Чемберлиташ Хамами - это историческая турецкая баня ( турецкий : хамам ), расположенная на улице Диваньолу в районе Чемберлиташ в Стамбуле, Турция. Он был построен Мимаром Синаном в 1584 году.
Чемберлиташ Хамами был заказан Нурбану Султаном, главой Императорского гарема Стамбула после смерти ее второго мужа Селима II. После его смерти на престол взошел ее первый сын, и она носила титул «Мать султана». Она отвечала за охрану королевской семьи и имела высшие полномочия по осуществлению административного контроля над императорским гаремом. Чтобы управлять ими, ей дали стипендию, которая увеличивалась с увеличением числа женщин в гареме. Она использовала его для создания нескольких благотворительных фондов, в том числе Çemberlitaş Hamamı.
Основное предназначение хамама - благотворительного пожертвования - служить стамбульцам, однако он служил и для многих других целей. Это было дополнение к инфраструктуре, которое помогло передать власть императорской семьи, и благодаря своему экономическому успеху оно профинансировало создание новых комплексов мечетей, таких как комплекс мечети Атик Валиде в Стамбуле.
Мимар Синан является признанным архитектором Чемберлиташ Хамами. Однако в его пятитомной автобиографии, которая претендует на все его завершенные работы, Чемберлиташ цитируется только один раз в пятом томе, написанном после его смерти. По сравнению с комплексом мечети Атик Валиде, который он перечисляет во всех пяти томах, Чемберлиташ Хамами, вероятно, был построен командой архитекторов, которые работали под его руководством и завершили его небольшие проекты практически без надзора.
Внешний вид одного из куполовЧемберлиташ был построен на Диван Йолу, дороге процессии византийской эпохи, которая когда-то вела в Рим. Были две отдельные секции для мужчин и женщин. Мужской парадный вход был украшен золотой надписью на зеленом фоне, написанной поэтом Сай-И Даи, восхваляющим покровителя Нурбану Султан и хамам. В отличие от этого, вход для женщин был помещен в скромное место без декора, чтобы сохранить их скромность.
Первая комната Чемберлиташ Хамами через вход - это гардеробная, или согуклюк, для переодевания в ванну. Палаты построены из дерева, а пространство представляет собой гостиную для общения и место, где можно перекусить после проведения богослужений. Далее следует иликлик, или теплая комната, которая представляет собой узкий коридор для подготовки к горячей комнате или сичаклик, где люди купаются.
Sicaklik квадратная комната, но с размещением его 12 колонн и купальными камер и ниш в нишах по всему периметру, это дает иллюзию двенадцатиугольного пространства. В центре - мраморная плита с подогревом, или göbektası, где купающиеся лежали в поту.
В задней части Чемберлиташа находится печь, которая обеспечивает централизованное тепло для всего здания. Созданная по образцу древнеримских систем отопления, между нижней частью здания и фундаментом под ним образована полость, где дым и горячие газы циркулируют и проталкиваются через дымоходы между стенами, чтобы обогреть комнаты, а кто-то разжигает огонь.
Чемберлиташ Хамами позволил провести культурную встречу турок и привел к большому финансовому успеху. Когда упоминается в экономических отчетах, перечисляющих рейтинг успешной прибыли города, Чемберлиташ часто упоминался над многими другими местами бизнеса, такими как магазины, поля, сады и дома, которые облагались налогом на доход.
Чемберлиташ был расположен в центральном районе Стамбула, в окружении мечетей и недалеко от базара, поэтому он обслуживал большое количество стамбульцев, в основном мужчин. Из-за его популярности в хамаме было много разных позиций. Для женской секции существовал хамам анаси, или «мать хамама », как следует из буквального перевода. Некоторые люди наблюдали за работой хаммама, и под их руководством работала команда контролеров и сборщиков сборов. Были повара, готовившие кофе и прохладительные напитки, кочегар, прачечные, банщики, слуги и теллаки (люди, купавшие клиентов).
Теллаки часто были мигрантами или людьми, у которых не было дома в Стамбуле, а вместо этого они постоянно жили в хамаме и отправляли часть своей зарплаты, которая состояла из чаевых, своей семье. До конца 18 века большинство из них были албанцами, и работа велась по наследству, и мужчины шли по стопам своих отцов, чтобы работать там. Теллаки были выбраны на основе физической силы, внешнего вида и доступной личности, прежде чем их обучали искусству заботы о своих будущих клиентах, научившись мыть волосы, чистить их тела и массировать их чистящей перчаткой.
Внутренний вид мужского согуклукаМножественные пожары затронули emberlitaş Hamamı при его жизни. Во времена Османской империи такие здания, как Чемберлиташ в Стамбуле, были построены из камня и кирпича. Отсутствие пожарной части также способствовало увеличению ущерба от пожара.
В июле 1660 года произошел пожар, который бушевал так интенсивно в течение двух дней, что оставил Чемберлиташ и его окрестности настолько опустошенными, что арендная плата в хаммаме была уменьшена вдвое.
Район Стамбула, Турция, отличается высокой сейсмической активностью, поэтому в районе Чемберлиташ Хамами часто происходят землетрясения. Однако из-за того, что в хамамах чередуется кирпич со слоями каменной кладки, Чемберлиташ Хамами смог поглотить резкие движения. В 1719, 1754 и 1766 годах произошли мощные землетрясения, а в 1782 году произошел пожар, в результате которого хамам был серьезно поврежден.
Икаретейн - это практика двойной аренды, которая стала популярной в восемнадцатом веке, поэтому люди вкладывали капитал в результате падения доходов Чемберлиташ. Позволив арендаторам стать совладельцами и не сдавать аренду на ограниченные сроки, это побудило их вкладывать деньги в ремонт и реставрацию, а не бросать усилия после землетрясения или пожара в баню, от которой им придется отказаться через несколько месяцев. Так продолжалось до 1829 года, когда хамам больше не нуждался в финансовой помощи.
Фасадный вид на входБольшинство обновлений, которые мы видим сейчас в emberlitaş Hamamı, произошли в девятнадцатом веке, когда было больше усилий по модернизации Турции, как и ее европейские аналоги.
В феврале 1667-8 около 6% доходов Чемберлиташ было потрачено на водоводы и неуказанный ремонт. В 1768 году был издан королевский указ, запрещающий дальнейшее строительство хамамов, поскольку они создавали слишком большую нагрузку на снабжение водой и топливом. Это позволило сосредоточить внимание хамамов на ремонте и сохранении существующих структур. В 1770 году была проведена работа над надписью на мраморных перегородках мужской горячей комнаты, о чем свидетельствуют несоответствия в каллиграфии.
До марта 1786 года водопроводы за пределами Стамбула, которые снабжали Чемберлиташ, снова ремонтировались.
В 1790 году были также отремонтированы внутренняя часть и крыша Чемберлиташа и водных путей.
В 1805 г. свинцовое покрытие куполов, водоводов и неустановленных мест.
В период Танзимат, который проходил с 1839 по 1876 год, архитектура Стамбула подвергалась реформе, уделяя больше внимания византийским памятникам. Улицы были перестроены, чтобы направить их к этим реликвиям могущественного прошлого, а бани по сравнению с ними стали незначительными.
Мустафа Решит Паша, градостроитель, побывавший в Европе с дипломатическими миссиями, восхищался европейским городским планированием и стремился воссоздать его в Стамбуле. В 1868 году он отремонтировал Диван Йолу вокруг Чемберлиташ Хамами после пожара 1865 года.
Были проложены канализации, улицы были расширены, и улицы должны были прорезать кварталы, чтобы указать на исторические памятники, и все это потребовало частичного сноса части Чемберлиташ Хамами и его купола, в результате чего женская часть была закрыта на неопределенный срок.
Уровень улицы, окружающий Чемберлиташ, поднялся настолько, что была построена лестница для входа в мужской согуклюк и разорвана по диагонали, чтобы женщины могли получить доступ к собственному входу в женский иликлик.
До декабря 2003 года женский согуклюк был преобразован в ресторан традиционной анатолийской кухни.
С приходом Турецкой Республики в 1922 году бани устарели, часто полностью разрушаясь, чтобы освободить место для новой инфраструктуры. Однако у emberlitaş Hamamı был постоянный приток денег почти полностью от туристов, что позволило ему остаться.
После того, как люди начали жить в квартирах с ванными комнатами, хамамы стали все более устаревшими, поэтому emberlitaş Hamamı посещали реже по необходимости и больше для поиска исторических реликвий.
Туризм стал основным доходом для emberlitaş Hamamı, поскольку иностранные посетители теперь составляют большинство посещений самого хамама.
Хамамы пользовались большой популярностью у иностранных туристов из-за своей романтичности в культурах как чувственного опыта в фильмах, произведениях искусства и рассказах путешественников на протяжении десятилетий. Среди них востоковедные картины, фильмы, путешествия, журналы и путеводители также внесли свой вклад в убеждение, что хамамы, такие как Чемберлиташ, заслуживают посещения.
С другой стороны, многие граждане Турции считают исторические реликвии, такие как Чемберлиташ Хамами, культурным наследием Османской империи.
В индийском городе Бхопал Хаммам-э-Кадими 18 века был построен в стиле Чемберлиташ Хамами.
Координаты : 41 ° 0′31,2 ″ с.ш., 28 ° 58′18,1 ″ в.д. / 41.008667 ° с.ш. 28.971694 ° в. / 41.008667; 28,971694