум
СтранаСША
ЯзыкАнглийский
СерииТвил
ЖанрыНаучная фантастика
Опубликовано вWonder Stories
Тип публикацииПериодическое издание
ИздательГернсбэк Публикации
Тип носителяПечатный (Журнал )
Дата публикациииюль 1934 г.
Далее следует"Долина снов "
Путешествие Дика Джарвиса через Марс в «Марсианской одиссее» (юг вверху карты).

"Марсианская одиссея»- это научная фантастика рассказ американского писателя Стэнли Г. Вайнбаума, первоначально опубликованный в июльском выпуске журнала Wonder Stories за 1934 г. Это был второй опубликованный рассказ Вайнбаума (в 1933 г. продал романтический роман «Леди Танцы» компании King Features Syndicate под псевдонимом Мардж Стэнли) и остается его самым известным. Четыре месяца спустя за ним последовало продолжение «Вэл. лей снов ". Это единственные истории Вайнбаума, действие которых происходит на Марсе.

Содержание
  • 1 Краткое содержание сюжета
  • 2 Влияние
  • 3 Прием
  • 4 Коллекции
  • 5 Адаптации
  • 6 Сноски
  • 7 Внешние ссылки
Краткое содержание сюжета

В начале 21 века «Арес» совершает первую посадку на Марс, в Киммерийской кобыле. Через неделю Дик Джарвис, американский химик с корабля, отправился фотографировать пейзаж. За восемьсот миль двигатель на ракете Джарвиса выключается, и он совершает аварийную посадку. Он идет обратно к Аресу. Сразу после перехода в Кобылу Хрониума Джарвис видит существо с щупальцами, атакующее большое птицеподобное существо. Он замечает, что у последнего на шее сумка, и, узнав в нем разумное существо, спасает его. Существо называет себя Твил. Твил сопровождает Джарвиса в его путешествии, во время которого ему удается немного научиться английскому, в то время как Джарвис не может понять язык Твила. Сначала Твил путешествует огромными прыжками, длиной в кварталы, но затем идет рядом с Джарвисом.

Достигнув Ксанфа, пустынной области за пределами Маре Киммериум, Джарвис и Твил находят ряд маленьких пирамид возрастом в несколько десятков тысяч лет, сделанных из кварцевых кирпичей, каждая из которых открыта наверху. По мере того, как они следуют за линией, пирамиды постепенно становятся больше и новее. В конце очереди они находят пирамиду, которая не открыта наверху. Затем существо с серой чешуей, одной рукой, пастью и острым хвостом вылезает из вершины пирамиды, тянется на несколько ярдов по земле, а затем приземляется в землю за хвост. Он вынимает изо рта кирпичи с интервалом в десять минут и использует их, чтобы построить вокруг себя новую пирамиду. Джарвис понимает, что существо имеет кремний, а не углерод ; ни животных, ни растений, ни минералов, но понемногу каждого из них. Кирпичи - это отходы создания.

Когда эти двое подходят к каналу, пересекающему Ксанф, Джарвис тоскует по Нью-Йорку, думая о Фэнси Лонг, женщине, которую он знает по актерскому составу. Yerba Mate Час шоу. Когда он видит Лонга, стоящего у канала, он идет к ней, но Твил останавливает его. Твил достает пистолет, стреляющий отравленными стеклянными иглами, и стреляет в Лонга, который исчезает, его заменяет одно из существ с щупальцами, от которого Джарвис спас Твила. Джарвис понимает, что существо с щупальцами, которого он называет зверем-сном, заманивает свою добычу, насаждая иллюзии в их умах.

Когда Джарвис и Твил приближаются к городу на берегу канала, их проходит бочкообразное существо с четырьмя ногами, четырьмя руками и кругом глаз вокруг талии. Существо-бочка толкает пустую тележку; он игнорирует их по мере прохождения. Другой проходит. Джарвис стоит перед третьим, который останавливается. Джарвис говорит: «Мы друзья», и существо с тележкой отвечает: «Мы - друзья», прежде чем протиснуться мимо него. Все существа телеги повторяют фразу, когда проходят мимо. Существа возвращаются в город на своих телегах, полных камней, песка и кусков резиновых растений. Джарвис и Твил следуют за телегами в сеть туннелей. Они теряются, и он и Твил оказываются в куполообразной камере недалеко от поверхности. Там они находят телеги, опускающие свои грузы под колесо, которое измельчает камни и растения в пыль. Некоторые существа-повозки сами ступают под колесо и превращаются в пыль. За колесом - сияющий кристалл на пьедестале. Когда Джарвис подходит к нему, он чувствует покалывание в руках и лице, а бородавка на большом пальце левой руки высыхает и отпадает. Он предполагает, что кристалл излучает некоторую форму излучения, которое разрушает больную ткань, но оставляет здоровую ткань невредимой.

Существа телеги внезапно нападают на Джарвиса и Твила, которые отступают по коридору, ведущему наружу, но существа повозки загоняют их в угол. Твил остается рядом с Джарвисом, а не сбегает. Затем приземляется вспомогательная ракета с Ареса. Джарвис садится в ракету, а Твил уносится за марсианский горизонт. Вернувшись на «Арес», он рассказывает свою историю трем другим членам экипажа. Капитан Харрисон сожалеет о том, что у них нет лечебного кристалла. Джарвис признает, что существа телеги напали на него, потому что он ее взял; он достает его и показывает остальным.

Влияние

История сразу же сделала Вайнбаума ведущей фигурой в этой области. Айзек Азимов заявляет, что «легкий стиль Вайнбаума и его реалистичное описание внеземных сцен и форм жизни были лучше всего, что когда-либо видели, и публика, читающая научную фантастику, сошла с ума по нему». История «произвела эффект на поле взрыва гранаты. Благодаря этой единственной истории Вайнбаум был мгновенно признан лучшим живым писателем-фантастом в мире, и сразу почти каждый писатель в этой области попытался подражать ему».

Раньше инопланетяне были не чем иным, как средством заговора, чтобы помочь или помешать герою. У творений Вайнбаума, таких как строитель пирамид и существа с повозками, есть свои причины для существования. Кроме того, их логика - это не человеческая логика, и люди не всегда могут понять их мотивы. Сам Твил был одним из первых персонажей (возможно, первым), которые удовлетворили задачу Джона В. Кэмпбелла : «Напишите мне существо, которое думает так же хорошо, как человек, или лучше, чем человек, но не как человек."

В 1970 году, когда писатели-фантасты Америки проголосовали за лучшие научно-фантастические рассказы до создания премии Nebula Awards, появилась «Марсианская одиссея». он занимает второе место после «Сумрак» Азимова и является самым ранним рассказом, попавшим в список. Избранные рассказы были опубликованы в томе 1 Зала славы научной фантастики, 1929-1964 гг..

Ларри Нивен включил несколько ссылок на «Марсианскую одиссею» в своем Радужном Марсе.

в 2002 году. , антология Mars Probes, отредактированная Питером Кроутером, включала «Марсианскую теодицею» Пола Ди Филиппо, «совершенно неуважительное» продолжение.

Reception

В 2004 году Strange Horizons заявил, что история «плохо устарела», с «тонким» сюжетом, но что она «частично искуплена чистой изобретательностью».

В 2017 году , Tor.com назвал его «увлекательным, полным юмора» и оценил Твила как «одновременно симпатичного и непонятного».

Коллекции

«Марсианская одиссея» появляется в следующих коллекциях Стэнли Г. Вайнбаума:

  • Рассвет пламени (1936)
  • Марсианская одиссея и другие (1949)
  • Марсианская одиссея и другие классические произведения научной фантастики ( 1962)
  • Марсианская одиссея и другие великие научно-фантастические рассказы (1966)
  • Марсианин Одиссея и другие научно-фантастические сказки (1974)
  • Лучшее из Стэнли Г. Вайнбаума (1974)
  • Межпланетные одиссеи (2006)
  • Марсианская одиссея: Стэнли Г. Вайнбаум Worlds of If (2008)
Адаптации

«Марсианская одиссея» появляется как 26-страничная адаптация комиксов Бена Эйвери и Джорджа Селласа в опубликованной антологии «Классика научной фантастики: классика графики, том семнадцатый» в 2009 году. Это вполне соответствует оригинальной истории, хотя в нем не упоминается часть о существах, строящих пирамиды.

Сноски
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-08 16:15:14
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте