Уильям Бейнон (1888–1958) был канадцем цимшианской нации и устным историком; он служил этнографом, переводчиком и лингвистическим консультантом многих антропологов, изучавших его народ.
Бейнон родился в 1888 году в Виктории, Британская Колумбия, сын цимшианской женщины нисгаа и "капитана Билли" Бейнона, валлийского капитана парохода. Хотя некоторые источники описывают Бейнона как нисга'а или нисгаа по материнской линии, его родословная была более сложной. По материнской линии Бейнон происходит от членов лаксгибуу (клана волков) нации нисга'а. Но члены его линии переехали из реки Насс в Порт-Симпсон, Британская Колумбия, крупнейшего канадского цимшианского сообщества, чтобы заполнить вакуум власти, когда почти вся Гитлаан племя (одно из «Девяти племен» Лакса Ку'алаама) мигрировало в 1887 году в Метлакатла, Аляска. Дедом Бейнона по материнской линии был Артур Веллингтон Клах, потомственный вождь Цимшиан и сотрудник Компании Гудзонова залива.
Уильям Бейнон был единственным из шести братьев, которые свободно говорили на цимшианском языке. Когда единственный выживший брат его матери, Альберт Веллингтон, умер в 1913 году, Уильям Бейнон переехал из Виктории в Порт-Симпсон в возрасте 25 лет, чтобы принять наследственный титул своего дяди, Гвиск'аайн. Это соответствовало цимшианским правилам о матрилинейном наследовании, и он был потомственным вождем племени гитлаан до своей смерти.
Начиная с 1914 года, Бейнон был нанят в качестве переводчика и расшифровщика антропологом Мариусом Барбо, затем на работу в Геологической службы Канады.. Антрополог Уилсон Дафф назвал серию интервью Барбо и Бейнона с вождями и старейшинами Лакса Куалаама в 1914-15 гг. «Одним из самых продуктивных полевых сезонов в истории [северо] американской антропологии. " В 1916 году Бейнон продолжил ту же работу, в одиночку, с цимшианом Киткатла, до н.э. Эта производственная практика была омрачена эпидемией смертей среди людей, вызвавшей высокую смертность. Вдобавок Беньон потерпел кораблекрушение в течение десяти дней на необитаемом острове вместе с главными искателями племени Киткатла.
По мере того, как Бейнон увеличивал свои возможности фонетической транскрипцией и знанием традиций своего народа - которые, как прежде ассимилированный горожанин, он быстро усваивал, - он начал все больше и больше работать под своим собственным руководством. В 1920-х годах он работал с Барбо со старейшинами из Кицумкалум и Китселас Цимшиан и Гитксан нации в Террасе, Британская Колумбия.
С 1918 по 1924 год Бейнон много работал вдоль побережья, собирая музейные экспонаты для сэра Генри Велкома, управляющего имением Уильяма Дункана, миссионера, основателя Метлакатлы, Аляска.. Бейнон провел там много времени в качестве местного представителя Wellcome.
С 1929 по 1956 год, когда Бейнон заболел, он продолжал присылать Барбо свои собственные полевые заметки, охватывающие все мыслимые аспекты культуры и традиций народов цимшиан, гитксан и нисгаа. Он тщательно записывал устные рассказы. Его tour de force было 200-страничным описанием четырехдневного потлача и пира по поднятию тотемного столба в 1945 году в селе Гитксан Гицегукла. Это недавно было издано в виде книги.
Уилсон Дафф оценил полученные тысячи страниц полевых заметок Барбо-Бейнона, которые теперь хранятся в Канадском музее цивилизации, как «наиболее полную информацию о социальной организации из всех существующих. Индийская нация ».
В 1931 году Бейнон был одним из четырех членов-учредителей Братства коренных жителей Британской Колумбии, организации по защите прав коренных народов, основанной в Порт-Симпсоне.
С 1932 по 1939 год Бейнон отправил антропологу Францу Боасу около 250 расшифрованных рассказов. Сейчас они известны как «Рукописи Бейнона» и хранятся Американским философским обществом в Филадельфии.
. В начале 1930-х Бейнон способствовал чрезвычайно продуктивным полевым исследованиям Порт-Симпсона Виолы. Гарфилд, докторант Боаса. Многие страницы объемных полевых тетрадей Гарфилда заполнены почерком Бейнона. Их работа легла в основу докторской диссертации и первой книги Гарфилда.
В 1953 году Бейнон работал с антропологом Филипом Друкером из Смитсоновского института. Для Друкера Бейнон написал свой собственный, пока не опубликованный, синтез сложных историй происхождения цимшианских говорящих народов.
Бейнон умер в 1958 году в принце Руперте, до н.э. Он провел большую часть своей жизни, зарабатывая на жизнь консервным и рыбным промыслом, как и многие его люди. Но он внес такой же большой и ценный вклад в этнологию Северо-Западного побережья, как и любой профессиональный антрополог. Его опубликованные и неопубликованные работы продолжают оставаться бесценным ресурсом для народов Цимшиан, Гитксан и Нисга'а.