VMEbus

редактировать
Стандарт компьютерной шины физически основан на размерах еврокарты

Крейт VME64 с модулем АЦП, модулем масштабирования и процессором (слева направо) module

VMEbus (Versa Module Europa или Versa Module Eurocard bus) - это стандарт компьютерной шины , первоначально разработанный для Motorola 68000 строка из CPU, но позже широко использовались для многих приложений и стандартизированы IEC как ANSI / IEEE 1014- 1987 г. Физически он основан на размерах, механике и соединителях Eurocard (DIN 41612 ), но использует собственную систему сигнализации, которую Eurocard не определяет. Впервые он был разработан в 1981 году и до сих пор широко используется.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Первые годы VME (из ANSI / IEEE Std 1014-1987 и ANSI / VITA 1-1994)
  • 2 Описание
  • 3 Инструменты разработки
  • 4 Компьютеры, использующие VMEbus
  • 5 Распиновка
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки

История

В 1979 г. Во время разработки процессора Motorola 68000 один из их инженеров, Джек Кистер, решил приступить к созданию стандартизированной системы шин для систем на базе 68000. Команда Motorola в течение нескольких дней размышляла над выбором названия VERSAbus. Карты VERSAbus были большими, 370 на 230 мм (14 ⁄ 2 на 9 ⁄ 4 дюймов), и использовали краевые разъемы. Только несколько продуктов приняли его, в том числе контроллер приборов IBM System 9000 и роботизированные системы и системы машинного зрения Automatix.

Карта памяти VERSAbus

Позже к Кистеру присоединился Джон Блэк, который уточнил спецификации и создал концепцию продукта VERSAmodule. Молодой инженер, работающий в Black, разработал первую карту VERSAmodule, модуль адаптера VERSAbus, который использовался для запуска существующих карт на новой VERSAbus. компания Motorola-Europe добавила в систему механическую спецификацию, основав ее на стандарте Eurocard, который в то время находился на поздней стадии процесса стандартизации. Результат был сначала известен как VERSAbus-E, но позже был переименован в VMEbus, для шины VERSAmodule Eurocard (хотя некоторые называют ее Versa Module Europa).

На данный момент ряд других компаний, участвующих в Экосистема 68000 согласилась использовать стандарт, включая Signetics, Philips, Thomson и Mostek. Вскоре он был официально стандартизирован IEC как IEC 821 VMEbus, а ANSI и IEEE - как ANSI / IEEE 1014-1987.

Первоначальным стандартом была 16-битная шина, разработанная для соответствия существующим разъемам Eurocard DIN. Однако в систему было внесено несколько обновлений, позволяющих увеличить ширину шины. Текущая версия VME64 включает в себя полную 64-битную шину в картах размером 6U и 32-битную в картах размером 3U. Протокол VME64 имеет типичную производительность 40 МБ / с. Другие связанные стандарты добавили горячую замену (plug-and-play ) в VME64x, меньшие IP-карты, которые подключаются к одной карте VMEbus, и различные стандарты межсоединений для соединения систем VME вместе.

В конце 1990-х годов синхронные протоколы оказались благоприятными. Исследовательский проект получил название VME320. Организация по стандартизации VITA призвала к созданию нового стандарта для немодифицированных объединительных плат VME32 / 64. Новый протокол 2eSST был одобрен в ANSI / VITA 1.5 в 1999 году.

За прошедшие годы к интерфейсу VME было добавлено множество расширений, обеспечивающих «боковые» каналы связи параллельно с самим VME. Некоторые примеры - IP-модуль, RACEway Interlink, SCSA, Gigabit Ethernet на объединительных платах VME64x, PCI Express, RapidIO, StarFabric и InfiniBand.

VMEbus также использовался для разработки тесно связанных стандартов, VXIbus и VPX. VMEbus оказал сильное влияние на многие более поздние компьютерные шины, такие как STEbus.

Ранние годы VME (из ANSI / IEEE Std 1014-1987 и ANSI / VITA 1-1994)

Архитектурные концепции VMEbus основаны на VERSAbus, разработанном Motorola в конце 1970-х годов. Группа Motorola European Microsystems в Мюнхене, Западная Германия, предложила разработать линейку продуктов, аналогичную VERSAbus, на основе механического стандарта Eurocard. Чтобы продемонстрировать концепцию, Макс Лезель и Свен Рау разработали три прототипа платы: (1) плату ЦП 68000; (2) плата динамической памяти; (3) плата статической памяти. Они назвали новый автобус VERSAbus-E. Позже это было переименовано в "VME", сокращенно от Versa Module European, Лайманом (Лим) Хевле, в то время вице-президентом по эксплуатации Motorola Microsystems. (Позднее он был основателем VME Marketing Group, впоследствии переименованной в VME International Trade Association, или VITA). В начале 1981 года Motorola, Mostek и Signetics договорились о совместной разработке и поддержке новой архитектуры автобусов. Все эти компании были ранними сторонниками семейства микропроцессоров 68000.

Джон Блэк из Motorola, Крейг МакКенна из Mostek и Сесил Каплински из Signetics разработали первый проект спецификации VMEbus. В октябре 1981 года на выставке System '81 в Мюнхене, Западная Германия, Motorola, Mostek, Signetics / Philips и Thomson CSF заявили о своей совместной поддержке VMEbus. Они также разместили редакцию А спецификации в открытом доступе. В августе 1982 года недавно созданная группа производителей VMEbus (VITA) опубликовала версию B спецификации VMEbus. В этой новой редакции уточнены электрические характеристики драйверов и приемников сигнальных линий и приведены механические характеристики в соответствие с развивающимся стандартом IEC 297 (официальная спецификация для механических форматов Eurocard). В конце 1982 года французская делегация Международной электротехнической комиссии (IEC) предложила версию B VMEbus в качестве международного стандарта. Подкомитет IEC SC47B назначил Миру Паукер из Philips, Франция, председателем редакционного комитета, тем самым официально приступив к международной стандартизации VMEbus.

В марте 1983 года Комитет по стандартам микропроцессоров IEEE (MSC) запросил разрешение на создание рабочей группы, которая могла бы стандартизировать VMEbus в США. Этот запрос был одобрен Советом по стандартам IEEE, и была создана рабочая группа P1014. Уэйн Фишер был назначен первым председателем рабочей группы. Джон Блэк был председателем Технического подкомитета P1014. Группа производителей IEC, IEEE и VMEbus (теперь VITA) распространила копии редакции B для комментариев и получила полученные запросы на внесение изменений в документ. Эти комментарии ясно дали понять, что пришло время отказаться от версии B. В декабре 1983 года было проведено собрание, на котором присутствовали Джон Блэк, Мира Паукер, Уэйн Фишер и Крейг МакКенна. Было решено, что следует создать пересмотр C и принять во внимание все комментарии, полученные от трех организаций. Джон Блэк и Шломо При-Тал из Motorola включили изменения из всех источников в общий документ. Группа производителей VMEbus пометила документ «Редакция C.1» и разместила его в открытом доступе. IEEE назвал его P1014 Draft 1.2, а IEC - шиной IEC 821. Последующие голосования в рабочей группе IEEE P1014 и MSC привели к дополнительным комментариям и потребовали обновления проекта IEEE P1014. Это привело к спецификации ANSI / IEEE 1014-1987.

В 1985 году Aitech разработала по контракту для TACOM США первую плату VMEbus 6U с кондуктивным охлаждением. Хотя электрически и обеспечивала совместимый интерфейс протокола VMEbus, механически эта плата не была взаимозаменяемой для использования в лабораторных шасси разработки VMEbus с воздушным охлаждением.

В конце 1987 года при VITA под руководством IEEE был сформирован технический комитет для создания первой военной платы VMEbus размером 6U x 160 мм с кондуктивным охлаждением, полностью электрически и механически совместимой, под сопредседательством Дейла Янга ( DY4 Systems) и Дага Паттерсона (Plessey Microsystems, затем Radstone Technology). ANSI / IEEE-1101.2-1992 был позже ратифицирован и выпущен в 1992 году и остается в силе как международный стандарт с кондуктивным охлаждением для всех продуктов VMEbus 6U.

В 1989 году Джон Петерс из Performance Technologies Inc. разработал первоначальную концепцию VME64: мультиплексирование адресов и линий данных (A64 / D64) на VMEbus. Концепция была продемонстрирована в том же году и помещена в Технический комитет VITA в 1990 году как повышение производительности спецификации VMEbus. В 1991 году IEEE предоставил PAR (запрос на авторизацию проекта) для P1014R (изменения спецификации VMEbus). Рэй Олдерман, технический директор VITA, совместно с Ким Клохесси из DY-4 Systems руководили работой.

В конце 1992 года дополнительные усовершенствования VMEbus (A40 / D32, Locked Cycles, Rescinding DTACK *, Autoslot-ID, Auto System Controller и улучшенная механика разъемов DIN) потребовали дополнительной работы для завершения этого документа.. Технический комитет VITA приостановил работу с IEEE и запросил аккредитацию в качестве организации разработчиков стандартов (SDO) в Американском национальном институте стандартов (ANSI). Первоначальный стандарт IEEE Par P1014R был впоследствии отозван IEEE. Технический комитет VITA вернулся к использованию общедоступной спецификации VMEbus C.1 в качестве документа базового уровня, в который они добавили новые улучшения. Эта работа по усовершенствованию была полностью проведена Техническим комитетом VITA и привела к стандарту ANSI / VITA 1-1994. Огромное предприятие по редактированию документа было выполнено Ким Клохесси из DY-4 Systems, техническим сопредседателем этого мероприятия, с большой помощью Фрэнка Хома, который создал механические чертежи и внес исключительный вклад каждого редактора глав.

Дополнительные улучшения, предложенные Подкомитету VME64, были помещены в Документ расширений VME64. Два других направления деятельности начались в конце 1992 года: BLLI (спецификации Live Insertion на уровне платы VMEbus) и VSLI (Live Insertion на уровне системы VMEbus с отказоустойчивостью).

В 1993 году начались новые мероприятия по архитектуре base-VME, включая реализацию высокоскоростных последовательных и параллельных подсистем для использования в качестве межсоединений ввода / вывода и подсистем передачи данных. Эти архитектуры могут использоваться в качестве коммутаторов сообщений, маршрутизаторов и небольших многопроцессорных параллельных архитектур.

Заявка VITA о признании в качестве аккредитованной организации по разработке стандартов ANSI была удовлетворена в июне 1993 года. Многие другие документы (включая стандарты мезонинных, P2 и последовательных шин) были переданы VITA в качестве администратора публичного домена этих технологий.

Развитие топологии VME
ГодЦикл шиныМаксимальная скорость (Мбайт / сек)
Параллельная шина VMEbus32, ред. A1981BLT 40
VMEbus IEEE-10141987BLT 40
199480
1997160
1997320

Описание

Во многих отношениях шина VMEbus эквивалентна или аналогична выводам 68000, выходящим на объединительную плату .

Однако, одна из ключевых особенностей 68000 - это плоская 32-битная модель памяти, свободная от сегментации памяти и других «анти-функций». В результате, хотя VME очень похож на 68000, 68000 является достаточно универсальным, чтобы в большинстве случаев это не было проблемой.

Как и 68000, VME использует отдельные 32-битные шины данных и адреса. Адресная шина 68000 на самом деле 24-битная, а шина данных - 16-битная (хотя внутренне она 32/32), но разработчики уже стремились к полной 32-битной реализации.

Чтобы разрешить обе ширины шины, VME использует два разных разъема Eurocard - P1 и P2. P1 содержит три ряда по 32 контакта в каждой, реализующие первые 24 бита адреса, 16 битов данных и все управляющие сигналы. P2 содержит еще одну строку, в которую входят оставшиеся 8 бит адреса и 16 бит данных.

Шина управляется набором из девяти линий, известных как арбитражная шина. Все коммуникации контролируются картой в первом слоте шасси Eurocard, известной как модуль арбитра. Поддерживаются два режима арбитража - Round Robin и Prioritized.

Независимо от режима арбитража карта может попытаться стать мастером шины, удерживая на одной из четырех линий запроса шины низкий уровень. При круговом арбитраже арбитр циклически переключает линии BR0-BR3 запроса шины, чтобы определить, какой из потенциально одновременных запросчиков получит шину. При арбитраже приоритета BR0-BR3 использует схему фиксированного приоритета (BR0 от самого низкого до BR3 наивысшего), и арбитр предоставит шину запросчику с наивысшим приоритетом.

Когда арбитр определил, какой из запросов шины предоставить, он утверждает соответствующую линию разрешения шины (BG0 - BG3) для уровня, который выиграл управление шиной. Если два мастера одновременно запрашивают шину, используя одну и ту же линию BR, шлейфовое соединение по шине эффективно разрывает связь, предоставляя шину модулю, ближайшему к арбитру. Мастер, которому предоставлена ​​шина, затем укажет, что шина используется, заявив, что шина занята (BBSY *).

В этот момент мастер получил доступ к шине. Для записи данных карта передает адрес, модификатор адреса и данные на шину. Затем он устанавливает низкий уровень для линии строба адреса и двух линий строба данных, чтобы указать, что данные готовы, и приводит в действие вывод записи, чтобы указать направление передачи. Есть два строба данных и строка * LWORD, поэтому карты могут указывать, составляет ли ширина данных 8, 16 или 32 бита (или 64 дюйма). Карта по адресу шины считывает данные и вытаскивает нижнюю линию подтверждения передачи данных, когда передача может быть завершена. Если передача не может быть завершена, она может опустить линию ошибки шины на низкий уровень. Чтение данных по сути то же самое, но управляющая карта управляет адресной шиной, оставляет шину данных тройной и управляет выводом чтения. Подчиненная карта отправляет считанные данные на шину данных и устанавливает низкий уровень на выводах строба данных, когда данные готовы. Схема сигнализации является асинхронной, что означает, что передача не привязана к синхронизации тактового вывода шины (в отличие от синхронных шин, таких как PCI ).

Протокол передачи блоков позволяет выполнять несколько передач по шине за один адресный цикл. В режиме блочной передачи первая передача включает адресный цикл, а последующие передачи требуют только циклов данных. Подчиненное устройство отвечает за то, чтобы эти передачи использовали последовательные адреса.

Мастера шины могут разъединить шину двумя способами. При использовании Release When Done (RWD) мастер освобождает шину, когда завершает передачу, и должен повторно определять арбитраж шины перед каждой последующей передачей. С Release On Request (ROR) мастер сохраняет шину, продолжая подтверждать BBSY * между передачами. ROR позволяет мастеру сохранять контроль над шиной до тех пор, пока другой мастер, желающий провести арбитраж для шины, не подтвердит сброс шины (BCLR *). Таким образом, ведущее устройство, которое генерирует пакеты трафика, может оптимизировать свою производительность путем арбитража шины только при первой передаче каждого пакета. Это уменьшение задержки передачи происходит за счет несколько более высокой задержки передачи для других мастеров.

Модификаторы адреса используются для разделения адресного пространства шины VME на несколько отдельных подпространств. Модификатор адреса - это 6-битный набор сигналов на объединительной плате. Модификаторы адреса определяют количество значащих битов адреса, режим привилегий (чтобы позволить процессорам различать обращения к шине программным обеспечением уровня пользователя или системы), а также то, является ли передача блочной передачей. Ниже представлена ​​неполная таблица модификаторов адреса:

шестнадцатеричный кодФункцияПояснение
3fСтандартный контрольный блок передачиБлочный перенос A24, привилегированный
3eСтандартный доступ к программе супервизораДоступ к инструкциям A24, привилегированный
3dСтандартный доступ к данным супервизораДанные A24 доступ, привилегированный
3bСтандартный непривилегированный блочный переносБлочный доступ A24 для обычных программ
3aСтандартный непривилегированный доступ к программеДоступ к инструкции A24, непривилегированный
39Стандартный непривилегированный доступ к даннымДоступ к данным A24, непривилегированный
2dКороткий супервизорный доступПривилегированный доступ A16.
29Короткий непривилегированный доступнепривилегированный доступ A16.
0fРасширенная передача супервизора блокаПередача привилегированного блока A32.
0eРасширенный доступ к супервизорной программеДоступ к привилегированным инструкциям A32.
0dРасширенный контролирующий доступ к данным.Привилегированный доступ к данным A32.
0bРасширенная непривилегированная блочная передачанепривилегированная блочная передача A32.
0aРасширенный доступ к непривилегированной программеДоступ к непривилегированным инструкциям A32.
09Расширенный непривилегированный доступ к данным.A32 непривилегированный доступ к данным.
Примечание.An, как в A16, A24, A32, относится к ширине адреса.

VME также декодирует все семь уровней прерывания 68000 на 7-контактную шину прерывания. Схема прерывания - это одно из приоритетных векторных прерываний. Строки запроса прерывания (IRQ1 - IRQ7) определяют приоритет прерываний. Модуль прерывания утверждает одну из строк запроса прерывания. Любой модуль на шине потенциально может обработать любое прерывание. Когда модуль обработки прерывания распознает запрос прерывания с приоритетом, который он обрабатывает, он выполняет арбитраж для шины обычным способом, описанным выше. Затем он выполняет чтение вектора прерывания, передавая двоичную версию обрабатываемой строки IRQ (например, если обрабатывается IRQ5, то двоичный 101) на адресную шину. Он также утверждает строку IACK вместе с соответствующими стробами передачи данных для ширины считываемого состояния / идентификатора. Опять же, LWORD *, DS0 * и DS1 * позволяют циклам чтения статуса / идентификатора быть 8, 16 или 32-битными передачами, но большинство существующих аппаратных прерывателей используют 8-битные статусы / идентификаторы. Прерыватель реагирует передачей статуса / идентификатора по шине данных для описания прерывания. Модуль обработки прерываний (обычно ЦП) обычно использует этот статус / идентификационный номер для идентификации и запуска соответствующей процедуры обслуживания программного прерывания.

На шине VME все передачи являются DMA, и каждая карта является ведущей или ведомой. В большинстве шинных стандартов значительно усложняется поддержка различных типов передачи и выбора ведущего / ведомого. Например, с шиной ISA обе эти функции должны были быть добавлены наряду с существующей моделью «каналов», при которой все коммуникации обрабатывались хостом CPU. Это делает VME значительно проще на концептуальном уровне и в то же время более мощным, хотя требует более сложных контроллеров на каждой карте.

Инструменты разработки

При разработке и / или устранении неисправностей шины VME изучение сигналов оборудования может быть очень важным. Логические анализаторы и анализаторы шины - это инструменты, которые собирают, анализируют, декодируют и хранят сигналы, чтобы люди могли просматривать высокоскоростные формы сигналов в свободное время.

VITA предлагает исчерпывающий список часто задаваемых вопросов, чтобы помочь в проектировании и разработке систем VME.

Компьютеры, использующие VMEbus

Компьютеры, использующие VMEbus, включают

Распиновка

Видно в разъеме объединительной платы.

P1

Контактabc
1D00BBSY *D08
2D01BCLR *D09
3D02ACFAIL *D10
4D03BG0IN *D11
5D04BG0OUT *D12
6D05BG1IN *D13
7D06BG1OUT *D14
8D07BG2IN *D15
9GNDBG20UT *GND
10SYSCLKG3IN *SYSFAIL *
11GNDBG3OUT *BERR *
12DS1 *BR0 *SYSRESET *
13DS0 *BR1 *LWORD *
14ЗАПИСАТЬ *BR2 *AM5
15GNDBR3 *A23
16DTACK *AM0A22
17GNDAM1A21
18AS *AM2A20
19GNDAM3A19
20IACK *GNDA18
21IACKIN *SERCLKA17
22IACKOUT *SERDAT *A16
23AMGNDA15
24A07IRQ7 *A14
25A06IRQ6 *A13
26A05IRQ5 *A12
27A04IRQ4 *A11
28A03IRQ3 *A10
29A02IRQ2 *A09
30A01IRQ1 *A08
31-12V+ 5VSTDBY+ 12V
32+ 5V+ 5V+ 5V

P2

Выводabc
1Определяется пользователем+ 5VОпределяется пользователем
2Определяется пользователемGNDОпределяется пользователем
3Пользователь ОпределеноЗАрезервированоОпределено пользователем
4Определено пользователемA24Определено пользователем
5Определено пользователемA25Определяется пользователем
6Определяется пользователемA26Определяется пользователем
7Определяется пользователемA27Определяется пользователем
8Пользователь ОпределеноA28Определено пользователем
9Определено пользователемA29Определено пользователем
10Определено пользователемA30Определено пользователем
11Пользовательское De оштрафованоA31Определено пользователем
12Определено пользователемGNDОпределено пользователем
13Определяется пользователем+ 5VОпределяется пользователем
14Определяется пользователемD16Определяется пользователем
15Определено пользователемD17Определено пользователем
16Определено пользователемD18Определяется пользователем
17Определяется пользователемD19Определяется пользователем
18Определяется пользователемD20Определяется пользователем
19Определяется пользователемD21Определяется пользователем
20Определяется пользователемD22Определяется пользователем
21Определяется пользователемD23Определяется пользователем
22Определяется пользователемGNDОпределено пользователем
23Определено пользователемD24Определено пользователем
24Определяется пользователемD25Определяется пользователем
25Определяется пользователемD26Определяется пользователем
26Определяется пользователемD27Определяется пользователем
27Определяется пользователемD28Определено пользователем
28Определено пользователемD29Определено пользователем
29Определяется пользователемD30Определяется пользователем
30Определяется пользователемD31Определяется пользователем
31Определяется пользователемGNDОпределяется пользователем
32Определяется пользователем+ 5VОпределяется пользователем

P2 строки a и c могут использоваться вторичной шиной, например STEbus.

См. Также

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-18 07:46:37
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте