Юссеф Шахин | |
---|---|
Юсеф Шахин в 1986 году | |
Родился | Юсеф Габриэль Шахин. (1926-01-25) 25 января 1926 г.. Александрия, Египет |
Умер | 27 июля 2008 г. (2008-07-27) (82 года). Каир, Египет |
Национальность | Египтянин |
Род занятий | Кинорежиссер, актер, сценарист и продюсер. |
Юсеф Шахин (арабский : يوسف شاهين ; 25 января 1926 - 27 июля 2008) был египетским кинорежиссером. Он был активен в египетской киноиндустрии с 1950 года до своей смерти. Обладатель Каннской награды за 50-летие (за достижения в жизни), Шахин положил начало карьере актера Омара Шарифа. Хорошо зарекомендовавший себя режиссер и критики, он часто присутствовал на кинофестивалях в первые десятилетия своей работы. Шахин завоевал свою самую большую международную аудиторию как один из сорежиссеров фильма 11'9 "01. 11 сентября (2002).
Шахин (фр. произносится как Шахин) родился в Александрии, Египет, в мелькитской греко-католической семье. Его отец был адвокатом из Захле, Ливан, и был сторонником египетской националистической партии Вафд. Его мать, Клэр Бастор, была греческого происхождения. Работала портным. Хотя Шахин был воспитан католиком, он не верил в организованную религию. Если его спросят о его религии, он скажет «египтянин». Дома Шахины говорили на пяти языках, что было распространено в космополитической Александрии в то время.
У Шахина были любящие родители и были прочные отношения с ними обоими, хотя его мать и отец имели разные личности. В юном возрасте он знал, кем хочет стать. Шахин часами оставался под кроватью и в своей комнате, изображая себя в киноиндустрии - будь то кинотеатр, кинозал или продюсерская компания.
Когда его спросили о его детстве и раннем интересе к кино, Шахин сказал:
«В возрасте восьми лет я обнаружил, что в магазинах продаются 9,5-миллиметровые пленки и проекторы. Я сэкономил на пособиях достаточно, чтобы купить проектор, а затем стал постоянным участником фильмов Раббани Биби. собрать детей из района, чтобы показать им эти фильмы. Некоторые из них не любили кино и придумывали оправдания, чтобы не пойти на него. Так что у меня не было другого выбора, кроме как сформировать банду, чтобы избивать тех, кто опаздывал в шоу ».
В последующие годы две концепции негодовали Чахина и подавили его интерес: сексуальные фантазии и кино. Несколько лет спустя Шахин разбирался со смертью своего брата Альфреда, который был всего на два года старше его. Шахин всегда помнил глаза Альфреда, которые повлияли на его работу. У большинства его актеров-мужчин были глаза, похожие на глаза Альфреда.
Согласно Шахину, его отец был честным, что отражалось в его ценностях и было чертой, которую он ценил. Вместе с честностью отец Шахин воспламенил его любовь к книгам. Будучи юристом, отец Шахина не мог оплачивать счета за обучение, поэтому он закрыл свою адвокатскую контору и устроился на работу в юридический отдел муниципалитета Александрии, чтобы отправить Шахайна в колледж Виктории. Еще одно воспоминание, которое любил Шахин, было то, как отец отвез его в пустыню и научил искать ориентиры и находить дорогу домой. Поиск мест для съемок часто возвращал эти воспоминания. Их дом был аристократическим, хотя они и небогатыми. Они должны были быть хорошо воспитаны, а ошибки наказывались (обычно это означало обедать в одиночестве на кухне, а не за семейным столом). Несмотря на то, что у них было мало денег, они все равно приглашали гостей на ужин и жили, не платя много. внимание к банковским выпискам.
Очарованный исполнительским искусством с раннего возраста, юный Шахин начал устраивать шоу дома для своей семьи. Шаин начал свое образование в школе Фрера Коллеж Сен-Марк. Повзрослев, он учился в элитном колледже Виктории Александрии. После окончания колледжа Виктории в 1944 году он был полон решимости уехать за границу, чтобы осуществить свои увлечения. Его родители отказались и пытались отговорить его. Они зачислили его в инженерный колледж Александрийского университета, но Шахин отказался и позже сказал, что ему пришлось «шантажировать их и чуть не выпрыгнуть из окна». Позже он смог получить то, что хотел, и поступил в Pasadena Playhouse в Калифорнии, где изучал театр и телевидение, но не кино. Из 200 студентов, которые приняли участие, только тринадцать сдали заключительный экзамен, и только четверо сдали - Шахин занял первое место.
После возвращения из Пасадены, Шахин не работал в египетском театре или кино. Вместо этого он работал в рекламном отделе 20th Century Fox, где работал с Джанни Вернуччо и Альвизе Орфанелли. В это время продюсер обратился к Шахину, чтобы закончить фильм после того, как режиссер ушел из-за ссоры, но Шахин отказался завершить чью-то работу. В другом случае Чахину предложили должность помощника режиссера, от которой он также отказался, заявив, что заранее работал в голливудских театрах и роль помощника режиссера не для него.
Вернувшись в Египет, он обратил свое внимание на режиссуру. Кинематографист Альвизе Орфанелли помогла Шахину заняться кинобизнесом. Шахин снял свой первый полнометражный фильм в 1950 году, Баба Амин (Папа Амин) в возрасте 23 лет, за два года до революции 1952 года, которая ознаменовала свержение монархии и возвышение харизматического лидера Гамаля Абдель Насера . Годом позже, с «Мальчиком Нила» (1951), его впервые пригласили на Каннский кинофестиваль. Сира 'фи-л-Вади («Борьба в долине») представил на кинематографическом экране Омара Шарифа. В 1970 году он был награжден Золотым Танитом на Карфагенском кинофестивале за фильм «Аль-Ихтияр» («Выбор»). В фильме «Воробей» (1973), в котором он показал свои политические взгляды после Шестидневной войны с Израилем, он руководил первым Египтом - Алжир совместное производство.
Он выиграл Серебряный медведь - специальный приз жюри на 29-м Берлинском международном кинофестивале за фильм Александрия... Почему? (1978), первая часть автобиографического квартета, дополненная «Египетской историей» (1982), «Александрия, снова и снова» (1990) и «Александрия... Нью-Йорк» (2004). Продюсер Умбер Бальсан отправился в Канны в 2004 году с Александрией... Нью-Йорк, его девятый фильм с египетским режиссером с 1985 года Adieu, Bonaparte. В одном из своих фильмов «Шестой день اليوم السادس», экранизации романа, написанного на французском языке ливанским писателем Андре Шедидом, знаменитая египетская певица Далида сыграла главную роль в роли бедной египетской женщины.
О своей работе Шахин сказал: «Я делаю свои фильмы в первую очередь для себя. Потом для своей семьи. Потом для Александрии. Затем для Египта», - однажды сказал Шахин. «Если они нравятся арабскому миру, ahlan wa sahlan (добро пожаловать). Если они нравятся иностранной аудитории, их ждут вдвойне».
За свою долгую карьеру Шахин снял разные фильмы, в том числе Али Бадрахан Chafika et Metwal (1979). Его ранние фильмы в Египте включали «Бешеное небо» (1953), снятый еще в то время, когда Фарук был королем, и рассматривал проблему крестьянина-фермера перед феодалом-землевладельцем. В 1992 году Жак Лассаль предложил ему поставить пьесу по своему выбору для Комеди-Франсез. Шахин согласился и решил адаптироваться Альбер Камю 'Калигула. В том же году он начал писать «Эмигрант» (1994), рассказ, вдохновленный библейским персонажем Иосифа, сына Иакова.
. Это был запланированный проект в течение нескольких лет, и, наконец, он был смог снять его в 1994 году. Этот фильм вызвал споры в Египте между либералами и фундаменталистами, которые выступали против изображения религиозных персонажей в фильмах. В 1997 году, 46 лет спустя, его работа была отмечена на Каннском кинофестивале наградой за заслуги перед жанром. Чахину также приписывают открытие Омара Шарифа, чья первая главная роль была в фильме Чахина Пылающее солнце (1954). Он также предоставил Хинд Ростом роль в начале ее карьеры в Баб аль-Хадид (Каирский вокзал).
Шахин продюсировал свои четыре автобиографических фильма с 1978 по 2004 год. расскажи о жизни Йехии, которая отражает жизнь самого Шахина. В этом квартете он исследует вопросы своей сексуальности, личности и семьи. Действие автобиографических фильмов происходит в период между Первой и Второй мировой войнами.
Выпущен в 1979 году, действие происходит в 1940-х годах, Александрия... Почему? Вызванный спорами и цензурой со стороны правительства, он исследует социальные и политические проблемы Египта. «Хаддута Масрия», выпущенный позже в 1982 году, Шахин рассматривает свое собственное путешествие как автор и режиссер.
В 1989 году Шахин выпустил свой третий автобиографический фильм «Александрия снова и навсегда». Этот фильм следует за забастовкой, в которой участвуют актеры и актрисы, а также производственные работники египетской киноиндустрии. Фильм представляет собой политический комментарий цензуры в Египте. Шахин использует множество режиссерских стилей: истинность, нормальное повествование и формализм.
Четвертый и последний фильм автобиографического фильма - «Александрия... Нью-Йорк» (2004). В фильме проводится параллель между жизнью Шахина и его повествованием: в нем исследуются отношения между Соединенными Штатами и Египтом.
Действие фильма происходит на вокзале Каира, и в нем в основном рассказывается Кинави (которого играет Юсеф Шахин), психически неуравновешенный продавец газет, который безумно влюблен в Хануму, который работает нелегальным продавцом прохладительных напитков на той же станции. Кинави вырезал из журналов фотографии женщин для маленькой хижины, в которой он живет, и имеет психосексуальную одержимость Ханумой (которую играет известная актриса Хинд Ростом ), которая помолвлена с Абу Сери '(Фарид Шавки ), носильщик и профсоюзный организатор. В свою очередь, Кинави нападает на Халавитома, друга Ханумы.
Джамила Бухиред, часто известная как Джамила. был алжирским и арабским символом сопротивления. Джамиля видит, как французские боевики арестовывают ее друга. Затем она добровольно присоединяется к освободительному фронту. Через некоторое время из-за ее интеллекта ее повышают до организатора. В конце концов ее арестовывают и пытают в тюрьме. Ее предают суду военного трибунала, и его пытаются случайно убить, так как они избавились от многих свидетелей. К счастью, адвокат выживает, но суд все равно приговаривает ее к смертной казни. Движение сопротивления поднимается вверх, а Джамила является символом вдохновения и сопротивления арабскому миру.
Премьера фильма состоялась на Московском кинофестивале в 1959 году, вызвав смущение французского правительства. Однако много лет его не показывали по египетскому телевидению. По словам Магды, главной актрисы и продюсера фильма, Египет запретил показ, чтобы не повредить политическим отношениям с Францией.
Чахин снял эпический трехчасовой широкоформатный фильм, названный в честь султана XII века Айюбид, который в начале фильма готовится освободить Иерусалим от крестоносцев. Он был написан Нагибом Махфузом и поэтом и прогрессивным писателем Абдеррахманом Черкауи.
Параллель между Саладином и президентом Насером, поборником панарабизма Саладина изображают образованным и мирным человеком - однажды его просят тайно оказать медицинскую помощь Ричарду Львиное Сердце, в которого стреляла стрела. Позже Саладин говорит ему: «Религия принадлежит Богу, и Земля для всех... Я гарантирую всем христианам в Иерусалиме те же права, которыми пользуются мусульмане ».
Шахин был хорошо осознавая пропагандистское измерение, которое неявно изображало президента Насера как современного Саладина, заявляя: «Мои собственные симпатии были сторонниками панарабизма, в который я до сих пор верю». Основная причина, по которой он снял фильм, заключалась в том, чтобы доказать, что эпический фильм с небольшим по мировым кинематографическим стандартам бюджетом это было возможно. С тех пор он производил только цветные пленки.
Роман Черкауи, сериализованный, лег в основу «Земли» и особенно отмечен за образ крестьянина-фермера - «вечного« проклятого земли »», который порвал с «нелепым образом, который (до сих пор) создавал ему кино» (Халед Осман). Затем последовало дальнейшее сотрудничество с Махфузом над The Choice.
Главный герой фильма - шизофреник, что зрители хорошо понимают в фильме. Фильм в основном следует за полицией, которая пытается раскрыть убийство Махмуда, который, как полагают, является неопознанным трупом в начале фильма. Старшие детективы считают, что Сайид, брат-близнец Махмуда, убил его. А молодой помощник задается вопросом, не является ли это самообманом и даже не настоящим преступлением.
В фильме рассматриваются последствия Шестидневная война и объявление Насером о поражении и его последующая отставка.
Бахия, главный герой, выбегает на улицу, за ним следует растущая толпа с криками «Нет! Мы должны сражаться. Мы не примем поражение!» - культовая сцена египетского кино.
Йехиа, юная студентка колледжа Виктория, одержима Голливудом и мечтает о кино. Идет 1942 год, немцы вот-вот войдут в Александрию, и это предпочтительнее присутствия англичан в Египте.
В результате операции на сердце он пересматривает свою жизнь: моменты из собственных фильмов Чахина воспроизводятся в их автобиографическом и социально-историческом контексте.
Память очень важна для последней работы Шахина - будь то «город моего детства, Александрия, между двумя мировыми войнами терпимый, светский, открытый для мусульман, христиан и евреев», или о более далеком прошлом : например, упоминаемый в Adieu Bonaparte (1985), основанный на культурном аспекте экспедиции Бонапарта в Египет (1798). «Из этого чудесного противостояния произошло возрождение египетского сознания, его прошлого... которое принадлежит человечеству».
Действие «Судьба» происходит в Андалусии в XII веке. Это историческая драма о Ибн Рушде, выдающемся мусульманине. мыслитель, известный своими спорами с мусульманскими теологами и трактатами об Аристотеле. В фильме рассказывается о его дружбе с группой интеллектуалов и художников, в том числе с певцом, которого играет Мохамед Мунир, который подвергается нападкам со стороны растущего движения воинствующих фундаменталистов, поддерживаемых правителем региона халифом аль-Мансуром. В фильме использованы политические темы и песни, которые можно рассматривать как аллегорические, поскольку он был снят и выпущен в период, когда Египет переживал серию исламистских террористических атак.
Несмотря на то, что он является международным Известный и успешный в Египте, Шахин часто был центром споров из-за его либеральных взглядов, изображения сексуальности и политической критики.
Каирский вокзал, хоть и классика египетского кино, шокировал зрителей как сочувствием, с которым изображена «падшая женщина», так и жестокостью, с которой убивают другую. Это был также стиль, к которому египетская публика не привыкла, поэтому он был отвергнут публикой, но все же получил оценку критиков.
Воробей атаковал египетскую коррупцию и обвинил ее в поражении в Шестидневной войне, что вызвало негативную реакцию сторонников правительства.
В течение нескольких следующих лет Шахин все больше вступал в конфликт с поддерживаемой правительством киноиндустрией Египта и ее жесткими политическими ограничениями в кинопроизводстве. В 1964 году он отправился в Ливан, где снял два мюзикла: «Байя аль-Хаватим» (1965, «Продавец колец») и «Римал аль-Дахаб» (1967, «Золотые пески»). Ring Seller стал одним из лучших мюзиклов арабского кино, принесшим успех Юсефу Шахину, тогда как Sands of Gold из-за задержек со съемками и кассовых сбоев вынудили его бросить работу в Ливане и вернуться в Египет.
В 1994 году с выходом на свободу «Аль-Мохагер» («Эмигрант») у Шахина возникли проблемы с фундаменталистами. В фильме рассказывается история Иосифа, и Ислам не одобряет рисование или разыгрывание роли пророка. Первоначально фильм был запрещен в ожидании судебного процесса, который в конечном итоге выиграл Шахин, однако он все еще не был показан.
Он снова оказался в конфликте с фундаменталистами после выхода на экраны фильма «Аль Масир» («Судьба»), рассказывающего историю Андалузии. Арабский философ Абу аль-Валид ибн Ахмад ибн Рушд (известный на западе как Аверроэс). Цель фильма состояла в том, чтобы пробудить религиозную терпимость, однако это было воспринято как неуважение к Ибн Рушду.
После выхода на экраны фильма «Аль-Ахар» (Другой) в 1999 году фильм вызвал некоторые общественные споры. В фильме рассказывается о матери, которая разоблачает мошенничество с женщиной после того, как она и ее сын влюбились и планировали пожениться. Позже в фильме мы обнаруживаем, что отношения матери с сыном были несколько сексуальными. Фильм не был запрещен, и обычно его показывали в театрах и по телевидению.
Шахин часто включал в свои работы гомосексуальные или бисексуальные темы. Александрия... Почему? рассказывает историю двух молодых людей - одного египтянина, другого европейца - которые влюбились во время Второй мировой войны. Двоюродный брат Йехии - гей и «покупает» пьяных британских солдат. Друзья-евреи вынуждены уехать и решают поселиться в Палестине.
В египетской истории (1982) Йехиа - кинорежиссер, едущий в Лондон (как раньше Чахин) для операции на открытом сердце. У него короткий роман с таксистом.
Шахин был госпитализирован в больницу Эль-Шорук в Каире, впав в кому после очевидного кровоизлияние в мозг, воскресенье, 15 июня 2008 г.
В понедельник, 16 июня 2008 г., Шаин вылетела в Париж экстренным рейсом и была госпитализирована в Американскую больницу в Нейи-сюр-Сен, к западу от Парижа, где его племянница сказала AFP, что его состояние «критическое, но стабильное».
Юсеф Шахин умер в своем доме в Каире в воскресенье, 27 июля 2008 года.
В 2008 году он был отмечен BAFTA за его вклад в кино.
25 января 2015 года Google Doodle отпраздновал свое 89-летие.
Каннский кинофестиваль
2004 | Номинант Премия ООН «Особый взгляд» | Александри... Нью-Йорк (2004). |
1999 | Победитель Премия Франсуа Шале | Эль-Ахар (1999). |
Номинант Премия ООН «Особый взгляд» | Эль-Ахар (1999). | |
1997 | Лауреат Премии 50-летия | Награда за заслуги перед жизнью за все его работы. |
Номинальный Золотая пальмовая ветвь | Аль-Массир (1997). | |
1985 | Номинальный Золотая пальмовая ветвь | Адье Бонапарт (1985). |
1970 | Номинант Золотая пальмовая ветвь | Аль-ард (1970). |
1954 | Номинант Главный приз фестиваля | Сираа Фил-Вади ( 1954). |
1952 | Номинант Гран-при фестиваля | Ибн эль Нил (1952) |
Международный кинофестиваль в Амьене
1997 | Победитель Премия OCIC | Аль-Массир (1997). |
Каирский национальный фестиваль египетского кино
1995 | Победитель Премия Хоруса | Лучший режиссер Аль-Мохагер (1994) |
Карфагенский кинофестиваль
1970 | Победитель Танит д'Ор | Аль-Ихтияр (1970) |
Чикагский международный кинофестиваль
2001 | Номинант Золотой Хьюго | Лучший фильм Скут хансаввар (2001) |
1979 | Номинант Золотой Хьюго | Лучший фильм Искандерия... lih? (1979) |
Международный кинофестиваль в Дубае
2007 | Победитель Приз за заслуги перед жизнью |
Московский международный кинофестиваль
1963 | Номинант Гран-при | Эль Насер Салах эль Дайн (1963). |
1959 | Номинант Гран-при | Хабб лель-Абад (1959). |
Мурекс Д'Ор
2003 | Победитель Премия Murex d'Or | Жизненные достижения. |
Нью-Йоркский кинофестиваль
1999 | Номинант Гранд Марнье на премию Стипендия | Лучший фильм Эль-Ахар (1999) |
Международный кинофестиваль в Торонто
2007 | Номинант Приз зрительских симпатий | Мастерс Хейя фауда (2007) |
1999 | Номинант Приз зрительских симпатий | Мастера Эль-Ахар (1999) |
На Wikimedia Commons есть материалы, связанные с Юсефом Шахином. |