Wah-wah (или wa-wa ) - имитационное слово (или звукоподражание ) для звука, изменяющего резонанс музыкального ноты для расширения выразительности, звучащие во многом как человеческий голос, произносящий слог вау. Эффект вау-вау - это спектральное скольжение, «модификация качества гласных тона» (Erickson 1975, p. 72).
Слово происходит от звука самого эффекта; подражательное или звукоподражательное слово. Звук эффекта «ва-ва» был отмечен джазистом Барни Бигардом, когда он услышал, как Хитрый Сэм Нэнтон использовал эффект на своем тромбоне в начале 1920-х годов (Надаль nd).
Считается, что эффект вау-вау возник в 1920-х годах, когда музыканты, играющие на медных духовых инструментах, обнаружили, что могут воспроизводить выразительный плачущий тон, перемещая немой звук., или поршень, внутрь и из раструба инструмента (Du Noyer 2003, 375). В 1921 году трубач Джонни Данн использовал этот стиль, что вдохновило Хитрого Сэма Нэнтона на использование немого звука с тромбоном (Надаль без даты).
К началу 1960-х звук акустической техники был имитирован с помощью электронных схем (Keen 1999 ; Du Noyer 2003, 375). Для электрогитары была изобретена педаль вау-вау.
Метод производства варьируется от одного типа инструмента к другому. На медных духовых инструментах он обычно создается с помощью приглушения , особенно приглушения гармонии (также называемого «ва-ва») или поршневого приглушения. Деревянные духовые инструменты могут использовать «ложную аппликатуру » для создания эффекта.
Любой электрифицированный инструмент может использовать вспомогательное устройство обработки сигналов или педаль. Часто это контролируется движением ноги игрока на качающейся педали, подключенной к потенциометру. Альтернативой игрокам, напрямую контролирующим количество эффекта, является «авто-вау ». Эти устройства обычно делают более сильные ноты более дрожащими с более выраженным эффектом вау-вау (Hunter 2008). Эффекты вау-вау часто используются для соло или для создания ритма «вака-вака» фанк на гитаре (Du Noyer 2003, 375). Хотя эти электронные средства чаще всего используются на электрогитаре, они также часто используются на электрическом пианино (Kernfeld 2002).
Эффект «вау-вау» создается путем периодического включения и выключения высоких частот, пока нота сохраняется. Следовательно, эффект представляет собой тип спектрального скольжения, «изменение качества гласных тона» (Erickson 1975, 72).
Электронные эффекты вау-вау создаются путем управления тональными фильтрами с помощью педали (Keen 1999). Схема повторителя огибающей используется в 'auto-wah '. (Hunter 2008). Вычитающий синтез может дать аналогичный эффект.
вау-вау Хитрого Сэма Нэнтона на тромбоне в оркестре Дюка Эллингтона стало хорошо известно как часть так называемых «джунглевых» эффектов группа в конце 1920-х (Nadal nd). Эта техника использовалась в современной музыке. Карлхайнц Штокхаузен отмечает использование приглушения вау-вау в своем Punkte (1952/1962) в терминах переходов между открытием и закрытием, используя открытые и закрытые круги, соединенные линией (Эриксон 1975, 73). Хотя наиболее распространенный метод воспроизведения вау-вау на медных духовых инструментах - это приглушение, некоторые музыканты использовали электронную фильтрацию, в частности, Майлз Дэвис на трубе (Kernfeld 2002).