Тотила - опера Джованни Легренци, написанная в 1677 году на либретто Маттео Нориса и сначала исполнено в Teatro Santi Giovanni e Paolo в Венеция.
Поющие роли в опере: Белисарио (тенор), Цинна (тенор), Клелия (сопрано), Десбо (альт) Флоро (сопрано), первый исаврийский (сопрано), второй исаврийский ( альт), Лепид (сопрано), Марция (сопрано), Публикола (альт), Сервио (бас), Теодатус (бас), Тотила (сопрано), Витиге (меццо-сопрано).
Действие происходит в Готических войнах и основано на конфликте между королем Тотилой из остготов и византийским полководцем Велизарием. На самом деле Тотила дважды разорял Рим: в 546 и снова в 550, но в либретто не указано, должно ли действие происходить в одном из этих двух событий или в их сочетании. из них.
В первом акте, действие которого происходит в осажденном Риме, Клелия, жена консула Публиколы, планирует оказать сопротивление Витиге и показывает, что она готова убить ее, чтобы не попасть в руки готов. она готова убить своего спящего ребенка, чтобы предотвратить его попадание в руки захватчиков. Есть впечатляющая сцена, в которой готы сожгли Рим. Марция бросается из окна и попадает в объятия Тотилы, который влюбляется в нее и арестовывает ее отца, сенатора Сервия. Далее следует комическая интерлюдия, в которой слуга Десбо ошибочно сообщает Publicola, что Клелия мертва; затем он теряет рассудок и ругает бедную Десбо, которая пытается защитить себя. Тем временем Клелия решила предложить себя Витиге в обмен на свободу, но он вынужден пощадить ее. Первый акт заканчивается потрясающими сценическими эффектами: звучит труба, открывается гигантский слон, и выходят Белисарио, Лепидо и Цинна.
Второй акт открывается сценой меланхолии и безумия Публиколы. Другая сцена изображает Марцию, садящуюся на корабль Тотилы. Когда она отвергает его ухаживания, ее привязывали к мачте. Женщина высмеивает Тотилу, но, когда он пытается ее поцеловать, она его отвергает. В ярости Тотила привязывает Марцию к мачте корабля. Белисарио и Лепидо прибывают и сражаются с Тотилой, когда бушует буря. Корабль Тотилы тонет, и Лепид спасает Марцию. Клелия, замаскированная под солдата, бросает вызов Витиге на дуэль, но он узнает ее и признается в любви; снова она отвергает его. Белисарио заключает Витиге в тюрьму и освобождает Сервия, в то время как Тотила считается мертвым.
В третьем акте Тотила, замаскированный, приказывает Витиге убить Белисарио, но он отказывается, тронутый великодушием генерала. Публикола и Десбо появляются в другой комической интермедии: в своем заблуждении Публикола принимает Десбо за Нарцисо и пытается соблазнить его. Десбо убегает, преследуемый Публиколой, который, вооружившись луком, ранит Тотилу. Прибывает Велисарий, но вместо того, чтобы убить Тотилу, помогает ему. Клелия и Публикола воссоединяются, а Белисарио и Лепидо заявляют о своей готовности отказаться от своей любви к Марции, если Тотила станет вассалом Джустиниано.
В сочинении Легренци для оперы есть несколько примечательных моментов., включая выражение ревности через сопоставление постоянного баса, накладывающегося на медленную вокальную линию, и использование трубных арий, а также их вокальных имитаций, чтобы отразить военную обстановку действия. Ему также удалось включить элементы комедии в серию опер.
. Музыка Легренци изображает четыре главные роли как отдельные типы. Велисарий олицетворяет щедрость и великодушие, а его арии имеют героический характер, в то время как Тотила, его противоположность, склонен к насилию. Разграничение главных женских ролей также ясно. Поведение Клелии неизменно нравственно; Марция, напротив, высмеивает Тотилу и издевается над своей судьбой, но в конце концов уступает обоим.
электронная версия оригинального либретто