Вариофон был разработан в 1930 году в Lenfilm Studio Productions в Ленинград, Советский Союз, во время экспериментов с графиком техника звукового сопровождения, также известная как орнаментальный, рисованный, бумажный, искусственный или синтетический звук. В его исследованиях Шолпо помогал композитор Георгий Римский ‐ Корсаков. Вариофон представлял собой оптический синтезатор, который использовал звуковые волны, нарезанные на картонные диски, вращающиеся синхронно с движущейся 35-миллиметровой кинопленкой, при фотографировании на нее для создания непрерывной звуковой дорожки. После этого диафильм воспроизводится на кинопроекторе как обычный фильм. Считываемый фотоэлементом, усиленный и контролируемый громкоговорителем, он функционирует как процесс записи музыки.
Хотя в первой версии вариофона полифонические саундтреки, содержащие до 6 голосов, можно было создавать, снимая несколько монофонических частей и комбинируя их позже, к концу 1930-х и 1940-х годов некоторые звуковые дорожки содержали до двенадцати голосов., записанные в виде крошечных параллельных дорожек внутри нормальной области звуковой дорожки.
В то же время в Советском Союзе несколько других художников экспериментировали с подобными идеями. Первый искусственный саундтрек был нарисован в 1930 году композитором и теоретиком музыки Арсением Авраамовым, который использовал рисованную технику для создания звуковых эффектов. Николай Воинов, Тер ‐ Гевондян и Константинов разрабатывали технику звука на бумаге. Борис Янковский разрабатывал свою технику спектрального анализа, декомпозиции и ресинтеза, напоминая современные компьютерные музыкальные техники перекрестного синтеза и фазового вокодера.
Многие звуковые фильмы и искусственные саундтреки для фильмов и мультфильмов были созданы с помощью вариофона, в том числе популярные звуковые фильмы, часто транслировавшиеся в 1930-1940-х годах «Симфония пьесы» и «Торреодор». В конце 1941 года Блокада Ленинграда Вариофон был разрушен, когда взорвалась последняя ракета. После Второй мировой войны Евгений Шолпо стал директором новой научно-исследовательской лаборатории графического звука в Государственном научно-исследовательском институте звукозаписи в Ленинграде.
Четвертая и последняя версия вариофона. не был закончен, несмотря на многообещающие эксперименты с музыкальной интонацией и временными характеристиками живого музыкального исполнения. Лаборатория была переведена в Москва, а Шолпо был снят с должности директора. В 1951 году после продолжительной болезни Евгений Шолпо скончался, и его лаборатория была закрыта.
Документация на вариофоны была передана в Акустическую лабораторию Московской государственной консерватории, а затем в Терменвокс-центр. В 2007 году несколько часов графических саундтреков, записанных на вариофоне, были обнаружены в московском киноархиве и ждут публикации.
| date =
()