TwixT - стратегическая настольная игра для двух игроков, одна из первых вошла в серию книжных полочных игр 3M 1960-х годов. Она стала одной из самых популярных и долговечных игр серии. Это игра соединения, в которой игроки по очереди размещают колышки и звенья на доске, пытаясь связать свои противоположные стороны. Правила просты, но стратегия сложна, поэтому маленькие дети могут играть в нее, но она также нравится и взрослым. Игра прекращена, за исключением Германии.
TwixT был изобретен как игра с карандашом и бумагой в 1957 году Алексом Рэндольфом, игровым дизайнером. Когда в 1961 году компания 3M поручила Алексу вместе с Сидом Саксоном основать игровое подразделение, игра была выпущена как настольная, одна из первых полочных игр 3M. Avalon Hill взяла на себя издание в 1976 году, когда 3M продала свое игровое подразделение. Материнская компания Avalon была приобретена Hasbro в 1998 году, и игра была прекращена. Игра больше не производится в Соединенных Штатах, но несколько немецких компаний производят игру с 1970-х годов по лицензии Avalon. TwixT вошел в шорт-лист первого Spiel des Jahres в 1979 году и был введен в Зал славы Академии приключенческих игр и дизайна вместе с Рэндольфом в 2011 году.
В Twixt играют на доске, состоящей из квадратных отверстий 24 × 24 (за вычетом четырех угловых отверстий). Игровые фишки представляют собой колышки, которые подходят к отверстиям, и соединительные элементы, которые соединяют колышки по диагонали сетки 3 × 2 (т. Е. Ход шахматного коня ). В версии 3M игроки красные и черные; в разных наборах могут использоваться разные цвета. Самый верхний и самый нижний ряды отверстий относятся к более светлому цвету; крайний левый и правый ряды более темным цветом.
Было доказано, что TwixT является PSPACE-полным для определения ценности игры посредством сокращения от Hex. TwixT также является NP-полным в отношении того, может ли один набор вершин поддерживать соединительный путь, посредством сокращения от 3-выполнимости. Эти доказательства указывают на сложную стратегию: игра не решена, выигрышная стратегия не обнаружена, и исход игры с идеальной игрой не известен.
В сетке 24 × 24, как правило, преобладают тактические соображения. Начальная фаза быстро заканчивается, и остальная часть игры уходит на попытки тактически выполнить план. Hex, у которого очень похожий игровой объект, может иметь более предсказуемую тактику, но стратегические соображения гораздо важнее. В этом смысле Hex больше похож на Go, чем на TwixT, поскольку одиночный ход обычно менее обязателен, а последствия могут длиться дольше.
Один из вариантов - Twixt PP ( P aper and P encil). Правила почти идентичны стандартным TwixT, за исключением того, что ссылки никогда не удаляются, а вашим собственным ссылкам разрешено пересекать друг друга. Выигрышный путь может пересекаться сам по себе, но пересекающиеся звенья не соединяются друг с другом на пересечении. Правила PP могут уменьшить количество розыгрышей (что уже случается редко). Уменьшает ли это сложность игры или нет, очень спорный вопрос.
Эта разница в правилах не влияет на исход игры лучше, чем в 99% случаев. Среди тех редких ситуаций, когда это происходит, в большинстве случаев ничья по стандартным правилам является решающей игрой по правилам PP. На диаграмме показана надуманная позиция на крошечной сетке, где победа черных по правилам PP превращается в победу белых по стандартным правилам.
Гандикап по ряду можно использовать для уравнивания игры для игроков с разной силой. Простейший гандикап - позволить более слабому игроку сделать ход первым (т. Е. Отменить правило пирога). Кроме того, одно измерение сетки уменьшается, поэтому более слабому игроку нужно преодолевать меньшее расстояние.
В игру можно играть на сетках разного размера. Показанная здесь доска 12 × 12 ведет к очень короткой игре. На стандартной доске тактика доминирует; большие доски вводят более глубокие стратегические соображения. Поскольку в большинстве коммерческих наборов используются доски, которые состоят из четырех «квадрантов», которые либо скрепляются вместе, либо шарнирно соединяются, сетка 36 × 36 может быть собрана из трех стандартных наборов одинакового размера. В Европе на короткое время появилась подделка TwixT под названием «Imuri», в которой использовалась сетка 30 × 30. На доске не было отверстий, и были нарисованы линии, указывающие, где можно разместить ссылки. Это издание было снято с полок за нарушение авторских прав.
Вариант Diagonal TwixT Марка Томпсона имеет те же правила, что и стандартный TwixT, но линии границы проходят под углом 45 градусов к сетке. В версии Дэвида Буша пограничные линии проходят параллельно, чтобы соединить пути. Эти варианты приводят к различным тактическим схемам.
Официальные чемпионаты мира проводились в рамках Олимпиады интеллектуального спорта в 1997, 1998 и 1999 годах. С 2000 года TwixT проводил крупный международный турнир в рамках MSO, но официальных чемпионатов мира не проводилось. С 2011 года мероприятие TwixT в MSO снова стало чемпионатом мира. Список победителей представлен ниже.
Список чемпионов MSO