Трансцендентальная бездомность (немецкий : transzendentale Heimatlosigkeit) - это философский термин, введенный Джорджем Лукачем в его эссе «Теория романа» 1914-15 годов. Лукач цитирует Новалиса в начале эссе: «Философия - это действительно тоска по дому - желание быть везде дома». Эссе разворачивается в тесной связи с представлением Новалиса о том, что современная философия «оплакивает отсутствие пре-субъективной, пре-рефлексивной привязки разума» и пытается найти обоснование, но не может достичь этой цели из-за современной дискурсивной природы философии.
В «Теории романа», что касается литературы, Лукач предполагает, что эпоха гомеровских эпосов характеризовалась «замкнутой тотальностью», в которой дорефлексивный герой связан с космической судьбой (домом душа), так что одиночество превращается в твердое положение во Вселенной. В современном романе, однако, предмет не связан с вечным, и поэтому одиночество более выражено - одиночество души, которая не может найти космический (трансцендентный) дом.
Он обозначал современные романы, особенно Гете Вильгельм Майстер, Толстой и Достоевский, как художественное выражение метафизических условий этой эпохи.