Толентинский договор был мирным договором между революционной Францией и Папской областью, подписанный 19 февраля 1797 г. и навязывающий условия капитуляции папской стороне. Подписантами от Франции были посол Французской Директории при Святом Престоле Франсуа Како и восходящий генерал Наполеон Бонапарт, а напротив них четыре представителя Курия.
Пия VI Это было частью событий, последовавших за вторжением в Италию на ранних этапах Французских революционных войн. Победив австрийцев в битве при Мантуе, у моста Аркола и в битве при Риволи, Наполеон больше не имел врагов в северной Италии и смог посвятить себя папе. Состояния. После девяти месяцев переговоров между Францией и Папской областью, в феврале 1797 года 9000 французских солдат вторглись в Папскую область Романья, не оставив Папе выбора, кроме как принять французские условия.
Соглашение добавило 15 миллионов ливров к возмещению из 21 миллиона, извлеченных из Папской области во время предыдущего перемирия, подписанного в Болонье, - всего 36 миллионов.
Кроме того, папский город Авиньон и его территория Comtat Venaissin, которые были оккупированы французскими войсками на ранней стадии революции, были формально уступили Франции - окончательно положив конец полувысячению папского правления.
Регион Романья - как уже отмечалось, уже захваченный французами - также был передан Папской областью и включен в недавно созданную Цизальпинскую республику.
Договор также был официально оформлен. конфискация художественных ценностей из Ватикана. Более сотни картин и других произведений искусства должны были отправиться в Лувр в Париже. Французские комиссары оставили за собой право войти в любое здание, общественное, религиозное или частное, чтобы сделать свой выбор и оценить, что нужно вывезти во Францию. Эта часть договора была распространена на всю Италию в 1798 году договорами с другими итальянскими государствами.
Другие условия, наложенные на Папскую область, включали компенсацию семье журналиста Хью де Бассевиль, убитого толпой в Риме за якобы «оскорбление Папы» и согласие на размещение французских войск в Анконе до конца войны.
Что касается французских терминов, то конфискация художественных произведений - или, как многие считали, кража и разграбление - подверглась критике, а ее законность подверглась сомнению. Среди самых яростных противников был Quatremère de Quincy, который в 1796 году написал брошюру «Письма в Миранду», в которой он подтвердил тесную связь между произведением искусства и местом, в котором оно было предназначено, утверждая, что «искоренение контекст, в котором было создано произведение, непоправимо ухудшает его читаемость ".
Из конфискованных произведений искусства в Париже остается бронзовая статуя работы Джунио Бруто. Однако большинство работ было восстановлено после падения Наполеона, а основные работы Бруто сейчас находятся в садах Ватикана в Риме.