Вильгельм Фридрих Випрехт (10 августа 1802 - 4 августа 1872) был немецким музыкальным дирижером, композитором и изобретателем.
Випрехт родился в Ашерслебене, где его отец был городским музыкантом. Согласно его автобиографии, с юных лет Випрехт учился у своего отца игре почти на всех духовых инструментах. Однако именно в игре на скрипке его отец особенно хотел, чтобы он преуспел; а в 1819 году он уехал в Дрезден, где изучал композицию и игру на скрипке с такой благой целью, что через год получил место в городском оркестре Лейпцига, где играл также в те из оперы и знаменитого Gewandhaus. В это время, помимо игры на скрипке и кларнете в оркестре, он также давал сольные выступления на тромбоне.
. В 1824 году он отправился в Берлин, где стал членом королевского оркестра., и в том же году был назначен королем камерным музыкантом. Его резиденция в Берлине дала Випрехту широкие возможности для проявления своего гения в военной музыке, на которой в основном зиждется его слава. Некоторые из его походов были рано приняты полковыми отрядами, и более амбициозный военный состав привлек внимание Гаспаро Спонтини, в доме которого он стал близким гостем.
Конный оркестр 3-х. Прусские гусары "фон Цитен"Именно сейчас он начал изучать акустику, чтобы исправить недостатки военных музыкальных инструментов. В результате он усовершенствовал клапаны медных духовых инструментов и преуспел, построив их на более звуковых акустических принципах, в значительном увеличении громкости и чистоты их звука. Вместе с создателем инструментов Иоганном Готфридом Морицем он также изобрел басовую тубу или бомбардон, чтобы придать басовым партиям большее богатство и мощь. В знак признания этих изобретений в 1835 г. он был удостоен награды Королевской академии Берлина.
. В 1838 г. он был назначен прусским правительственным генеральным директором всех гвардейских отрядов, и за великолепное выступление ансамбля по случаю визита в том же году императора Николая I был награжден особой формой. В 1843 году он стал генеральным директором оркестров 10-го армейского корпуса Конфедерации и с этого времени оказал глубокое влияние на развитие военной музыки в Германии и за ее пределами.
Он был первым, кто организовал оркестр симфонии и увертюры мастеров классической музыки для военных инструментов, а также организация выступлений на открытом воздухе концертных произведений военных оркестров, которые так много сделали для популяризации оркестровой музыки в Германии и других странах. Организованный им спектакль «Битва при Виттории» Бетховена, в котором звуки горна раздавались трубачами, стоявшими в разных частях сада, а выстрелы из настоящих ружей производились, произвело огромную сенсацию.
Помимо великой работы, которую он проделал в Германии, Випрехт в 1847 году реорганизовал военную музыку в Турции и в 1852 году в Гватемале. Он сочинял военные песни, а также многочисленные марши, и часто писал на свою любимую тему в берлинских музыкальных газетах. Випрехт был человеком добродушным, добрым и щедрым, и он был связан со многими благотворительными фондами, созданными в пользу бедных музыкантов. Людвиг Бюсслер был одним из его учеников. Из сотен конных военных оркестров, реформированных Випрехтом или вдохновленных его идеями, остался только Драгунский музыкальный корпус лейб-гвардии в Стокгольме.
Драгунский музыкальный корпус лейб-гвардии на парадВипрехт умер 4 августа 1872 года в Берлине.
Attribution: