Yankunytjatjara | |
---|---|
Регион | Южная Австралия |
Этническая принадлежность | Yankuntjatjarra |
Носители языка | 420 (перепись 2016 г.) |
Языковая семья | Пама-Нюнган
|
Коды языков | |
ISO 639-3 | kdd |
Glottolog | yank1247 |
AIATSIS | C4 |
Янкунитятджара (также Янкунтатьяра, Джангкунджара, Кульпантджа) - это язык австралийских аборигенов. Это один из языков вати, принадлежащих к большой пама-ньюнганской семье. Это одна из многих разновидностей западного пустынного языка, все из которых взаимно понятны.
На янкунитятяре говорят на северо-западе Южной Австралии и на нем говорят. один из самых восточных диалектов Западной пустыни, на котором говорят в общинах Мимили, Индулкана и Фрегон, а также в Однадатта и Кубер-Педи (хотя последний не находится на традиционной земле янкунитятджара).
Янкунитятяра - один из многих диалектов западного пустынного языка, очень похожий на более известный, более широко распространенный Питьянтьятяра. Согласно исследованию, проведенному в основном в Кубер-Педи, где проживает много носителей обеих разновидностей (хотя город находится на территории, которая традиционно арабана ), молодые люди, говорящие на янкунитятяре, часто заимствовать слова из английского, а также из Pitjantjatjara (который распространился на восток в страну Yankunytjatjara и за ее пределами). Yankunytjatjara демонстрирует некоторые вариации в своем диапазоне, например, северный Yankunytjatjara разделяет черты с южным Luritja.
Front | Central | Back | |
---|---|---|---|
Close | i[ɪ ~ i], ii [iː] | u[ʊ ~ u], uu [uː] | |
Открыть | a[ɐ ~ a], aa [aː] |
Периферийные | Пластинчатые | Апикальные | |||
---|---|---|---|---|---|
Двугубный | Velar | Небный | Альвеолярный | Retroflex | |
Stop | p[p] | k[k] | tj[c] | t[t̺] | ṯ[ʈ ] |
Носовой | m[м] | ng[ŋ] | ny[ɲ] | n[n̺] | ṉ[ɳ] |
Нажмите / Трель | r[ɾ ~ r] | ||||
Боковое | ly[ʎ] | l[l̺] | ḻ[ɭ] | ||
Приблизительное | w[w] | y[j] | ṟ[ɻ] |
Имя, используемое для Yankunytjatjara, основано на единственном видное слово, глагол для «прийти / уйти», который отличает его от ближайшего соседа, Pitja ntjatjara. В последнем есть питджантжа (в настоящем времени питжани) для этого глагола, в то время как у янкунитджатжара есть янкунита (янаньи в настоящем времени). Окончание -tjara является суффиксом комитива и означает «иметь» или «с». Таким образом, Yankunytjatjara означает «иметь yankunytja» в отличие от Pitjantjatjara, у которого есть pitjantja.
В качестве альтернативы, самая северная Yankunytjatjara и части южной Luritja имеют слово maṯu «истинный» и поэтому иногда сгруппированы вместе, чтобы противопоставить их с южными янкунитятьяра, которые используют мула для «истинного» и поэтому могут быть упомянуты как мулатжара. Другая классификация, используемая ораторами, объединяет Янкунитджатджара и Питджантджатжара вместе как Ньянгатджатжара, поскольку они оба используют ньянгатджа для демонстративного «это» или «это»; это противопоставляет их Нгаанйятджара, у которого есть нгаанья для демонстративной разновидности, и Ньянганьятджара (еще дальше на запад), у которой есть ньянганья.
Имя Янкунитятджара обычно произносится (в обычной быстрой речи) с удалением одного из повторяющихся слогов -tja-, например: янкунитджара. В медленной, осторожной речи будут произноситься все слоги.
Похоже, нет исчерпывающих свидетельств жизнеспособности Янкунитятьяра. McConvell Thieberger пришли к выводу, что Янкунитятьяра находится под угрозой исчезновения, в основном на основании переписи 1996 года. В 2005 году на основе более всестороннего исследования было сделано заключение, что Янкунитятяра «определенно находится под угрозой». Нэссан, используя структуру ЮНЕСКО 2003 года, дал оценку 22/23 из 35 (в наиболее сжатой части), что довольно низко. Если некоторые факторы, которые, по мнению Наессана, не важны для большинства языков коренных народов, игнорируются, Янкунитятяра получает 14/15 баллов из 20 (в самой густонаселенной местности). Однако он утверждает, что, поскольку недавние опросы включали эти факторы, они могут быть более полезными для перекрестных ссылок. В меньшей степени он считает, что, поскольку люди Western Desert владеют некоторыми СМИ (радиостанциями и т. Д.), Такие факторы должны быть включены. Он заключает, что жизнеспособность составляет 57-65%.
Обе схемы указывают на то, что Янкунитятяра проявляет симптомы опасности (хотя вопрос о том, насколько она находится под угрозой, является предметом споров), что совпадает с убеждениями старейшин Янкунитятжара, с которыми говорил Наессан, а также с оценками большинства лингвистов, которые работали в области.
|journal=
()